CarRacer.ru
 
  • Главная
  •  
  • Ралли
  •  
  • Автогонки
  •  
  • Автокросс
  •  
  • Ле-Ман
  •  
  • Формула 1
  •  
  • Еще разделы
    Индикар Картинг Мото GP Мотогонки Мотокросс
  •  
     
    • Главная
    • Знаменитости
    • 1993 год
    • Валерий Шахвердов, гонщик и конструктор гоночных автомобилей

    Валерий Шахвердов, гонщик и конструктор гоночных автомобилей

    Ноябрь 1993
            0

    Впервые я увидел Шахвердова в 1960 году. На трассе «Невское кольцо» в Ленинграде как раз заканчивалась тренировка. Темнозеленую, очень низкую гоночную машину окружили механики. Из кокпита виднелся лишь яйцевидный (тогда такие носили) шлем. Потом показались две вытянутые руки, которые ожидающе замерли. За них механики вытянули поджарого смуглого человека. Сняв шлем и перчатки, он тихим ровным голосом назвал им три понятия — жиклер, свечи, передаточное отношение главной пары — и удалился. Остроконечный, бритый загорелый череп, резкие черты лица, безупречно белая сорочка с короткими рукавами — он удалился, не оборачиваясь.

    Информация о фотографииВалерий Шахвердов
    Валерий Шахвердов
     
    Потом мы познакомились. Он был эрудирован и элегантен, со всеми обращался на «вы» и в каждом жесте, каждом слове чувствовалось внутреннее благородство. Свободно говорил по-немецки и по-французски. Валерий Георгиевич преподавал в Военно-воздушной инженерной академии имени Можайского, был кандидатом технических наук, отменным авто- и мотогонщиком, а также, впрочем, пожалуй, не «также», а «самое главное» — он был конструктором гоночных автомобилей.

    Вместе со старшим лейтенантом Сергеем Сергеевым, известным ленинградским мотогонщиком, капитан Шахвердов — оба были армейскими спортсменами, как тогда говорили, «пробил» у командования Ленинградского военного округа «добро» на постройку гоночных автомобилей.

    Информация о фотографииШахвердов и машина ГМ-20, 1957год
    Шахвердов и машина ГМ-20, 1957год
     
    Хорошо помню те времена, когда на старт выходи-ли разношерстные (другого слова и не подберешь) спортивные и гоночные автомобили. Они будто явились из фантастических снов дилетанта: кузова, оборудованные кусками «победовских» крыльев и капотов, авиационных подвесных топливных баков, оснащенные еще и немыслимыми килями, «фонарями», безумной формы обтекателями. И Едруг среди этого сонма самоделок появились три одноместных гоночных автомобиля с открытыми колесами и чисто выведенными поверхностями кузовов. Эти машины выглядели вполне по-европейски, и хотя под капотами у них были «победовские» моторы, форсированные всего лишь до 60 л с., их максимальная скорость достигала 180 км/ч.

    Шахвердов первым в кашей стране организовал не только постройку трех однотипных гоночных машин, но и гоночную «конюшню» в округе. Его первая модель ГМ-20 в 1957 году «задала тон», а на следующий год увидела свет новая конструкция — ГА-22. У ГМ-20, чтобы опустить карданный вал (двигатель еще размещался впереди), перед главной передачей Шахвердов установил понижающий редуктор. Но на ГА-22 он положил «волговский» мотор на левый бок, карданный вал пропустил справа от сиденья гонщика, а редуктор главной передачи сместил вправо. Эта очень низкая машина с пространственной рамой-фермой оказалась удачной, и на ней «Шах», как между собой называли его спортсмены, дважды (в 1958 и 1960 годах) стал чемпионом СССР. Но двукратных чемпионов страны тогда уже хватало, а вот машину оригинальной компоновки (с боковым карданным валом) Валерий Георгиевич построил первым в стране. И не только построил, но и вызвал волну подражаний. Его примеру последовали В. Косенков, Ф. Хай-дуков, В. Ильин и автор этих строк.


    Информация о фотографииЧемпионат страны 57-го года
    Чемпионат страны 57-го года
     
    Казалось, не изобрел он ничего нового — такую компоновочную схему можно было видеть в деталях на страницах книги его земляка В. Бекмана «Гоночные автомобили» еще в 1941 году. Важно было примером убедить спортсменов — «делай, как я».

    Шахвердов говорил, не повышая голоса, неспешно. Помню в 1965 году на чемпионате страны в Ленинграде, увидев меня носившимся с батареей секундомеров на груди, он спросил: «Лев, неужели в этом (он сделал вращательное движение кистью) для тебя и есть raison d'être?» Лишь позже узнал я значение этих слов — «смысл бытия». Для Шахвердова он был не в суете, а в результате дела, за которое он брался.

    Начинал Валерий Георгиевич с мотоциклетного спорта. Выступал на тяжелых машинах классов 500 и 750 см3. В 1947 году выиграл матчевую встречу Москва — Ленинград по зимнему кроссу, а годом раньше на первенстве страны стал бронзовым призером. Кажется, последний его успех на мотоцикле относится к 1952 году, когда он занял второе место на чемпионате Ленинграда по кольцевым гонкам.

    Информация о фотографииГоночный кар ГА-22
    Гоночный кар ГА-22
     
    Но уже в 1950 году Шахвердов дебютировал в автомобильном спорте. Вместе с Эдуардом Залгаллером на «Москвиче-400» он вышел на старт 300-километровой гонки первого чемпионата СССР. Треть дистанции они прошли на пятом месте, но затем нижнеклапанный двигатель не выдержал напряжения, вызванного недопустимо высокой (8,5 единиц) степенью сжатия.

