CarRacer.ru
 
  • Главная
  •  
  • Ралли
  •  
  • Автогонки
  •  
  • Автокросс
  •  
  • Ле-Ман
  •  
  • Формула 1
  •  
  • Еще разделы
    Индикар Картинг Мото GP Мотогонки Мотокросс
  •  
     
    CarRacer.ru / Мотогонки / 1993 год / XXVIII личный чемпионат мира

    XXVIII личный чемпионат мира

    Июнь 1993
            0

    Честно говоря, никогда бы не подумал, что наши доморощенные уличные бизнесмены, а попросту говоря спекулянты, смогут пробудить во мне светлые чувства. Между тем в Саранске у входа на стадион «Светотехника», глядя, как предприимчивые молодые люди «толкают» билеты на финал личного чемпионата мира по ледовому спидвею по тройной цене, я испытал нечто похожее на прилив гордости за вид спорта, которому отдал свои журналистские симпатии много лет назад. Двадцать тысяч билетов были раскуплены в кассах еще за неделю до соревнований, так что торговля с рук шла весьма бойко. Ну а те, кто отчаялся раздобыть заветный билет, почти до отказа заполнили трибуны в день тренировок, воспользовавшись возможностью бесплатно посмотреть на лучших мастеров спидвея. Словом, это был тот случай, когда смело можно утверждать, что город жил предстоящими стартами.

    Саранск шел к XXVI11 финалу личного чемпионата мира будто прилежный ученик, с отличием заканчивая младшие и старшие классы. Начинал с российских и всесоюзных соревнований, следом осиливал премудрости проведения международных стартов, в том числе и отборочных состязаний мирового первенства. И, наконец, финал. Первый, проводимый под эгидой Мотоциклетной федерации России, собравший к тому же невиданное доселе национальное представительство. Спортсмены девяти стран добились права выступать на саранском льду, в том числе и казахстанский гонщик Владимир Чеблаков.

    Похоже, особенно рад этому обстоятельству был вице-президент трековой комиссии ФИМ итальянец Ренцо Джанини: - Мы в своей комиссии весьма озабочены тем, что личный чемпионат мира по зимнему спидвею мало соответствует своему названию. Чтобы он был по-настоящему мировым, ему не хватает участников из неевропейских стран. Так что появление в финале спортсмена из Казахстана вселяет оптимизм. Скажу вам по секрету, мы давно ведем переговоры с Американской мотоциклетной ассоциацией, одной из самых активных и влиятельных в ФИМ. Достаточно сказать, что ежегодно она проводит свыше трех тысяч мотосоревнований. В США тоже очень популярен ледовый спидвей. Но он там совершенно другой, чем в Европе. Заезды проводятся в хоккейных коробках на машинах, «обутых» в покрышки с короткими шипами. Двадцативосьмимиллиметровые, применяемые в Европе, за океаном запрещены. Вот уже несколько лет мы получаем заявки от американских спортсменов, желающих принять участие в очередном мировом чемпионате, но они не приезжают, поскольку на родине им грозят дисквалификацией.

    Информация о фотографииВ разгаре гонки
    В разгаре гонки
     
    По мнению Джанини, политика американцев сводится к тому, чтобы ФИМ разрешила проведение параллельного чемпионата мира на их манер. Однако ФИМ считает, что спидвей в залах на сверхкоротких дорожках вероятнее всего в Европе не привьется. Впрочем, есть признаки того, что за океаном решили сделать первый шаг навстречу. В трековую комиссию поступила заявка на проведение отборочных соревнований личного чемпионата мира будущего года в США без каких-либо предварительных условий. Если эти намерения серьезны, то очень скоро мы увидим в первенстве американских гонщиков. И нынешним лидерам европейского зимнего спидвея придется туго. В США долго привыкают к новым видам спорта. Зато когда приходит признание, за дело берутся основательно. Блестящие успехи американцев в мотокроссе, шоссейно-кольцевых мотогонках, в летнем спидвее — тому подтверждение.

