CarRacer.ru
 
  • Главная
  •  
  • Ралли
  •  
  • Автогонки
  •  
  • Автокросс
  •  
  • Ле-Ман
  •  
  • Формула 1
  •  
  • Еще разделы
    Индикар Картинг Мото GP Мотогонки Мотокросс
  •  
     
    CarRacer.ru / Мотокросс / 1992 год / Личный чемпионат мира на мотоциклах с коляской 1992 года

    Личный чемпионат мира на мотоциклах с коляской 1992 года

    Июнь 1992
            0

    Рояль в кустах


    Посадка в ТУ-134, следовавший по маршруту Москва — Черновцы, давно уже была закончена, но вылет задерживался. Надо было как-то убивать время, и я разговорился с соседом по креслу. Невинный обман, когда в телепередачах заранее подготовленное действие объясняется чистой случайностью, называется «рояль в кустах». Вспомнил об этом, когда узнал, что мой сосед из Ирбита, а двое уже немолодых людей, сидящие в первом ряду и почему-то мне очень знакомые, не кто иные, как многократные чемпионы страны ирбитчане Анатолий Сибирцев и Валентин Телегин. Лет двадцать назад я часто встречал их на всесоюзных кольцевых и кроссовых трассах и в то время им не было равных. Именно Сибирцев и Телегин были нашими первопроходцами на международной арене, когда ФИМ взяла соревнования по мотокроссу на машинах с коляской под свое крыло, организовав сначала розыгрыш Кубка Международной мотоциклетной федерации, а затем чемпионат Европы.

    Информация о фотографииЖаркое мессиво мотокросса
    Жаркое мессиво мотокросса
     
    Конечно, я тут же пересел в первый ряд к своим старым знакомым. Два часа полета незаметно промелькнули в воспоминаниях. «В первый раз мы выехали за рубеж с мотоциклами весом в двести пятьдесят килограммов, — рассказывал Анатолий Николаевич. — Знаете, ведь тогда считалось, чем тяжелее машина, тем она надежнее. И все-таки мальчиками для битья мы не были, хотя после каждого заезда руки и ноги буквально отваливались. Посмотрев зарубежную технику, решили облегчать ходовую часть. В перерывах между этапами умудрялись на заводе сбрасывать по тридцать — пятьдесят килограммов. Наверное, не было на предприятии человека, который не заботился бы о наших результатах. В семьдесят первом мы с Валентином ниже десятого места не опускались, хотя было много сходов. В следующем сезоне я в Бельгии первый, в Голландии — пятый, в Швеции — седьмой. Тогда из-за финансовых трудностей мы пропустили восемь этапов, и все равно в итоговой таблице чемпионата оказались также восьмыми».

    Что и говорить, лихо заявили о себе эти заводские спортсмены в первых официальных международных кроссах колясочников. Нужно было только одно — трудиться дальше: облегчать и улучшать ходовую часть, повышать надежность и мощность двигателя. Но случилось непредвиденное. Поехал как-то руководителем команды ирбитчан полковник из ЦК ДОСААФ СССР и, вернувшись в Москву, доложил руководству, что над нашими машинами из-за их устаревшего дизайна, напоминающего времена вермахта, за рубежом смеются, а это, мол, подрывает авторитет великой державы. Решения тогда принимались быстро — запретить. На долгие годы советский мотокросс с коляской был вычеркнут из международного календаря.

    Информация о фотографииЕще не остыл от борьбы после победы в третьем заезде Ж. Месене
    Еще не остыл от борьбы после победы в третьем заезде Ж. Месене
     
    Спустя много лет Ирбит-ский мотозавод нашел в себе мужество, а главное финансовые возможности, чтобы вновь подготовить команду для участия теперь уже в чемпионате мира. «Машины, конечно, совершенно не те, что в наши времена, — продолжал А. Сибирцев. — На чистокровных фирменных мотоциклах уже никто не выступает. Рама и коляска, к примеру, немецкая, двигатель — японский или австрийский. Но на «уралах» много узлов и деталей родных, заводских. Применяем, конечно, лучшее из комплектующих зарубежного производства. Очень помогает нам ВНИИмотопром в Серпухове, с которым у нас заключен договор о сотрудничестве и работы которого наш завод финансирует. И знаете откуда берутся средства? Серийные «уралы» охотно стали покупать за рубежом. По той же причине, что повлияла когда-то на отлучение ирбитчан от международных соревнований, — уж очень нравится там за бугром антикварный дизайн наших мотоциклов».

