Несколько дней мне посчастливилось прожить рядом с гонщиками, механиками, тренерами — теми, кому обязаны мы популярности зимнего спидвея, потому что ни для кого не секрет, что советская школа мотогонок на льду дала импульс к распространению этого вида мотоспорта во многих странах. Шутка сказать, в предварительных соревнованиях чемпионата мира этого года стартовали спортсмены из 15 государств, в том числе Италии, Франции, Дании, Англии, Ирландии, США, Швейцарии, где раньше вообще имели смутное представление об этих гонках. До финала добрались всего 16 из 64, принявших старт, да еще двое запасных. Как обычно, это были спортсмены СССР, Швеции, Чехословакии, Германии. Впервые за многие годы среди финалистов не оказалось финнов. Их лидер, чемпион мира прошлого года Хирвасойя из-за травмы не смог защитить свой титул, а остальные в его отсутствие добрались только до полуфинала.
Зато после долгого перерыва в числе 16 сильнейших оказался представитель Нидерландов — страны, вот уже много лет подряд выступающей в роли организатора личных и командных чемпионатов мира.
Итак, Ассен, с которым у наших мотоспортсменов связаны самые приятные воспоминания: Сергей Тарабань-ко (дважды), Владимир Лю-бич и Владимир Сухов были увенчены здесь лавровым венком победителя. Но все течет и изменяется, за последние три года лишь однажды, в Алма-Ате, чемпионом мира стал советский гонщик Николай Нищенко, а до и после этим титулом владели швед Стенлунд и финн Хирвасойя. Как сложится финал-91 ? Не отвернется ли от нас фортуна и на этот раз?
Впрочем, судя по всему, мы вправе рассчитывать на успех. В двух полуфиналах — в Берлине и Франкфурте убедительно победили эксчемпионы мира, наши Юрий Иванов и Николай Нищенко. В Берлине вообще весь пьедестал почета остался за нами. Но одно дело предварительные соревнования, другое — финал, здесь и задачи и тактика сильно разнятся. Потому, наверно, руководитель нашей спортивной делегации, начальник ЦАМКа Олег Яровой, сам в прошлом известный ледовик, не спешит с прогнозами. «Очень сильны на искусственных дорожках швед Сирениус и немец Ланг,— говорит он.— Перед финалом у них было больше стартов. К тому же соперники имеют преимущество в настройке двигателей и весьма ощутимое: 3—4 лошадиных силы могут решить многое». В справедливости этих оценок мы не раз смогли убедиться в Ассене. Одного не смог спрогнозировать Олег Павлович — совершенно некорректного, противоречащего ДУХУ самого спорта, вмешательства главного судьи шведа Рингстрема в ход соревнований. Но все по порядку.
Как-то не вяжется у нас, приехавших из России, зеленый газон вокруг ледяной дорожки и температура плюс пятнадцать с зимним спидвеем. Для голландцев же все привычно. Компаниями весело движутся они к месту предстоящих баталий. 20-тысячный стадион начинает заполняться за полтора часа до начала соревнований.
Ассен — город мотоспорта. Летом сюда съезжаются по 100—130 тысяч любителей кольцевых гонок на этап чемпионата мира не только из Голландии, но и из ФРГ, Англии, других стран. Зимой здесь гонки по льду. Мотоспорт вообще чуть ли не главный источник пополнения местного бюджета. На подступах к стадиону, под трибунами, на трибунах бойкая торговля всем, что только душе угодно, начиная от напитков и колбасок и кончая спортивной атрибутикой с эмблемой чемпионата. От рекламы рябит в глазах. Она даже там, где и предположить трудно. Вот, скажем, вывозят на открытие участников финала в симпатичных тракторных прицепах, которые тянут за собой такие же симпатичные трактора. Неплохо придумано, оригинально! Выясняется, однако, что все гораздо прозаичнее. Просто фирма, торгующая тракторами и оборудованием к ним, рекламирует свой товар (весенние полевые работы в разгаре) да еще платит за это организаторам.
