CarRacer.ru
 
  • Главная
  •  
  • Ралли
  •  
  • Автогонки
  •  
  • Автокросс
  •  
  • Ле-Ман
  •  
  • Формула 1
  •  
  • Еще разделы
    Индикар Картинг Мото GP Мотогонки Мотокросс
  •  
     
    CarRacer.ru / Формула 1 / 1993 год / Формула-1 в Монако (1993 год)

    Формула-1 в Монако (1993 год)

    Сентябрь 1993
            0

    Ву-у-ммм... мумм... мумм...» — гаркнули в ухо на последнем дыхании выхлопные трубы. Жан Алези начал вырастать на моих глазах из кокпита «Феррари» — где он там помещался? Снятую «баранку» положил на кузов ничком: вот они кнопочки полуавтоматического переключения передач, та — с низших на высшие, эта — наоборот. Только навел объектив: «Скузи, синьор»,— один из механиков в красной робе, извиняясь, задел меня локтем. У «Феррари» не любят, когда фотографируют «исподнее» их болидов.

    Спецпропуск позволял во время тренировок толкаться в боксах с фотоаппаратом, заглядывать куда угодно, но не касаться (даже пальцем) ни одной детали — моральный кодекс гостя боксов. Так принято не только на Гран-при Монако — на всех этапах чемпионата мира формулы 1.

    Информация о фотографииМонако, город ненешнего поединка
    Монако, город ненешнего поединка
     
    В день гонок не до экскурсий в боксы — мы вместе с комментатором российской телепрограммы «Арена» Алексеем Бурковым при деле. Поэтому для двух с лишним часов телерепортажа в дни тренировок собрать бы максимум сведений. Но быть «пылесосом информации» тяжело. Всюду не успеешь. Только отвернулся от «Феррари» — в метре от меня профланировал великий Сенна — как механики сняли обтекатель над двигателем у машины под № 27... Везение!

    В нынешнем году конструкторы из Маранелло применили впускные патрубки переменной длины. И когда механики обнажили тот мотор, пришлось совершить балетное фуэте на каблуке. Только бы успеть разглядеть— управление от компьютера или... Механики меланхолично прикрыли интимное место мотора серебристой пластиковой накидкой — «Скузи, синьор!»

    В прошлом сезоне инженеры «Рено» на своих моторах модели «RS4» уже освоили свой «фокус». Давно не секрет, что, подобрав соответствующей длины впускные и выпускные трубы, скомбинировав их размеры с фазами газораспределения и другими параметрами двигателя, можно получить заметный прирост мощности. Заметный, но, увы, только на одном режиме работы. А для других нужно подбирать иную комбинацию размеров 28 и па аметров. И главный конструктор гоночного отдела «Рено» Жак Ийс придумал, как соответственно изменению скорости вращения коленчатого вала двигателя автоматически удлинять и укорачивать впускные патрубки.

    Тренировки — дело серьезное. Вот влетел для замены шин (нужны были из совсем мягкой смеси, чтоб «на выстрел», на лучшее время круга) Шумахер. Сенна уже поставил машину в бокс — у него второе после Шумахера время, Деймон Хилл привез третий результат (и лучше «выкрутить» не мог), Алези закончил тренировку с четвертым результатом. Всего пять кругов осталось ездить гонщикам, а Прост еще не выезжал.

    Информация о фотографииУлица, где продают сувениры
    Улица, где продают сувениры
     
    Чернявый и щуплый, Ален, словно следователь в дело, не отрываясь, глядел в телемонитор: «Вендлингеру на этом повороте все портит заметная избыточная поворачиваемость. А Деймон тут еще в торможении, а уже прибавляет газ — надо учесть». И так почти всю тренировку «Профессор» созерцал монитор...

    После поворота у самых защитных рельсов — пяток фотографов. Я тяну шею, чтобы между головами и растопыренными локтями хоть что-то увидеть, и вдруг все пятеро поворачивают объективы в мою сторону. Ага, узнали где-то, что на Большой приз Монако приехал корреспондент АМС и «Арены»...

    Увы. Просто к барьеру тихонько подкатили в коляске самого Вильямса и принесли монитор. Когда я обернулся, то увидел рядом с лысиной Фрэнка курчавую голову Проста. Иногда «Профессор» делал замечания — резко и безапелляционно. Шеф команды не спорил, но вдруг вяло обронил несколько слов. Прост встал, надел шлем, сел в машину и выехал на трассу. Лишь две-три машины кружились на ней. На последнем круге (тренировка исчерпала отведенные ей 45 минут) все ахнули.