    Тяжелая доля колясочников


    Информация о фотографииНа некоторых участках устроителям не удалось избавить участников от пыли
    На некоторых участках устроителям не удалось избавить участников от пыли
     
    Вполне обоснованные опасения, что седьмой этап из-за наших неурядиц проигнорирует большинство западных участников, к счастью, не оправдались. В Черновцы приехали 40 экипажей из 12 стран, в том числе все сильнейшие — лидеры нынешнего сезона, прошлогодние чемпионы мира голландцы Эймберт Тиммермане — Эрик Верхаген (ЭМЛ-«Кавасаки»), их ближайшие преследователи бельгийцы Эдди Рамон — Джино Струбб (ЭМЛ-КТМ), победители мирового первенства 1988—1989 годов Христоф Хюссер — Жозеф Месбургер из Швейцарии (ВМЦ-«Ямаха»). Появились и редкие теперь гости на автомобильных и мотоциклетных трассах СНГ экипажи из Латвии и Эстонии.

    Пять дуэтов представляли Россию, наибольший интерес из которых представляло выступление двух — ирбитчан Василия Прядеина — Андрея Завьялова на «Урал-КТМ» и их земляков Сергея Щербинина — Сергея Зырянова, потенциально самого сильного нашего экипажа, вооруженного таким же мотоциклом, но подготовленным в Серпухове. Правда, на нынешнем первенстве они были на разных позициях. В Югославии и Голландии, где состоялись первые этапы, Прядеин со своим напарником во всех заездах входил в десятку сильнейших и вышел на общее шестое место. Затем российская команда опоздала на тренировку во Франции и в число участниц этого этапа не попала, пропустила соревнования в Португалии, не добыла очков в Бельгии и Германии, и в итоге экипаж Прядеи-на перед стартом в Черновцах занимал 19-ю строчку в турнирной таблице. А уж в самом ее хвосте находились Щербинин и Зырянов. Что-то упорно не везет им в нынешнем году.

    Информация о фотографииПобедители первого заезда А. Ленхерр — Р. Вебер в закрытом парке
    Победители первого заезда А. Ленхерр — Р. Вебер в закрытом парке
     
    Итак, 40 экипажей, а это означало, что десять лишних определят два контрольных заезда. Судя по огромной скорости, которую сразу же развили Щербинин с Зыряновым, опасений оказаться вне числа основных участников у них не было. И вдруг мотоцикл остановился. Наши механики из бокса гурьбой бросились вниз по косогору, чтобы оказать помощь. Но работы для них не нашлось. Мотоцикл был исправен.

    А вот Сергея Зырянова привели под руки в закрытый парк медики. Еще на этапе в Бельгии он сломал ключицу. Вроде бы залечил эту травму, но за неделю до старта в Черновцах на кроссе в Латвии сильно ушиб ногу. И вот теперь во время контрольного заезда боль в пятке стала настолько невыносимой, что он попросил своего пилота остановиться. Так они вновь оказались зрителями.

    Учитывая роскошную ширину стартовой зоны, международное жюри сочло возможным оставить в числе участников 32 экипажа. Из них шесть швейцарских дуэтов, по пять — голландских и немецких, по три — бельгийских, французских и российских, два — эстонских и по одному из ЧехоСловакии, Италии, Латвии, Великобритании и Украины.

    Информация о фотографииПризеры третьего заезда на пьедестале
    Призеры третьего заезда на пьедестале
     
    Мотокросс — удивительное по красоте зрелище. Но в исполнении дуэтов оно краше вдвойне. Чего стоит старт, когда три десятка трехколесных мотоциклов одновременно срываются с места и стремительной шеренгой мчатся по 50-метровой прямой, выбрасывая из-под задних колес шлейфы песка. Вот и первый поворот. И, как у поэта, все мешается в кучу — машины, люди. А дальше начинается поистине цирковое представление в исполнении колясочников. На кроссовой трассе мотоцикл подобен необъезженному скакуну. Водителю легче — у него много точек опоры, чтобы удержаться в седле. А каково колясочнику? Не больше нескольких секунд он может мчаться стоя, держась обеими руками за дугу. Остальное время — тяжелейшая и опасная работа. Он то стремглав бросается на сиденье позади пилота, крепко обняв его, — загружается ведущее колесо, то, уцепившись лишь одной рукой за дугу, повисает в воздухе, почти касаясь телом земли. И когда по трассе мчится пелетон, колясочники делают все это синхронно, красиво, как в хорошо отрепетированном спектакле. Честно говоря, не знаю, кто главное действующее лицо в экипаже — водитель или его напарник. Однако вне сомнения, тот и другой должны понимать и предугадывать совместные действия без полуслова и взгляда.