    Потом руки у Валерия Георгиевича не доходили до автомобильного спорта — увлечение горными лыжами, кандидатская диссертация — и только в 1956 году он занялся машиной ГМ-20. В общей сложности три ГМ-20 да две ГА-22 плюс еще одиннадцать одинаковых ГА-500 класса 500 см3, построенных на том же авторемонтном заводе ЛВО по инициативе Шахвердова, создали определенную техническую базу для бурного развития автомобильного спорта в Ленинграде.


    В городских таксопарках № 1 и № 2, на автобазах «Росмолоко» и «Скорой по-мощи» вслед за ним стали строить спортивные и гоночные машины. В команде ЛВО на машинах Шахвердова выросли и обрели известность как спортсмены М. Ковалев, А. Суховей, Г. Шаронов, Ю. Протасов, В. Новожилов. Конечно, не будь в городе на Неве других энтузиастов, кроме Шахвердова, не существуй гоночной трассы, не.., но счастливое стечение обстоятельств помогло. За тринадцать лет, с 1957 по 1970 годы, ленинградские гонщики 18 раз выигрывали золотые медали чемпионов страны по кольцевым гонкам, 22 раза — серебряные и 19 раз — бронзовые.

    Информация о фотографииМеждународные гонки 62-го в Лениграде
    Международные гонки 62-го в Лениграде
     
    Это было поколение людей ищущих, инициативных. Может быть, эти слова покажутся затертыми, утратившими изначальный смысл. Но все же... Именно Ленинградские активисты (и не без участия Шахвердова) взялись за организацию у себя международных гонок в 1961, 1962, 1966, 1970 годах. Когда в 1963-м у нас в стране появились первые «Мелькус-Вартбурги» с двухтактными моторами, одним из первых взялся за их освоение Шахвердов. Он пригласил в Ленинград самого Хайнца Мель-куса, участвовал в организованном им семинаре для наших гонщиков, сам выступал на его машинах. И несмотря на уже солидный возраст и деликатный в обращении автомобиль, Шахвердов в 1964 году занял на нем четвертое место на чемпионате страны. Он стартовал на «Мелькусе» в 1963 году на международных гонках в Минске, выезжал в 1965-м уже как тренер с нашей сборной на матч СССР — Италия по автомотоспорту.

    Валерий Георгиевич Шахвердов оставил заметный след в истории автомотоспорта нашей страны. Он скончался в мае этого года, незадолго до открытия после длительного перерыва трассы, «Невское кольцо». Как сейчас вижу этого человека. Белая нейлоновая рубашка, сквозь прозрачный карман которой просвечивает пропуск в боксы. Изящные шорты и противосолнечные очки. «Лев, а тебе не кажется, что после «мелькусов» и «эстоний», кольцевые гонки у нас на века?» — звучит в ушах его вопрос. Он был большим оптимистом.
    Источник: Журнал «АМС», №11, 1993


    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Ролоф Тайс, участник восьми чемпионатов мира
    Альбер де Дион и его автомобили
    Хирург и раллийный штурман Сергей Дадвани
    Эдгард Линдгрен, гонщик-кольцевик
    Эдуард Лорент и его рекордно-гоночные автомобили
    Александр Балашов, выдающийся мотогонщик
    Жиль Вильнев, вспыхнувшая и погасшая звезда Формулы-1
    Габдрахман Кадыров, ледовый мотогонщик
    Выдающийся спортивный деятель Виктор Маржецкий
    Гонщик Энтони Джозеф Фойт-младший

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Валерий Шахвердов, гонщик и конструктор гоночных автомобилей

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Андрей Ледовской, 6-тикратный чемпион СССР по мотокроссу
    Удивительная карьера французского гонщика Аллена Проста
    Француз Виктор Эмери, победитель гонок Петербург — Москва 1908 года
    Гибель гонщика Николая Нищенко в Гааге
    Пьедестал автомотоспорта
    Раллист Владислав Штыков
    Финская раллийная знаменитость: гонщик Юха Канккунен
    Золотая звезда Клуба Гоночных Водителей для Мэнселла
    Дидье Пирони: история гоночных неудач в Феррари и не только
    Советский мультигонщик Александр Сафонов



    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 48 + 33 =

           


    Список подкатегорий

    Кэмел-трофи Автосалон Мотосалон Спортивные модели Модельки автомобилей Вокруг колес Панорама Знаменитости Наш собеседник Звездный сбор Личный архив Информация Статистика


    Похожие статьи


    Лучший гонщик четверти века. Гоночная карьера Марио Андретти
    Шведский гонщик Бьорн Вальдегаард
    Погиб автогонщик и конструктор Ульрих Мелькус
    Русский гонщик впервые участвует в «формуле 3»
    Почтовые марки автомобилей фирмы «Бугатти»
    Первый русский гонщик в мотогонке «Турист Трофи» 1913 года
    Эдгард Линдгрен, гонщик-кольцевик
    Авгоночный конструктор Эрик Бродли
    Гонщик Энтони Джозеф Фойт-младший
    Кубок мира для переднеприводных автомобилей группы А (1993 год)
    © CarRacer.ru 2013 × Контакты × Карта сайта × Мобильная версия
    Ралли × Автогонки × Автокросс × Ле-Ман × Формула 1 × Индикар × Картинг × Мото GP × Мотогонки × Мотокросс × Кэмел-трофи × Автосалон × Мотосалон × Спортивные модели × Модельки автомобилей × Вокруг колес × Панорама × Знаменитости × Наш собеседник × Звездный сбор × Личный архив × Информация × Статистика
    CarRacer.ru