    Но это — дело будущего, а пока тон мотогонкам по льду по-прежнему задают российские и скандинавские мастера. Именно их считали главными претендентами на награды, к ним особенно пристально приглядывались на тренировке многочисленные болельщики. Среди них на этот раз, увы, оказался и неоднократный чемпион мира Николай Нищенко, который упал и получил травму еще на отборочных соревнованиях в Эйндховене. Мы стояли с ним у кромки дорожки и наблюдали за любопытной психологической игрой, которую устроили участники в ходе тренировочных заездов.


    Информация о фотографииСнимок с заезда
    Снимок с заезда
     
    Одни с петушиным задором лихо мчались по льду, стремясь ошеломить еще до старта своей силой соперников. Другие осторожничали, ехали вяло, будто неохотно, видимо, желая усыпить бдительность конкурентов. К первым явно принадлежали финн Ярмо Хирвасойя, немец Михаэль Ланг и наш Александр Балашов, который опробовал мотоцикл своего нового спонсора Рольфа Кольба из Германии. А вот десятикратный чемпион мира Юрий Иванов откровенно не поспешал: у него возникла проблема, какую из двух машин, подготовленных голландцем Ролофом Тайсом, выбрать — с заводской серийной рамой или с той, что сделали на фирме в Нидерландах. В конце концов остановился на втором варианте.

    Понятно, я не удержался от соблазна расспросить Нищенко о шансах гонщиков в предстоящих соревнованиях. — На этой дорожке с короткими прямыми существенной роли более мощные моторы играть не будут,— пояснил Николай.— Главное — тактическое мастерство. Поэтому ставлю на пятерых самых опытных — Юрия Иванова, Балашова, Хирвасойю, шведа Свенссона и Ланга, самых, на мой взгляд, опытных бойцов.

    Любопытно, что те же фамилии и в том же порядке назвали наставник сборной команды России, заслуженный тренер Сергей Старых и многократный чемпион мира Сергей Тарабанько. А вот двукратный чемпион мира Анатолий Бондаренко был более категоричным: «Победит Ярмо Хирвасойя. Он выиграл все отборочные соревнования и здесь едет как по рельсам, не шелохнется».

    Забегая вперед, замечу, что прогнозы признанных знатоков лишний раз подтвердили справедливость афоризма: «Нет пророка в своем отечестве». Хотя поначалу казалось, что к истине ближе всех Бондаренко. В первом заезде Хирвасойя с ураганной скоростью «отпечатал» четыре круга и установил новый рекорд стадиона — 56,4 секунды. Это на шесть десятых лучше прежнего достижения, принадлежавшего шведу Пер-Олофу Сирениусу. Но затем Ярмо неожиданно сник. В следующем своем заезде он уступил на финише Балашову метров пятьдесят. А в совместном споре с Лангом, Чеблаковым и Стефаном Свенссоном вовсе закончил гонку последним, лишив себя всех шансов на победу.

    Информация о фотографииВ минуты отдыха
    В минуты отдыха
     
    Следующей жертвой в борьбе за чемпионский титул пал самый именитый участник финала Юрий Иванов.

    Свой первый выход на лед он закончил в соломенных тюках. Это Свенссон в повороте вытолкнул нашего гонщика с дорожки. Главный судья англичанин Грэм Броди четко определил виновного и исключил шведа из перезаезда. Истекали две минуты, отведенные Иванову для явки на старт, а механики никак не могли исправить поврежденную ручку газа на руле мотоцикла. Пришлось сесть на запасной. Итог — только третье место, затем «баранка», падение по собственной вине, снова третье место и еще одна «баранка»


    Блестяще начал выступление Александр Балашов. С первых же метров он решительно брал инициативу в свои руки и под восторженный рев трибун развивал такую сумасшедшую скорость, что ни у кого не возникало сомнений — вот он, новый чемпион. Два выхода на лед и безоговорочные победы. Причем Александр отобрал очки у Ланга и Хирвасойи. К сожалению, третий заезд оказался для него роковым: вновь в присущей ему манере он уверенно лидировал, но вдруг заглох мотор — сломалось коромысло клапанного механизма.

