CarRacer.ru
 
  • Главная
  •  
  • Ралли
  •  
  • Автогонки
  •  
  • Автокросс
  •  
  • Ле-Ман
  •  
  • Формула 1
  •  
  • Еще разделы
    Индикар Картинг Мото GP Мотогонки Мотокросс
  •  
     
    CarRacer.ru / Наш собеседник / 1991 год / Яанус Лигур: хочу быть первым среди сильнейших

    Яанус Лигур: хочу быть первым среди сильнейших

    Январь 1991
            0

    Информация о фотографииЯанус Лигур
    Яанус Лигур
     
    Наши автогонщики не избалованы вниманием прессы. В отличие от хоккеистов, например, их не встречают в аэропортах поклонники с цветами и фоторепортеры. Вот и на этот раз в Шереметьеве не было ни тех ни других. А жаль — повод был.

    В ко н це каждо го года Международная автомобильная федерация в своей штаб-квартире традиционно проводит награждение чемпионов мира по автоспорту. В декабре года минувшего в Париж, кроме Айртона Сенны, Карлоса Сайнца и других чемпионов, ФИА пригласила победителя Кубка Европы по автокроссу эстонского гонщика Яануса Лигура. Впервые в истории отечественного автоспорта наш спортсмен стал победителем официального европейского соревнования.

    Признаться, ожидая в Шереметьеве рейс из французской столицы, я представлял себе радостного именинника, счастливого победителя, щедро делящегося с журналистом своей удачей. Он расскажет мне, как в компании с самыми известными гонщиками мира купался в лучах славы. Обязательно покажет большущий Кубок Европы, куда, как мне доподлинно известно, победители наливают шампанское.

    Но Яанус, покопавшись немного в сумке, достал небольшую коробочку и смущенно передал ее жене. В ней-то и был Кубок. Очаровательная Марэ счастливо улыбалась. Им явно было не до журналистов.

    — Если я и «купался в лучах», то лишь несколько секунд, когда на сцене меня поздравлял президент ФИА Жан-Мари Балестр,— проронил Лигур.— Все внимание было приковано к «мировым». А я кто такой? Даже не чемпион Европы. Ведь Кубок-1600 — это же вторая лига. Главные автокроссовые события происходят в чемпионате, где машины гораздо мощнее и быстрее.

    Вот тебе раз. Теперь мне самому приходилось доказывать «счастливому победителю», какой он молодец. А передо мной сидел серьезный тридцатилетний мужчина без тени улыбки на лице.

    — Однако, Яанус, согласитесь, у вас были серьезные соперники — чехословацкие спортсмены, немцы, итальянцы, австрийцы.

    — Честно говоря, настоящий серьезный соперник у нас с Николаем Тионсом из Бауски был один — Петер Мюкке из Восточной Германии. На тех этапах, где его машина была в порядке, спорить с ним было делом почти безнадежным. Чехи «проспали» зиму — не сумели подготовить полноприводные машины, и мы сразу получили фору. Что касается Западной Европы, тут дело сложнее. Конечно, автокросс в ФРГ, например, необычайно популярен, любят его и в Австрии, в Италии, там много неплохих гонщиков, хорошая техника. Но багги с 1600-кубовым мотором — машины для любителей, и Кубок Европы, в общем, любительские соревнования. Здесь молодежь набирается опыта перед тем, как шагнуть в высший класс — чемпионат Европы, который разыгрывается в категории до 3500 см3. Поэтому и отношение к Кубку западных гонщиков соответственное — для них не столь важен спортивный результат, и ездят они не на все этапы.


    — Но техника у них вряд ли любительская.

    — Да, машины западных спортсменов выглядят посолидней наших. На 30— 40 килограммов легче и примерно на 40 сил мощнее. Двигатели, в основном, «Фольксваген» и «Ауди», подготовленные специализированной фирмой «Оттин-гер». Мне же самому приходится, как говорится, доводить до ума вазовский мотор.

    — Так за счет чего же вам удалось выиграть?

    — Главный мой козырь — надежность. За весь сезон машина сломалась лишь однажды — на первом этапе. Остальные же восемь я стабильно приезжал в тройке призеров.

    Тут-то я и разговорю Яануса, подумалось мне. Мол, стабильность — признак мастерства, и я сейчас узнаю, как Лигур прекрасно чувствует свою машину, как замечательно умеет ее водить. Ведь победил же он и Мюкке с его двухмоторной «Ямахой», и других соперников на легких и мощных автомобилях. Но мой собеседник, едва заметно улыбаясь серьезными глазами, все время уводил разговор в сторону своих забот. О том, как замучила его коробка передач, и о том, что необходимо совершенствовать подвеску — слабовата. В Добр-жанах, в Чехословакии она так «пробивала», что чуть без зубов не остался. Тогда я решил зайти с другого конца:

    — Яанус, а почему автокросс? Как получилось, что не кольцевые гонки, не ралли, а именно багги стали вашей специальностью? Или что, тоже скажете — «вторая лига»?