Начало соревнований не предвещает особых сюрпризов. Уверенно выигрывают заезды швед Сирениус, наши Юрий Иванов и Владимир Сухов. Первая неожиданность — в четвертом заезде. Чемпион мира-89 Николай Нищенко, один из главных, вместе с братьями Ивановыми — Юрием и Сергеем, наших фаворитов, проигрывает не только Сергею, но и немцу Михаелю Лангу, о больших возможностях которого говорил Олег Яровой. Трибуны, где тысячи третей из ФРГ, дружно скандируют «Ланг, Ланг, Ланг!»
К сожалению, неудача Нищенко на старте двухдневного финала была не случайной. Он оказался не в лучшей форме в эти дни, да и с мотором, который подготовил ему голландец Тайс, именитый в прошлом ледовик, тоже были проблемы. Такое, впрочем, в порядке вещей: у каждого, даже самого сильного мастера, случаются сбои. А вот то, что произошло потом, уже не поддавалось объяснению. Речь о главном судье, который в своих действиях обязан опираться на компетентность, объективность и порядочность. О первом качестве судить трудно, что же касается других...
Шестой заезд свел Сирениуса с Юрием Ивановым, Суховым и чехом франком. Наши дружно взяли со старта, оставив шведа на третьей позиции. Оба ушли уже на последний круг, когда замыкавший заезд чешский гонщик неожиданно упал и оказался за пределами дорожки. И тут рефери ФИМ Рингстрем принимает свое первое из ряда других предвзятое решение — назначает пере-заезд, в пользу своего соотечественника, терявшего сразу два очка. Расчет был прост: вызвать нервозность, неуверенность у соперников Сирениуса. Так и случилось. Разволновавшийся Юрий Иванов пропустил шведа.
После двух серий (каждая из них включает четыре заезда, в которых участники принимают по одному старту)— три лидера: С. Иванов и Сирениус — по 6 очков, Ю. Иванов — 5. В девятом заезде Юрий легко побеждает соперников, из которых лишь молодой Ола Вест-лунд — сын хорошо знакомого нашим болельщикам шведа Курта Вестлунда, участника и призера первых чемпионатов, пытался оказать сопротивление.
Зрители, вписывавшие в таблицу шестому номеру — Юрию Иванову три очка за победу (на стадионе в Ассене даже дети заполняют эти таблицы, имеющиеся в программе), и представить себе не могли, что им придется зачеркивать результаты.
Прошло немного времени, как по нашей трибуне пополз слух: у Юрия снимают три очка. Почему, за что? На душе стало неспокойно — после неудачи Нищенко он теперь наша надежда. И вот взволнованный голос комментатора, а он слышен отчетливо в любой точке стадиона, сообщает: решением главного судьи наш спортсмен наказан за нарушение технических правил. Выясняем подробности.
Когда Юрий Иванов после победы в заезде заехал в бокс, шведский тренер заметил на его мотоцикле зазор в месте крепления глушителя к выпускному патрубку. Нет, глушитель не упал, не отвалился, что не допускается,— просто протерлась изоляция. В подобных случаях приглашается председатель технической комиссии для дачи заключения. Какое там! Ринг-стрем тут же выносит свой вердикт — снять три очка с Ю. Иванова и таким образом (а это и кошке понятно) убрать главного соперника Сирениуса.
Руководитель нашей делегации вносит протест и причитающиеся в этом случае по регламенту ФИМ 225 гульденов. А тем временем на дорожке Ассена происходят другие не менее примечательные события. В 10-м заезде Сергей Иванов (уже на него вся надежда) в соперничестве с Сирениусом погорячился, в результате заглох двигатель, и теперь уже без помощи главного судьи он теряет сразу три очка. Что и говорить, ситуация хуже некуда. Но именно в этом же заезде происходит кое-что не столь приметное, но, может быть, сыгравшее решающую роль в определении победителя. Наш дебютант читинец Валерий Мартемьянов одержал свою первую победу, отобрав очко у... Сирениуса. Как потом выяснилось, шведу не хватило только одного очка, чтобы выиграть чемпионат.