    Вскоре Прост въехал в боксы. Он уже знал: дисплей в машине через телеметрическую связь сообщил, что у него лучшее время 1.20,557. И сбросить даже тысячные доли секунды с него уже никто не мог — тренировка закончилась.
    «Профессор» хладнокровно выполнил свой тактический план. Он лучше всех понимал, что резкий старт ему не всегда удается. И начать гонку с «поул-позишн» он обязан.

    Информация о фотографииПеред стартом
    Перед стартом
     
    Мне хотелось взять у Проста автограф, сказать Деймону Хиллу, что когда-то его отец был для меня кумиром, пофилософствовать с Сенной «о сущности любви»... к гонкам. Неразговорчивые, сосредоточенные, ушедшие в себя люди мысленно уже неслись по трассе... Они бережно ограждали эту сосредоточенность от всех и вся. При любом вопросе в лучшем случае молча отворачивались или бросали слова из боцманского лексикона.

    «Мак-Ларен», «Вильямс», «Бенеттон» (а в конце сезона к ним добавится и «Футуорк») взяли на вооружение активную подвеску колес. Снабженный ею автомобиль сохраняет неизменным дорожный просвет при поворотах, разгонах, торможениях, при полных и порожних баках. Неизменность «щели» между днищем кузова и дорогой означает постоянство аэродинамической силы, прижимающей машину к дороге. В результате удается уверенно брать повороты с неслыханными боковыми ускорениями — вчетверо (а точнее, в 4,3 раза) больше ускорения земного притяжения. Антикрылья и другие аэродинамические устройства при содействии активной подвески колес прижимают автомобиль к дороге нагрузкой, которая втрое превышает его полный вес, и гонщик в среднем на секунду быстрее проходит каждый круг.

    В полуавтоматических коробках передач компьютер безошибочно все делает за гонщика (тот дает ему нажатием кнопки на руле лишь команду к исполнению), и каждое переключение происходит всего за четверть секунды — так быстро, что ухо не успевает уловить этот момент по изменению звука мотора.

    В дополнение к этим устройствам на лучших машинах теперь устанавливается антиблокировочная система (АБС) в приводе тормозов и противобуксовочная система. Она регулирует величину крутящего момента, прилагаемого к ведущим колесам так, чтобы не допустить их пробуксовку. Появился также и электронный привод управления дросселем: гонщик давит на педаль газа, а она подает в компьютер сигнал, по которому тот «принимает решение», мгновенно проанализировав поступающую к нему информацию от десятка датчиков.

    Информация о фотографииМашина Вильямса
    Машина Вильямса
     
    Компьютеры, микропроцессоры, электроника. Но порой их «коллективного разума» не хватает, чтобы приспособиться к нештатной ситуации. Бывало и такое. И вот уже Рон Деннис предусмотрел на своих «Мак-ларенах» постоянную, двустороннюю связь с боксами, командным пунктом «конюшни» посредством лазерного луча. В левом борту машины где-то в метре впереди задних колес для этого сделана небольшая амбразура. Лазерный луч позволяет на ходу изменять программу (точнее корректировать ее) в компьютерах, что управляют активной подвеской и противобуксовочной системой.

    Что ж, чудо техники! Прекрасно! Прекрасно! Так и хочется сказать: «Остановись, технический прогресс: ты и так прекрасен». Айртон Сенна давно задумывался над этой парадоксальной идеей. Машина начинает довлеть над гонщиком. Грядет смена ролей: не машина — придаток гонщика, а гонщик — ее придаток, один из ее компьютеров. Высококвалифицированный водитель с рафинированным чувством соотношения тяги и сцепления шины перерождается просто в деталь.

    Кроме гонок, Сенна увлекается авиамодельным спортом. И он более других имеет основания предположить, подумал я, что в перспективе на трассах формулы 1 будут нестись радиоуправляемые болиды, а гонщики выродятся в операторов. Но это означает смерть искусству водителя, это будет, как если бы певца заменяла в концерте фонограмма или синтезатор речи.

    Не удивительно, что такой маэстро, как Сенна, вместе с ним многие философы автоспорта из ФИСА активно выступают против электронных устройств, ограничивающих творчество пилота. Они справедливо полагают, что в любой гонке на личное первенство мира спортсмены должны оспаривать его, полагаясь на свои возможности, и без внешней, электронной помощи.

    Информация о фотографииБенеттон-B193B
    Бенеттон-B193B
     
    Пока, к счастью, сохранилось в календаре мирового чемпионата еще несколько этапов, где даже невидимый электронный помощник значит меньше, чем искусство виртуоза. Один из таких этапов — Большой приз Монако. И бразилец понимал, что именно здесь он, выше многих других стоящий гонщик, должен доказать, что приоритет был, есть и всегда должен остаться за Мастером, а не за Компьютером.