    — А я как-то и не задумывался о кольце и ралли. Автокросс был первой любовью, если говорить высокими словами, и остался единственной. Отец был водителем, так что к автомобилям я был неравнодушен с детства. А в школе впервые увидел кросс на грузовиках. Попробовал сам проехать круг на ГАЗ-51. Понравилось, заглянул в секцию и — пошло-поехало. Сначала был механиком, а в девятнадцать сам сел за руль.


     
    Я учился тогда в Таллиннском техническом университете, за 200 километров от дома, и времени для автомобилей оставалось в обрез. Но все же строили мы в ту пору новую машину, мучались без хорошей резины. Я участвовал во всех республиканских, прибалтийских соревнованиях, во всесоюзных. Правда, результатов не было — ни разу даже призером не становился. А вот когда создали четвертую зачетную группу, где простор для инженерной фантазии гораздо шире, дела пошли в гору. В 1986 году я сделал сначала среднемоторную машину, но слабым местом ее были подвеска и коробка. В следующем году уже с заднемоторным автомобилем я попал в сборную страны. На первой своей международной гонке, в Чехословакии сломался и был лишь 15-м. А на второй, в Кишиневе все прошло без сучка и задоринки — победа.

    — А что же дальше, Яанус? Вы стали победителем в низшем классе, теперь, кажется, сам бог велел переходить в высший. Как вы оцениваете свои шансы в чемпионате Европы?

    — Я несколько раз ездил на этапах первенства в этом классе и показывал неплохие результаты. Так что, думаю, сил и мастерства у меня хватит. Но выступать там мне, похоже, не придется. У нас в стране нет конкурентоспособного мотора, а приобретать за рубежом — нужна валюта. Такие двигатели стоят очень дорого—минимум десять тысяч немецких марок. Ни мне, ни нашему районному объединению «Сельхозтехника» таких денег достать просто негде. Поэтому у меня остается один путь — продолжать выступать в Кубке Европы в своем классе. Вот приеду домой и сразу займусь делом — нужно здорово поработать с подвеской, трансмиссией, двигателем. Сезон 1991 года обещает быть гораздо труднее, чем минувший. Гонщики Чехословакии начнут его во всеоружии — на полноприводных машинах, да и два других моих соперника — Мюкке с Тион-сом спуску не дадут. Но чемпионат Европы все равно останется главной моей мечтой. Уж если быть первым, то среди самых сильных.
    Беседу вел А. Мельник. Фото З. Сеглиньша и из архива Я. Лигура

    Источник: Журнал «АМС», №1, 1991


    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Йос Вассен президент Международной мотоциклетной федерации
    Виталий Александрович Ершов - победитель ралли Директор
    Эрнест Бюзер - президент СИК
    Зачем КамАЗу автоспорт
    Джекки Икс — двукратный вице-чемпион формулы 1
    Сергей Часовских - семикратный чемпион по мотоболу
    Олег Яровой — начальник Центрального автомотоклуба ДОСААФ

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Яанус Лигур: хочу быть первым среди сильнейших

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Жорди Санчес Таррес — звезда мирового триала
    Георгий Сурков — спортивный комментатор телевидения
    Донни Смит — звезда мотокросса
    Петроченков Семен Николаевич
    Интервью с зам. председателя Союза спортсменов А. Виноградовым
    Андрей Логинов — президент российской автомобильной ассоциации
    Зденек Малиновский — мечтаю, чтобы было меньше работы
    Геннадий Моисеев — приключения начинающего бизнесмена
    Юха Канккунен — чемпион мира по авторалли
    Пер-Олоф Сирениус — ветеран шведского спидвея



    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 31 + 10 =

           


    Список подкатегорий

    Кэмел-трофи Автосалон Мотосалон Спортивные модели Легковые автомобили Вокруг колес Панорама Знаменитости Наш собеседник Звездный сбор Личный архив Информация Статистика


    Похожие статьи


    Эдди Лоусон: быть вторым мне неинтересно
    Чемпионат мира по спидвею среди юниоров
    Какой быть новой «Формуле»?
    Первый этап чемпионата СНГ среди клубов высшей лиги в Балаково
    Первенство мира 1992 года среди спортивных автомобилей
    Чемпионат России по мотокроссу среди профессиональных команд (1 этап, 94 год)
    Чемпионат по мотокроссу среди профи (1994 год, 3 этап)
    Чемпионат по мотокроссу среди профи (1994 год, 4 этап)
    Новоиспечённые чемпионаты мира по картингу среди юниоров
    Гран-при США по мотогонкам быть!
    © CarRacer.ru 2013 × Контакты × Карта сайта
    Ралли × Автогонки × Автокросс × Ле-Ман × Формула 1 × Индикар × Картинг × Мото GP × Мотогонки × Мотокросс × Кэмел-трофи × Автосалон × Мотосалон × Спортивные модели × Легковые автомобили × Вокруг колес × Панорама × Знаменитости × Наш собеседник × Звездный сбор × Личный архив × Информация × Статистика
    CarRacer.ru