Первый «большой» гоночный «Бугатти» — «Тип 30» был на редкость уродлив. Он напоминал чудовищных размеров сардельку на тонких, как паучьи лапы, колесах.
Однако второе и третье места в гонке за французский Гран-при заставили соперников относиться к новичку уважительно. Впрочем, эти результаты нисколько не удовлетворили самого «патрона». Его интересовала только победа. Ведь лишь в этом случае можно будет сказать, что Бугатти покорил воздух. И он принялся конструировать новый автомобиль — «Тип 32».
Шасси «патрон» оставил без изменений, лишь до предела (1981 мм) сократив базу. Мотор был прежним — 8-цилиндровый рядный рабочим объемом 1991 см (ход поршня 88 мм, диаметр цилиндра 60 мм) с несъемной головкой, тремя клапанами на цилиндр и одним верхним распределительным валом. Он развивал всего лишь 76 л. с. при 4500 об/мин — на 30—40 л. с. меньше, чем основные конкуренты «Сан-бим» и ФИАТ. Но Бугатти не слишком переживал по этому поводу. Поставив все на одну карту, он считал, что решающим козырем станет совершенная аэродинамика его автомобилей.
Кузов «Бугатти» и в самом деле не имел ничего общего с обычными конструкциями — хоть и двухместными, но узкими, похожими на лодку со слегка скругленными углами. Впервые в истории гонок Гран-при он полностью закрывал колеса. Очень низкий (всего 787 мм), с необычайно малым клиренсом, скругленным передком и плавно спускающейся «кормой», он чем-то неуловимо напоминал танки времен первой мировой войны.
Дебют машины состоялся 2 июля 1923 года в Турени, где на огромном, в 22,8 километра длиной кольце проходил очередной Гран-при Франции. Команда «Бугатти» состояла из трех экипажей — немца Э. Фридериха, князя де Цистриа и П. Марко. Пилоты эти не входили в тогдашнюю элиту. Их приглашение, видимо, объяснялось известной скупостью «патрона» — сильным спортсменам нужно было платить.
Гонка началась с крупной неприятности. Уже на первом круге де Цистриа не удержал машину в повороте и на скорости 160 км/ч вылетел с трассы прямо в толпу болельщиков. К счастью, обошлось без жертв, хотя 15 человек были ранены. И дальше дела «танковой бригады» Бугатти шли через пень-колоду. Фридерих держался на седьмом месте, на каждом круге проигрывая лидерам по две минуты, а то и больше. Марко был и вовсе среди аутсайдеров, пока не сошел в середине 800-ки-лометровой дистанции, повредив автомобиль в одном из поворотов.
«Бугатти» разочаровали. На прямых благодаря максимальной скорости в 183 км/ч они еще могли побороться с «Санбимом» (182 км/ч), хотя и значительно уступали ФИАТу (198 км/ч). Но в поворотах проигрывали вчистую. Короткобазные, с малым дорожным просветом и чересчур жесткой подвеской, «Бугатти» плохо держали дорогу, которая была большей частью обычным проселком — неровным, с разбросанными тут и там камнями.
Правда, один из «танков» пробрался-таки на призовое место — Фридерих был на финише третьим. Однако это стало возможным скорее благодаря неудачам соперников и надежности мотора «Бугатти» — отставание почти в полчаса говорило само за себя.
Разочарованный «патрон» после этой неудачи распродал свои «танки» и надолго забросил «аэродинамические опыты». А следующий автомобиль Гран-при с кузовом, закрывающим колеса, появился через тридцать с лишним лет.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1993