    Сенна в прошлом побеждал в Монако пять раз, как и другой маэстро из иной эпохи, Грэм Хилл. Четырежды тут первенствовал «Профессор». Даже не столько Просту (хотя и ему тоже) хотел бросить вызов Сенна на шестом этапе первенства мира. И Грэму Хиллу, и Компьютеру, и толпе сомневающихся.

    «Большой приз Монако без тени сомнения самая важная гонка, с точки зрения пилота. Концентрация здесь все время должна быть наивысшей, потому что всю дистанцию вы проходите в коридоре из отбойников. Тут нет места для сомнений или ошибок»,— сказал Айртон накануне соревнований. А его соперник № 1 Прост заметил: «Трасса в Монако такова, что никогда не угадаешь, что тут может случиться». Наверное, самую точную характеристику ей дал Нельсон Пике (надеюсь, вы не забыли, кто это?): «Выступать в Монако на машине формулы 1 все равно, что летать на вертолете по комнате».

    На двух гоночных колесах, словно Наполеон перед битвой на барабане, сидел Сенна. Черные маслины глаз — в запредельном мире. Интеллигентное лицо знающего себе цену, сложного по характеру, гроссмейстера гонок. В то же время оно отражало какую-то мягкость, терпимость глубоко верующего человека.

    Информация о фотографииШестой этап Гран-при
    Шестой этап Гран-при
     
    Как он ездит, почему побеждает: отвага, воля, разум, инстинкт? Однажды я прочел интервью, которое он дал несколько лет назад: «На последней официальной тренировке в Монако, в 1988 году я уже обеспечил себе «поул-позишн» и шел круг за кругом все быстрее и быстрее,— рассказывал Сенна.— В какой-то момент я показал наилучшее время, потом сбросил с него полсекунды, а потом еще секунду и все шел и шел. Внезапно я понял, что иду лучше, чем любой соперник, почти на две секунды, включая моего коллегу по команде на такой же машине. Я осознал, что более не веду машину умом. Это была езда по инстинкту. Словно я несся в туннеле, но не в том туннеле, что проложен под гостиницей, вся трасса для меня стала неким желобом.

    Я перешагнул, казалось, некий предел, но был в состоянии жать еще. Потом внезапно я осознал, что находился в ином измерении, чем обычно. Моя мгновенная реакция — сбавить, идти тише. Я медленно съехал в боксы и в тот день больше не хотел выезжать на трассу. Это меня испугало, потому что я находился за границей сознательного понимания хода событий...

    Если бы я был уверен, что легко смогу выйти из подобного состояния, может быть, я бы не придал этому значения. Но есть что-то вселяющее в меня неуверенность.. . Так что я больше не позволяю себе впадать в такое состояние. Я предпочитаю контролировать себя».

    Кажется, в противовес Сенне Шумахер ездит, руководствуясь инстинктом. Или его этакая беззаботность и улыбчивость лишь маска, а в самом деле управляет автомобилем, опираясь на ум и холодный расчет? Как Прост, как Деймон Хилл? Опыт такого ветерана, как Прост, помноженный на расчет, значит много. Но как объяснить его фальстарт на 51-м Большом призе Монако?

    Очень немного понадобилось времени, чтобы конкуренты подали протест, а судьи его удовлетворили. Прост на 12-м круге вынужден был в наказание отстоять в боксах 10 секунд с заглушенным двигателем.

    Информация о фотографииНапряжённая битва
    Напряжённая битва
     
    Шумахер неожиданно оказался в роли лидера. На его «Бенеттоне-В193В» помимо активной подвески колес на монакском этапе уже появилось противобуксовочное устройство. Оно помогало держаться за Простом при резком наборе скорости на выходе из поворотов. На прямых участках «вильямсы» Проста и Хилла развивали скорость 278 км/ч, а «Бенеттон» Шумахера — 271. Если бы не новая подвеска и противобуксовочное устройство, инстинкт мало помог бы Михаэлю.

    «Думаю, нет шансов здесь тягаться с «Вильямсом»,— сказал Шумахер накануне гонок,— но есть хорошие шансы держаться впереди Сенны и даже оторваться от него».

    Информация о фотографииШумахер выбыл из борьбы
    Шумахер выбыл из борьбы
     
    К двадцатому из 78 кругов Шумахер лидировал За ним — Сенна, Хилл, Алези, Бергер, Патрезе. Впервые машины «Феррари» (Алези и Бергер) заговорили во весь голос. «Вильямс» же Проста после штрафной остановки полторы минуты не заводился, и Ален ушел на трассу 2-2-м. Помните, «никак не угадаешь, что тут может случиться». Обгонять на тесной монакской трассе сложно, и Сенна предпочел оказывать психологический прессинг на лидера — Шумахера. А далеко позади них творил чудеса «Профессор». Он жал, обгонял слабых, сражался с сильными, и «Вильямс» работал как часы.