    Вот когда я пожалел о том, что не попали в финал Нищенко и Валерий Мартемьянов, получивший травму в полуфинале в Осло. Как бы пригодились они сейчас в Саранске!

    Между тем в лидеры после трех серий стартов вышли, имея по 8 очков, Ланг, Валерий Иванов и Владимир Фадеев.

    Для Балашова еще не все потеряно — следующий его поединок с Фадеевым. Александр выехал на запасном мотоцикле и в первом же повороте его стало бросать из стороны в сторону, как на необъезженном мустанге. Оказывается, механики забыли подкачать пневматические амортизаторы. Балашов нашел в себе силы и мужество добраться до финиша вторым, но впереди был Фадеев. А это означало, что разрыв с ним достиг катастрофических трех очков. В. Иванов и Фадеев, почувствовав слабину позиции признанного аса, воспряли духом и концовку первого дня ознаменовали двумя победами. Ланг оступился дважды и занял в таблице третью строчку.

    Информация о фотографииБолельщики
    Болельщики
     
    Во второй день, когда над городом разыгралась пурга, началась захватывающая погоня Балашова за Фадеевым. Валерий Иванов как-то безропотно сдал позиции лидера. Александр же упорно верил в свою звезду, хотя шансы наверстать упущенное у него были, прямо скажем, чисто теоретические. Он сделал все, что мог, его воле, характеру, неудержимости на дорожке мог позавидовать любой именитый мастер спидвея. Раз за разом Балашов привозил с большим отрывом на финиш очередные три очка. Но и Фадеев отвечал победами. Подогревая этот поединок, по радио даже объявили, что нашлись на стадионе люди, готовые выложить 70 тысяч рублей тому гонщику, который опередит в заезде лидера чемпионата. Понятно, не из неприязни к Владимиру (зрители бурно поддерживали всех участников и особенно аутсайдера итальянца Луку Раваньяни), просто все жаждали дополнительного заезда двух бесспорно лучших гонщиков первенства.

    А тут еще неожиданно Сирениус тряхнул стариной — выиграл у Фадеева. Разрыв сократился до двух очков. А следующий поединок у Владимира с Балашовым. Москвич остался верен себе — финишировал первым, оглянулся и с огорчением увидел, что вслед за ним закончил дистанцию упрямый Фадеев. Судя по всему, дополнительного заезда не предвиделось. Оставалась последняя серия заездов, в которой Владимиру предстояло встретиться с ни на что не претендующими Никулиным, Раваньяни и Хирвасойей. Нервы у гонщика из Дальнегорска оказались крепкими: своего шанса он не упустил и стал пятнадцатым чемпионом в истории мировых первенств по ледовому спидвею.


    В последнем, сороковом заезде зрители стали свидетелями маленькой трагедии. Ланг уже закончил соревнования, набрав 22 очка. Младшему >ке из братьев Ивановых — Валерию, имевшему 22, предстоял последний старт в компании шведского трио: Свенссон, Фредрикссон и Вестлунд. Нашего гонщика в этом заезде устраивало даже второе место — и бронзовая медаль в кармане. В снежной мгле никто не разобрался, кто был виновником завала. Но в спидвее главный арбитр всегда прав. Он определил, что организовал кучу-малу Иванов, который и не был допущен к перезаеэду. Многократный чемпион Германии по мотокроссу и победитель национального первенства нынешнего года по спидвею Михаэль Ланг, живущий в баварской деревушке, впервые в жизни принимал поздравления в ранге бронзового призера.

    Информация о фотографииТурнирная таблица
    Турнирная таблица
     
    Обнять его торопился и Эрик Байер, на чьей фирме готовили свои мотоциклы гонщики Австрии, Италии, Швейцарии, Казахстана и Германии. В том числе и Ланг. Как-никак, «бронза» мирового чемпионата — неплохая реклама для его фирмы, которая, согласитесь, не помешает Байеру не только в бизнесе, но и в его переговорах... с одним из эмиров Персидского залива. Не удивляйтесь, в последнее время известного настройщика моторов потянуло к организаторской работе. Почему спидвей видят только в Европе? Задал он себе вопрос и за собственные деньги отправился в жаркие Объединенные Арабские Эмираты. Там развернул такую бурную деятельность, что его в конце концов удостоил аудиенции эмир. Конечно, Байеру пришлось долго объяснять, что такое ледовый спидвей. К счастью, монарх неплохо разбирается в хоккее с шайбой, да и залы с искусственным льдом в Эмиратах не в диковинку. Так что собеседники в итоге нашли общий язык.