    Первый заезд (а каждый этап состоит из трех, являющихся самостоятельными соревнованиями) прошел под знаком явного преимущества англичан Шина Маллоуза — Джейсона Питерса (ЭМЛ-КТМ). Выиграв старт, они на протяжении девяти кругов упорно увеличивали отрыв от соперников. Оставался самый последний и коварный участок трассы — почти вертикальный подъем, и дальше, казалось, спуск с крутого берега реки Прут к финишу не помешает им добыть победу. Но именно на этом подъеме произошел казус — слетела ручка газа. В итоге только третье место после швейцарцев Андреаса Ленхерра — Рейнхарда Вебера и немцев Клауса и Томаса Вайнманнов (все — ЭМЛ-«Забель»). Наши экипажи начали гонку среди последних, и лишь Прядеину и Завьялову удалось пробиться на 11-е место, заработав очередные зачетные очки.

    Зато во втором заезде они, к восторгу десятков тысяч зрителей, дали настоящий бой лидерам. Уйдя со старта девятыми, Василий и Андрей на шестом круге уже четвертые. Но буквально в метре от них мчались серебряные призеры прошлогоднего первенства бельгийцы Рамон — Струбб. За гонкой мы — автор этих строк, Щербинин, тренер сборной Сергей Кузнецов и механик Вадим Орехов наблюдали из «Икаруса», стоявшего напротив финишного створа. И хорошо было видно, что на какие-то мгновения в этой точке наш экипаж опережал бельгийцев. Последний спуск и последний поворот — разрыв примерно в три метра. Как по команде, словно Василий мог нас услышать, мы все четверо закричали: «Занимай внутреннюю бровку!» Не послушался нас Прядеин — ушел на внешнюю, и слева тут же прошмыгнули бельгийцы. В прыжке вместе с отмашкой финишного флага они были впереди на полколеса.

    Информация о фотографииЛидируют прошлогодние чемпионы Э. Тиммермане —  Э. Верхаген
    Лидируют прошлогодние чемпионы Э. Тиммермане — Э. Верхаген
     
    Уверенную победу здесь одержали немцы Дитмар Шмит — Лотар Йеле (ЭМЛ-«Забель»), в красивой борьбе опередившие прошлогодних чемпионов мира Тиммерманса — Верхагена. Но и Прядеин с Завьяловым молодцы — это пока лучший их результат в сезоне. «Урал» с двигателем КТМ, что называется, показал зубы.

    Заключительный заезд для нашего экипажа был повторением первого, с той лишь разницей, что вновь после неудачного старта ценой неимоверных усилий он переместился в итоге на почетное восьмое место. Василий и Андрей оказались в Черновцах единственными российскими спортсменами, которым удалось в трех заездах получить зачетные очки, остальные, да и украинский экипаж тоже, не заработали здесь ни одного. Лауреатами третьего заезда стали французы Жиль Месене — Эрик Морган (ЭМЛ-«Кавасаки»), вновь Рамон — Струбб и уже упоминавшиеся двукратные чемпионы мира Хюссер — Месбургер.

    ФИМ рискнула, Украина выиграла


    Информация о фотографииВпереди Ш. Маллоуз — Дж. Питерс
    Впереди Ш. Маллоуз — Дж. Питерс
     
    Немного, вероятно, соревнований было в 88-летней истории ФИМ, подобных седьмому этапу чемпионата мира в Черновцах. Дело в том, что заявку от клуба «Буковина» и Федерации мотоспорта Украины на его проведение подала и защищала ФМС СССР, единственный орган, представляющий в ФИМ интересы мотоспортсменов всех союзных республик. Когда этап был внесен в международный календарь, не стало Советского Союза, юридически умерла его мотофедерация, а Российская и Украинская еще не оформили свое членство в ФИМ. Сложилась парадоксальная ситуация: соревнования должны были состояться на нейтральной для Международной мотоциклетной федерации территории. Этап не перенесли в другое государство, что делает честь смелости этому мо-тоспортивному объединению. А заодно был устроен экзамен организаторам на вступление в ФИМ.

    Думается, весомый балл Украинская федерация, а заодно и Российская, которая оказала посильную помощь коллегам, заслуженно получат. Практически все можно оценить в превосходной степени. Четкую организацию, роскошные призы, которые вручались трем первым экипажам сразу после их финиша в заездах, службу вертолета с надписью «03» на борту, который сопровождал спортсменов по трассе, готовый в случае необходимости приземлиться в любой точке дистанции и оказать медицинскую помощь.