    На 32-м круге у шумахеровского «Бенеттона» сгорел компьютер, управляющий активной подвеской. «Зависли» два электрогидроклапана, жидкость из системы вытекла, и машина «легла на живот». А компьютер спровоцировал пожар, и улыбка сошла с лица немецкого гонщика. Сенна стал лидером, а за ним — Хилл, Алези, Бергер и Патрезе. Два «Феррари» в лидирующей пятерке — неслыханно. Пятым шел Патрезе, а шестым... Прост. С замиранием сердца следил за Простом Дюдо, шеф гоночного отделения «Рено». Его мотор после досадного сбоя работал прекрасно. Фордовский же двигатель на «Бенеттоне» Патрезе приказал долго жить на 53-м круге. Подвела электроника.

    Информация о фотографииСенна комментирут поеинок с Шумахером
    Сенна комментирут поеинок с Шумахером
     
    Незадолго до финиша Бергер в попытке прорваться по внутренней бровке вперед испортил всю песню. Он выбыл из борьбы с разбитым автомобилем и намял бока «Вильямсу» Хилла. Сходы были на руку Просту: он оказался на финише... четвертым, сумев на 52-м круге показать лучшее время гонки— 1.23, 604. Бернар Дюдо назвал это исключительным 36 результатом.

    Прост снискал лавры героя-неудачника. А Сенна продемонстрировал, что он просто лучший из лучших — никто, кроме него, не смог шесть раз выиграть на архи-сложной трассе в Монако. Еще доказал он, что гонщик — решающий фактор успеха и надо объявить «электронных помощников» вне закона. Правда, боссы «Вильямса», «Мак-Ларена», «Бенеттона» вложили в них фантастические деньги и намерены сказать реформатору Максу Мосли, главе ФИСА: «Будем взаимно выгодны!» Только выиграет ли от этого автомобильный спорт и мировой чемпионат? Боже, укрепи дух Мосли!
    Источник: Журнал «АМС», №9, 1993


    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Восходящая звезда Формулы 1 Михаэль Шумахер
    Наиболее удачные моторы для болидов Формулы 1
    Первый этап ЧМ-93 Формула 1 — Гран-при ЮАР
    3-й этап чемпионата мира Формулы-1
    Люди Формулы-1: Клей Регацциони
    Возвращение моторов Хонда в мир автогонок
    Найджел Мэнселл переходит из Ф1 в американские гонки
    Чемпионат Формулы-1 в Италии
    Формула-1 в СССР
    Гонщики команды "Феррари" на Гран-при Испании 1993года

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Формула-1 в Монако (1993 год)

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Чемпионата мира в формуле-1 (93-й год)
    Гоночные кары производства Беларуси
    "Инди кар"-93
    Новые требования к автомобилям на Гран-при Канады-93
    Аллен Прост возвращается в лидеры Формулы-1 в 1993 году
    Юмор на повышеных скоростях
    Ален Прост уходит из Формулы 1
    Дисцвалификация Алессандро Дзанарди
    Заключительный этап чемпионата Германии формулы «Юниор» в 93-м году
    Формула 1: Гран-при Японии и Австралии 93-года



    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 23 + 23 =

           


    Список подкатегорий

    Кэмел-трофи Автосалон Мотосалон Спортивные модели Легковые автомобили Вокруг колес Панорама Знаменитости Наш собеседник Звездный сбор Личный архив Информация Статистика


    Похожие статьи


    Кубок мира для переднеприводных автомобилей группы А (1993 год)
    Шестой этап рейда «Атлас» (1993 год)
    Гонки «Трофей СИК» в Аксамо (1993 год)
    Восьмой этап чемпионата СНГ по мотокроссу (1993 год)
    Шестой этап чемпионата России по автокроссу (1993 год)
    Чемпионат Москвы по любительским видам автоспорта (1993 год)
    Международные состязания серийных легковых машин (1993 год)
    Формула 1 Гран-при 94: этап в Монако и Испании
    Гран-при Формула 1: этап 6, 7, 8 (1994 год)
    Чемпионат Формула-3000 (6-й этап, 1994 год)
    ’ўЁв­гвм
    © CarRacer.ru 2013 × Контакты × Карта сайта
    Ралли × Автогонки × Автокросс × Ле-Ман × Формула 1 × Индикар × Картинг × Мото GP × Мотогонки × Мотокросс × Кэмел-трофи × Автосалон × Мотосалон × Спортивные модели × Легковые автомобили × Вокруг колес × Панорама × Знаменитости × Наш собеседник × Звездный сбор × Личный архив × Информация × Статистика
    CarRacer.ru