Дебют Линга в новом качестве «ангела-хранителя» состоялся в том же году на «Нюрбургринге». Там-то его увидел чехословацкий журналист Карел Грубец, который, вернувшись домой, предложил известному спортсмену Цирилу Свободе создать у себя дома нечто подобное.
Так родилась известная ныне во многих странах чехословацкая спасательная команда «Наримекс».
Правда, еще совсем недавно она называлась иначе — «Нарекс». Чем же вызвана смена вывески? С этого вопроса началась моя беседа с руководителем группы чехословацких спасателей, которые в минувшем году обслуживали в Крыму международные ралли «Ялта» и горную гонку «Интерконт».
— Это не просто, как вы сказали, смена вывески, — пояснил Зденек Малиновский. — Дело в том, что раньше наша команда подчинялась концерну «Наржади», который занят производством различных инструментов марки «Нарекс». Кстати, на его базе в Праге было изготовлено то оборудование, что использовала долгое время наша служба. Но при этом мы были начисто лишены самостоятельности. Теперь «Наримекс» — независимое предприятие, во главе которого президент Цирил Свобода.
— Какие соревнования обычно обслуживает ваша команда?
— Нас хорошо знают на состязаниях формулы 1 в Будапеште, «Интерсерии» в Мосте, на кольце в Брно, Киеве, Риге, Албене, на горных гонках в Венгрии... Впрочем, всего и не перечислишь. Судите сами: я, например, по четыре месяца в году нахожусь в командировках.
— И часто вам приходится применять свое умение?
— Увы... Скажем, последняя серьезная авария на моей памяти случилась в 1991 году на трассе в Мосте во время чемпионата Германии в формуле «Рено-ЕЛФ». Тогда столкнулись две машины. Один из водителей потерял сознание. Нам пришлось здорово попотеть, чтобы спасти его. К счастью, все обошлось...
Знаете, когда только Цирил Свобода начинал новое дело, на гонках в польском городе Торуни он спас хозяина трассы Войцеховского. В награду за умение и расторопность польское предприятие ФСО предоставило в распоряжение команды новенький «Полонез», который исправно работал у нас три года.
— А какие автомобили вы предпочитаете сегодня?
— В нашем распоряжении 16 легковых «татр-623». Не так давно в Италии купили «Ниву» с дизельным двигателем «Пежо» для обслуживания соревнований по автокроссу. Кстати сказать, мы работаем не только на соревнованиях, но и помогаем службе гражданской обороны страны. Выезжаем на массовые автомобильные аварии, на места авиационных катастроф, вызволяем пострадавших из-под обломков обрушившихся зданий.
— В ваших машинах буквально нет свободного места, так они нашпигованы специальным оборудованием...
— Это точно. Кроме средств пожаротушения, они оснащены всевозможными гидравлическими инструментами: резаками, которыми легко перекусить дуги безопасности и разрезать крышу автомобиля словно консервную банку, разжимными ножницами, другими раздвигающими устройствами.
— Наверное, излишне говорить, что ваши спасатели должны в совершенстве владеть автомобилем. Среди них, видимо, немало гонщиков?
— Разумеется. Свобода, например, пятикратный чемпион страны по горным гонкам, сам я восемь лет занимался ралли. Немало и других спортсменов и механиков.
— Один нескромный вопрос, Зденек. Сколько вам заплатили за работу организаторы ралли «Ялта»?
— Около девяти тысяч немецких марок.
— Морякам принято желать на счастье семь футов под килем, летчикам — чистого неба, а что пожелать на прощание вам — спасателям?
— Поменьше работы...
Источник: Журнал «АМС», №2, 1992