    Первое свое обещание шейх уже сдержал. На отборочные соревнования нынешнего чемпионата во Франкфурте в январе прибыло трое гонщиков из Объединенных Арабских Эмиратов. Естественно, в число участников их включить было нельзя, но Эрик предоставил им все условия для тренировок — обеспечил мотоциклами, льдом. Теперь немец ждет выполнения двух других договоренностей. Будущей зимой должны состояться показательные выступления в Эмиратах с участием нескольких европейских спортсменов на коротких дорожках в залах. А к девяносто пятому году шейх обещал построить настоящий ледовый трек.

    Представляете, какое это будет зрелище — пески пустыни, верблюды, пальмы и на фоне этой арабской экзотики сверкающий в лучах жаркого солнца ослепительный искусственный лед с мчащимися по нему гонщиками!

    Похоже, в мире зимнего спидвея грядут большие перемены. Лед тронулся, господа!
    Источник: Журнал «АМС», №6, 1993


    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    XIV командный чемпионат мира по мотогонкам на льду
    XXVII личный чемпионат мира по мотогонкам на льду
    Первые этапы мирового чемпионата в 500-кубовом классе
    Продолжение этапов чемпионата мира в 500-кубовом классе
    Международные мотогонки «Кубок Латвии» в 1972 году
    Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам 1992 года
    Успехи итальянской фирмы «MV-Агуста» в сезоне 1992 года
    Чемпионат мира по спидвею 1992 года
    Французская мотогонка «Золотая чаша»
    Новости межсезонья мотоспорта 1993 года

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    XXVIII личный чемпионат мира

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Чемпионат мира по кольцевым мотогонкам
    Техника «бокового соскальзывания» в мотоспорте
    Автоматизация и компьютеризация в мотоспорте
    Мировое первенство по кольцевым мотогонкам 93-го года
    Гран-при помотогонкам 93-го года
    VIII чемпионат Европы по мотоболу в 1993 году
    Японские мотогонщики выходят на мировую арену
    Гран-при Европы 1993 года
    Личный чемпионат мира по спидвею-93
    Мотогоночное Гран-при 94-го года



    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 30 + 11 =

           


    Список подкатегорий

    Кэмел-трофи Автосалон Мотосалон Спортивные модели Легковые автомобили Вокруг колес Панорама Знаменитости Наш собеседник Звездный сбор Личный архив Информация Статистика


    Похожие статьи


    Личный чемпионат мира по мотогонкам на льду 1990
    Личный чемпионат мира по спидвею в Брэдфорде
    Личный чемпионат мира на мотоциклах с коляской 1992 года
    XXVII личный чемпионат мира по мотогонкам на льду
    Личный чемпионат мира по спидвею-93
    Личный чемпионат мира по мотогонкам на льду, 1994 год
    Личный чемпионат мира по мотокроссу, 1994 год
    Владимир Фадеев, финалист XXVIII чемпионат мира по мотогонкам
    Личный чемпионат мира по мотокроссу в классе 500 кубов (1994 год)
    Личный чемпионат мира по мотокроссу в классе 250 кубов (1994 год)
    © CarRacer.ru 2013 × Контакты × Карта сайта
    Ралли × Автогонки × Автокросс × Ле-Ман × Формула 1 × Индикар × Картинг × Мото GP × Мотогонки × Мотокросс × Кэмел-трофи × Автосалон × Мотосалон × Спортивные модели × Легковые автомобили × Вокруг колес × Панорама × Знаменитости × Наш собеседник × Звездный сбор × Личный архив × Информация × Статистика
    CarRacer.ru