В конце первого дня (это был 18-й заезд) главный судья еще раз на глазах недоумевающей публики проявил свои пристрастия. Встречались Сирениус и Ни-щенко, и он не остановил гонку, когда на дорожке распластался наш спортсмен, задев за тюк, выпавший из оградительного барьера, но тут же прекратил заезд, когда без посторонней помощи на льду оказался швед, уставший от непрестанных атак Нищенко.
Вечером комиссия из официальных лиц и руководителей национальных команд рассматривала протест советской делегации и, казалось, удовлетворила его — 225 гульденов были возвращены. В нашем «лагере» был праздник, но ненадолго. За час до начала гонки следующего дня соревнований господин Рингстрем объявил, что оставляет свое решение в силе. Это означало: единоличным лидером становится Пер-Олаф Сирениус с 13 очками. За ним — (молодец наш дебютант!) Валерий Мартемьянов (12), Юрий и Сергей Ивановы, Михаель Ланг (по 11).
С первых же стартов второго дня два брата из Красноярска (кстати, в числе финалистов был и их третий брат, Валерий) бросились догонять лидера. Для Юрия очная встреча со шведом в 26-м заезде окончилась неудачно: два с половиной круга он возглавлял гонку, а затем в какой-то момент не укротил мотоцикл и, пропустив шведа, финишировал вторым.
А Сергей, ну что тут скажешь! Без всяких преувеличений — герой чемпионата-91. В четырет заездах он не уступил ни одного очка, одолев и отчаянно боровшегося с ним Ланга, и трех шведов, изо всех сил старавшихся помочь Сирениусу, и пришел к своему последнему старту в 40-м (заключительном) заезде чемпионата с 23 очками. Здесь ему противостоял лидер Сирениус, имевший на очко больше. Только победа открывала путь к чемпионскому золоту. Сергей был неудержим. Можно только поражаться выдержке и хладнокровию этого плотно сбитого сибиряка, который смог одолеть и Сирениуса (говорят, двигатель шведа был подготовлен как никогда еще), и интриги рефери Рингстрема. В дополнительном заезде, где «кто кого» достигло наивысшего накала, он умудрился назначить перезаезд после падения Сирениуса по его же вине.
После годичного перерыва мы снова вернули себе чемпионский титул — и это радует. Вторым и третьим призерами стали швед Сирениус и немец Ланг. И это тоже радует — мотогонки на льду из чисто «нашего» стали международным спортом. И все же есть о чем призадуматься. Кроме Валерия Мар-темьянова, занявшего почетное четвертое место (он, между прочим, единственный, кто выступал на самостоятельно подготовленном серийном двигателе, у остальных наших гонщиков были зарубежные помощники), не видно что-то перспективного пополнения в сборной — много лет одни и те же имена.
А. ЛОГИНОВ, спец. корр. АМС Ассен — Москва
Личный чемпионат мира
Ассен (Голландия) 9—10 марта: 1. С. Иванов (СССР) — 26 очков; 2. П.-О. Сирениус (Швеция) — 26; 3. М. Ланг (Германия) — 24; 4. В. Мартемьянов (СССР) — 23; 5. Ю. Иванов (СССР) — 20; 6. А. Клатовски (Чехословакия) — 20; 7. В. Сухов (СССР) — 17; 8. О. Вестлунд (Швеция)— 17; 9. С. Бьерклунд (Швеция)—14; 10. Н. Нищенко (СССР) — 13; 11. С. Свенссон (Швеция) — 10; 12. С. Дик (Чехословакия)—10; 13. В. Иванов (СССР) — 6; 14. В. Вохтелоо (Голландия) — 4; 15. Б. Франц (Чехословакия) — 4; 16. X. Бауманн (Германия) — 0.
Командный чемпионат мира
Инцель (Германия) 2—3 февраля: 1. СССР (С- Иванов — 27, Ю. Иванов — 27, Н. Нищенко — 23) — 77 очков; 2. Чехословакия (А. Клатовски — 23, Б. Франц — 22, С. Дик — 18) — 63; 3. Швеция (С. Бьерклунд — 23, П.-О. Сирениус — 19, Й. Фредрикссон — 12) — 54; 4. Германия — 38; 5. Финляндия — 7.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1991