CarRacer.ru
 
  • Главная
  •  
  • Ралли
  •  
  • Автогонки
  •  
  • Автокросс
  •  
  • Ле-Ман
  •  
  • Формула 1
  •  
  • Еще разделы
    Индикар Картинг Мото GP Мотогонки Мотокросс
  •  
     
    • Главная
    • Ралли
    • 1991 год
    • Ралли Фараонов — дело стоящее

    Ралли Фараонов — дело стоящее

    Январь 1991
            0


     
    «Попади я на эту трассу простым туристом, мне бы и в голову не пришло, что здесь можно проехать на автомобиле» Самый подходящий транспорт для этих мест — самолет». Так рассказывал о «Ралли фараонов» Йоэл Таммека. Может быть эстонский гонщик несколько сгустил краски, ведь он — дебютант этих соревнований? Но вот слова ветерана ралли-рейдов француза Жоржа Груана: «В нынешнем году «Фараоны» стали на порядок тяжелее. Думаю, что, если на будущий год трасса останется той же, это отпугнет многих гонщиков».

    В самом деле, «Ралли фараонов», задуманное как генеральная репетиция рейда «Париж — Дакар», в минувшем году стало чуть ли не труднее своего старшего собрата. Из 125 автомобилей до финиша добрались лишь 55 экипажей.

    Пирамиды Гизы и скалистые каньоны Среднего Египта, храмы Абу-Симбела и барханы Западной пустыни, оазисы посреди бескрайних песков — вся эта экзотика придает ралли неповторимый колорит. В прошедшем октябре соревнования проводились в девятый раз. Их трасса протяженностью 5290 километров, из которых 4110 составляли скоростные участки, словно гигантская петля, пролегла по наиболее труднопроходимым местам Египта.

    Любопытно, что, кроме автомобилей и мотоциклов, впервые попытать счастья в борьбе с пустыней вызвались 19 смельчаков на мотодельтапланах. Так что зрелище на старте под сенью тысячелетних Больших пирамид в окрестностях Каира было впечатляющим. Раскрашенные во все цвета радуги машины, яркие треугольники воздушных аппаратов, шумный разноязыкий караван «последних романтиков автоспорта», как часто называют участников таких рейдов.

    Но «Ралли фараонов» — это не только экзотика, путешествия и приключения. Прежде всего это гонка. И главными действующими лицами были здесь звезды мирового авто- и мотоспорта. Икс, Ватанен, Тамбэ, Валь-дегаард, Лартиг, де Петри, Ориоли — практически «вся марафонская рать». Нисколько не затерялись в таком изысканном обществе и два советских экипажа на КамАЗах: Й. Таммека — Ю. Анупыльд — Э. Пиирсалу, В. Марченков — А. Кузьмин — Е. Харламов. Заводскую команду из Набережных Челнов уже не назовешь новичком на африканских трассах. Первый успех пришел к ней в ралли «Юбжектив Сюд-89». Тогда грузовики с берегов Камы заняли второе и третье места. Потом была досадная неудача в «Париж— Дакар», где КамАЗы не сумели дойти до финиша. Теперь, при подготовке к новому сверхМарафону, важно было утвердиться в стане сильнейших, чтобы наши машины и их водители перестали быть только «экзотикой с Востока», а наравне соперничали с «Перлини», «Мерседесом», «Пегасо».


    И эту задачу удалось успешно решить. Преодолеть всю трассу сумели только половина из двенадцати грузовиков. Четвертым был «боевой» экипаж Таммеки, шестым — так называемая техничка Марченкова, основной задачей которой было обслуживание «первого номера». А «так называемая»— потому что этот экипаж наравне со всеми преодолевал трассу, получал штрафные очки, отмечался на КВ. Кроме того, в ралли участвовал полноприводный (4X4) прототип КамАЗ-4910, шедший вне зачета.

    И что из того? — может спросить читатель. — Не слишком ли много шума для таких скромных результатов? Это как сказать...