    Информация о фотографииФото лидеров
    Фото лидеров
     
    Но особых похвал заслуживает трасса. Раньше на ней соревновались лишь кроссмены-одиночки. Какую же огромную работу пришлось проделать устроителям, чтобы на кручах берега Прута проложить более широкую дорогу для трехколесных мотоциклов. Я поинтересовался у Жиля Месене, каково его впечатление о трассе. «Она отвечает самым высшим мировым стандартам, — сказал он. — Ее сделали специалисты экстра-класса, знающие способы проверки мастерства спортсменов и возможностей машин. Как всякий француз, я человек темпераментный, и такая сложная, скоростная трасса мне по душе». И это мнение поддержали все специалисты.

    Однако, увы, не обошлось и без пресловутой ложки дегтя в приготовленном с огромными затратами блюде. Печально, но «приправа» эта для нас традиционна — неумение навести порядок в закрытом парке, куда вход зрителям категорически запрещен, и забвение интересов прессы. Несмотря на обилие солдат, милиции, омоновцев, у машин участников было не протолкнуться. Здесь могли побывать все, кто того хотел, — от едва державшегося на ногах пьяного дяди до ребятни, которая набивалась в боксы, выпрашивая наклейки.

    Информация о фотографииРабота колясочников в повороте
    Работа колясочников в повороте
     
    Справедливости ради отмечу, что проблем с получением протоколов по заездам на трассе не существовало. Достаточно было через пять минут после заседания международного жюри зайти в вагончик секретариата, напичканного компьютерами, ксероксами, чтобы получить от любезных его сотрудников результаты в любом количестве экземпляров. Такое в своей практике я у нас встретил впервые. Так что, будь у меня на это право, с чистой совестью выставил бы организаторам кросса в Черновцах полноценную четверку по пятибалльной шкале. Похоже, со мной согласились и в ФИМ. На осеннем конгрессе Украину приняли в Международную мотоциклетную федерацию.



    Б. Логинов. Фото В. Крючкова

    Источник: Журнал «АМС», №6, 1992


    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Первая лига по мотокроссу в Балаково
    О лозунгах, детях и мотокроссе
    Шестой этап чемпионата страны в высшей лиге по мотокроссу
    Русский рецепт для французского мотобола
    Командный чемпионат мира по мотокроссу
    Чемпионат по ледовому спидвею — «Большой приз Медео»
    Четвертый этап мирового первенства по мотокроссу 125-кубов
    Первый этап чемпионата СНГ среди клубов высшей лиги в Балаково
    Предварительный турнир VII чемпионата Европы по мотоболу
    Финал чемпионата России по мотокроссу 1992 года

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Личный чемпионат мира на мотоциклах с коляской 1992 года

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Шестой этапы чемпионата СНГ 1992 года по мотокроссу
    Командный чемпионат мира «Кросс наций»
    Нарушители конвенции мотокросса
    Прыжки мотоциклистов с трамплина в Австрии
    В седле и под седлом ветераны
    Ирина Куракина и Наталья Федосова на мотокроссе
    Финал командного чемпионата мира в Ассене
    Международный суперкросс 93-го года в Крылатском
    Международный мотокросс в Москве 93-го года
    Коммерческий мотокросс в Зарайске, август 1993



    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 23 + 44 =

           


    Список подкатегорий

    Кэмел-трофи Автосалон Мотосалон Спортивные модели Легковые автомобили Вокруг колес Панорама Знаменитости Наш собеседник Звездный сбор Личный архив Информация Статистика


    Похожие статьи


    Чемпионат мира по гонкам на мотоциклах с коляской (1994 год)
    Чемпионат мира по ралли 1992 года «Монте-Карло»
    Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам 1992 года
    Чемпионат мира по спидвею 1992 года
    Чемпионат мира 1992 года в классе Формула 3000
    Зимний этап чемпионата мира 1992 года — «Шведское ралли»
    Очередной этап чемпионата мира по ралли «1000 озер» 1992 года
    Личный чемпионат мира по мотогонкам на льду, 1994 год
    Личный чемпионат мира по мотокроссу, 1994 год
    Личный чемпионат мира по мотокроссу в классе 500 кубов (1994 год)
    ’ўЁв­гвм
    © CarRacer.ru 2013 × Контакты × Карта сайта
    Ралли × Автогонки × Автокросс × Ле-Ман × Формула 1 × Индикар × Картинг × Мото GP × Мотогонки × Мотокросс × Кэмел-трофи × Автосалон × Мотосалон × Спортивные модели × Легковые автомобили × Вокруг колес × Панорама × Знаменитости × Наш собеседник × Звездный сбор × Личный архив × Информация × Статистика
    CarRacer.ru