Рассказывает старший тренер сборной СССР по картингу ВАСИЛИЙ СКРЫЛЬ.
— После неплохого выступления в соревнованиях Трофея СИК в мае в Польше мы собирались выйти на старт еще как минимум двух-трех гонок. В венгерском Кечкемете, где трасса похожа на ту, что была потом на чемпионате мира и Европы во французском городе Лавале, а также в Ческа-Липе и Требатице, что в Чехословакии. Туда должны были поехать сильнейшие наши спортсмены — Раймонд Гудрикис и Арнис Юршевский из латвийского города Кандава, которые готовились к первенству континента в классе «Интер-континенталь С», а также москвич Петр Бушланов. Он первым из советских картингистов заработал международную лицензию А, дающую право стартовать в чемпионате мира в формуле С. Однако, с одной стороны, финансовые трудности, с другой — таинственная история с исчезновением приглашений, отправленных в адрес ЦК ДОСААФ СССР чехословацкими коллегами, сломали все планы сборной. Так что во Франции пришлось выступать практически с листа, потому что, добавлю, этапы всесоюзного первенства — не в счет. Там спортсмены используют технику на порядок хуже машин международного уровня.
Вдобавок из-за досадной нерасторопности сотрудников внешнеторгового объединения «Совтехноспорт» сборная лишилась двух специально для нас подготовленных цилиндров. Об их поставке мы договорились еще в прошлом году с итальянской фирмой «Павези». Пришлось даже в формуле С, где техтребования позволяют значительную форсировку, выступать на стандартных цилиндрах. Итог: 38-е контрольное время у Бушланов а на чемпионате мира, а в чемпионате Европы лучшее, 37-е, у Юршевского. Арнис, правда, мог подняться и повыше, если бы вместе с Рябчиковым и Еблаковым не схватил по 0,25 секунды штрафа за превышение шума, хотя во время предварительного замера все было в норме. У многих, правда, закралось подозрение, что поначалу судьи ошиблись, измерив шум на более низких оборотах. Кстати, на этом же попался и будущий чемпион мира итальянец Пиччини. Ему прибавили целых 4 секунды. Но Пиччини есть Пиччини. Он еще в отборочных заездах, стартуя каждый раз из последнего ряда, перебрался на 10-е место. Уже в предфина-ле стал первым. Ну а в финале чемпиону просто не было равных.
Наши гонщики так и не пробились в финал. Хотя неплохие шансы были, например, у Гудрикиса. Но он удивил всех тем, что после контрольного заезда проехал мимо весов, забыв пройти обязательное взвешивание. Его время судьи аннулировали.
Отсутствие соревновательного опыта на высшем уровне сказывалось буквально во всем. Терялись советские гонщики во время непривычного для нас медленного старта с хода. За рубежом он применяется только два года, а у нас в стране просто в диковинку. Главная его особенность в том, что набирать максимальную скорость гонщик может лишь между специальной желтой линией и стартовым створом. До этой зоны ехать надо медленно, строго соблюдая стартовую расстановку. Так что при динамичном моторе и определенной сноровке наиболее удачливые гонщики успевают прямо со старта обогнать нескольких соперников.
Нет пока у наших спортсменов и устойчивого навыка работы с западными двигателями, как говорится, в боевых условиях. Да и откуда ему взяться, если над каждой железкой трясемся, словно она золотая, боимся лишний круг на моторе проехать — как бы не сломать. Ведь запчасти в сборной считанные. Между тем, к примеру, представитель известной своими картинговыми двигателями фирмы ТМ полтора месяца провел на трассе в Лавале, подбирая разные варианты коробок, которые продавал потом тем, кто ездит на ее моторах, и давал свои рекомендации.
Так и не успели мы приноровиться к новой низкопрофильной резине, которую получили лишь накануне гонок. Лидеры выступали именно на таких покрышках, а вот Бушланов ехать стал даже медленнее.
Что и говорить, итог этого нашего выхода в «высший свет» печален. Конечно, при некотором везении кое-кто из советских гонщиков мог пробиться в финал. Однако если смотреть правде в глаза, мы вряд ли играли бы там заметную партию. Да и наивно было бы на это рассчитывать, если чемпионат мира и Европы для спортсменов практически вторая серьезная гонка в сезоне.
Между тем, я уверен, что сильнейшие советские картингисты в мастерстве не уступают большинству соперников. Скажем, молодой поляк Вызга два предыдущих года участвовал в Кубке дружбы и выглядел там на фоне наших гонщиков весьма бледно. А на нынешнем чемпионате Европы он занял 11-е место. Отец у него, правда, в сегодняшней Польше — человек состоятельный и на сына денег не жалеет. Технику покупает лучшую, на заграничные вояжи не скупится. «Вот бы каждому из нас по такому папе»,— грустно шутили наши ребята. А если серьезно, то советская сборная сейчас остро нуждается в спонсорах. Без них, боюсь, серьезных успехов советским картингистам не достичь.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1990