     
    «Для меня наше успешное выступление, признаюсь, стало сюрпризом,— вспоминает Таммека.— Ведь КамАЗы, пусть и с форсированным до 380 л. с. двигателем, конечно не шли ни в какое сравнение с 500—600-сильными автомобилями главных конкурентов. И все же, как показала гонка, машина у нас хорошая, выносливая, прочная. Думаю, если увеличить мощность двигателя, серьезно поработать с коробкой передач и амортизаторами, на ней вполне можно тягаться с лучшими зарубежными автомобилями. Вся трудность только в том, что эти изменения необходимо вносить в машины, сходящие с конвейера. Ведь к ралли-рейдам допускаются лишь серийные грузовики со строго ограниченным набором усовершенствований».

    Но интерес советских любителей спорта к «Фараонам» не исчерпывался Кам-АЗами. Одним из главных фаворитов этого ралли в категории легковых машин была команда французского импортера наших «лад» Жан-Жака Пока.

    Новая «Лада-Самара-ТЗ» еще ни разу не выигрывала. И в «Париж — Дакар», и в Тунисе, и в Марокко непобедимые «пежо» и японские «мицубиси» преграждали ей дорогу. В Египте удача наконец пришла. Незадолго до гонки команда Пока понесла ощутимую потерю — «Ситроен» переманил лучшего водителя «Лады», бельгийца Джекки Икса. Пришлось срочно подыскивать замену. Пок вел переговоры с Вальтером Рерлем, Дидье Ориолем, но безрезультатно. В конце концов выбор пал на другого Ориоля — Юбера, однофамильца и земляка участника чемпионата мира по ралли. Хотя еще вопрос, кто чей однофамилец — ведь Юбер уже был знаменит, когда раллист Дидье еще «пешком под стол ходил». На его счету две победы в «Париж — Дакар» на мотоцикле, выступал он в этой знаменитой гонке и за рулем «супербагги» с двигателем «Фольксваген». Правда, в «Ралли фараонов» Юбер ни разу не поднимался выше четвертого места.


    Но на сей раз Ориоль со старта вел борьбу за победу. Большую часть гонки его «Лада» шла буквально ноздря в ноздрю с «Мицубиси» француза Пьера Лартига. После семи этапов Ориоль проигрывал три минуты. Все решилось между Абу-Симбелом и оазисом Фивы, во время восьмого этапа. Лартиг проглядел здоровенный камень, а в результате — разбитый задний мост и потерянные полтора часа. Теперь победа была для команды «Лада-Пок» делом техники. Минимум риска, максимум надежности — таков был теперь ее девиз. И долгожданная победа пришла. Преодолев дистанцию за 12 часов 18 минут и 38 секунд, первым на финише в Каире был Ориоль. Вторым закончил гонку неувядающий Патрик Тамбэ.


     
    Участник 114 больших призов в формуле 1 и победитель двух из них за два этапа до финиша выигрывал у Ориоля более полутора часов. Тамбэ всегда отличался своей доброжелательностью к соперникам и готовностью помочь попавшему в беду гонщику. Но оказалось, что его нынешний «собрат по оружию» в этом отношении Патрику не уступит. На девятом этапе, когда «Лада» Тамбэ встала из-за поломки подвески, Ориоль остановился и помог товарищу устранить неисправность. И все же на предпоследнем этапе Тамбэ потерпел аварию, потерял почти три часа и расстался с мечтой о победе — только второе место. Лартиг занял третье. Довершил же успех французских автомобилей русской марки Жером Ривьер, замкнувший шестерку сильнейших.

    Разочаровали «ситроены». Команда, составленная из одних экс-чемпионов мира, главных «специалистов по марафону» — Ари Ватане-на, Джекки Икса и Бьерна Вальдегаарда — довольствовалась лишь четвертым (Ватанен) и пятым местом (Икс). Швед был только восьмым.



     
    А ведь перед стартом именно они были главными фаворитами. К африканскому дебюту «Ситроена» было привлечено всеобщее внимание. Эта фирма давненько не числилась в списке претендентов на победу в ралли. Немногие теперь помнят, что почти четверть века назад «Ситроен~ДС21» был одним из лидеров сверхмарафона «Лондон — Сидней» и упустил победу лишь за 153 километра до финиша. В конце 1989 года французский автомобильный гигант ПСА, куда входит и «Ситроен», решил сместить акценты в своей спортивной политике. Отделение «Пежо», в последние годы буквально положившее на обе лопатки всех конкурентов в сверхдальних ралли, теперь занялось кольцевыми автогонками. А его наследником в африканских рейдах стала марка «Ситроен».

    Насколько серьезно готова эта фирма к новой для себя роли, ответ на этот вопрос и должна была дать гонка по Египту. Но не дала. Казалось, французы сделали все от них зависящее — привлекли лучших гонщиков, использовали опыт конструкторов «Пежо» и деньги богатейшего спонсора — «Кэ-мел». И все же удача от них отвернулась.


     
    Симпатичные желтенькие «ситроены-ЗетИкс» на протяжении всего рейда будто преследовал злой рок. Бесконечные поломки свидетельствовали о том, что машина еще «сыровата». У автомобиля Икса оторвался задний мост, Ватанен потерял колесо. Не выдержал темпа и разлетелся задний мост у «Ситроена» Вальдегаарда. В довершение всего два таких «пустынных волка», как Икс и Ватанен, еще и заблудились.

    Итак, девятое «Ралли фараонов», труднейшее за всю историю этих соревнований, завершилось для нас очень успешно. Как никогда часто в зарубежной прессе мелькали названия советских машин и фамилии гонщиков. «А что нам с того?» — можете вы спросить. Пожалуйста — Камский автозавод получил заказ от Замбии. В эту центральноафриканскую страну будет поставлено 150 грузовиков с прицепами. Что ж, советские автомобильные заводы постепенно начинают понимать, что спорт — это не только затраты. Может быть вскоре очнутся и наши мотоциклетные гиганты. И в списке участников будущих ралли-рейдов мы увидим ИЖи, «мински», «уралы». Дело-то стоящее.

    А. Дмитриев Фото А. Попова и ТАСС

    Источник: Журнал «АМС», №1, 1991


    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Битва в песках ралли Париж-Дакар
    Советский дебют в ралли-рейде Тунис-90
    Прошлое и будущее раллийных гонок
    Париж-Дакар глазами Стасиса Брундзы
    Сафари в сезон дождей
    Испанская коррида в Греции
    Крымское ралли в мечтах и на яву

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Ралли Фараонов — дело стоящее

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    XIII ралли Париж-Дакар — от предстартовых хлопот до закрытия
    «Ралли озер Карлинг» в Ирландии
    Ралли «Русская Зима» 1991 года
    С «Русского Трека» на трек французский
    Ралли-рейд «Париж-Москва-Пекин» откладывается
    Чемпионское троеборье: ралли, подъем на холм и кросс
    Траурный финиш «Ралли Фараонов»
    Выступления наших раллистов за рубежом
    Ралли «Ялта-Крым-91»
    Первый трансафриканский марафон Париж — Кейптаун



    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 44 + 32 =

           


    Список подкатегорий

    Кэмел-трофи Автосалон Мотосалон Спортивные модели Модельки автомобилей Вокруг колес Панорама Знаменитости Наш собеседник Звездный сбор Личный архив Информация Статистика


    Похожие статьи


    Траурный финиш «Ралли Фараонов»
    «Ралли фараонов»-93
    Александр Нифонтов на трассе «Ралли фараонов»-93
    Советский дебют в ралли-рейде Тунис-90
    Дебют грузовиков «Урал» на ралли в Польше
    Битва в песках ралли Париж-Дакар
    Ралли Память в честь обороны Москвы
    Ралли-рейд «Раван»
    Ралли «Русская Зима» 1991 года
    Ралли Британского королевского автоклуба «Ломбард Ар-Эй-Си»
    © CarRacer.ru 2013 × Контакты × Карта сайта × Мобильная версия
    Ралли × Автогонки × Автокросс × Ле-Ман × Формула 1 × Индикар × Картинг × Мото GP × Мотогонки × Мотокросс × Кэмел-трофи × Автосалон × Мотосалон × Спортивные модели × Модельки автомобилей × Вокруг колес × Панорама × Знаменитости × Наш собеседник × Звездный сбор × Личный архив × Информация × Статистика
    CarRacer.ru