И вот в 1912 году у членов Санкт-Петербургского Автомобиль-клуба зародилась смелая идея — организовать автогонки на Большой приз. Подумать только, еще не решились на это ни в Англии, ни в Германии, ни в Испании и Италии (это придет позже, в 20-е годы), а в России уже замышляют Гран при, существовавший тогда только во Франции и США. Все взвесив, солидные члены Автомобиль-клуба решили однако ж не торопиться — «поспешишь — людей насмешишь, да-с!» Поэтому в 1913 году прошла первая русская кольцевая автомобильная гонка без пышного наименования «Большой приз».
Устроители потрудились на славу. Учтена была буквально каждая мелочь, и уровень организации первого отечественного «кольца» мог бы, без преувеличения, сделать честь любому современному этапу чемпионата мира. Трасса проходила по самым лучшим загородным петербургским дорогам. Примыкающие одна к другой, они по форме образовали четырехугольник: Вол-хонское шоссе или просто Волхонка (от Стрельны к Царскому Селу), далее поворот на шоссе Пулково — Гатчина до пересечения с шоссе Царское Село — Красное Село и далее по шоссе Красное Село — Лигово до пересечения с Волхонкой и выездом на нее. Точная длина одного круга не замерялась — ее считали равной 28,5 версты (30,5 км). Предполагали, что гонка продлится четыре-пять часов; пригласили на нее спортсменов из Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии.
Стартовая зона была ограждена деревянным забором, у всех въездов на кольцевую трассу поставили шлагбаумы — «рогатки», а мостики и наиболее неровные участки дороги отметили флажками. Дистанцию оцепили войсками и полицией, на опасных местах расставили санитарные кареты с докторами и фельдшерами. По нынешним меркам, кажется, не хватало только вертолета, чтобы доставить в случае надобности пострадавшего гонщика в ближайший медицинский центр. Для публики были построены специальные трибуны и буфет, и самый настоящий «паркинг» для личных экипажей зрителей. Всем, кто прибыл на автомобилях, предлагали оставить их под присмотром за поворотом Пулковского шоссе и совершить небольшую прогулку к трассе. И все же самые сановитые, а порой и просто пронырливые прорывались на своих экипажах к трибунам.
Автомобили членов оргкомитета: В. П. Всеволожского — председателя Автомобиль-клуба, графа А. А. Мордвинова и В. А. Михайлова развозили офице-ров-контролеров, расставляя их через 1,5 версты по всей трассе. В их задачу входило «следить за правильностью гонки», иначе говоря, наблюдать, чтобы участники ее уступали друг другу дорогу для обгона, и предупреждать о возможных помехах. Им было предоставлено право даже остановить соревнования.
Восемь хронометристов-офицеров во главе с Б. А. Постниковым подготовили к работе секундомеры, большую партию которых поставила фирма «Винтер». Хронометристы отмечали время прохождения каждого круга и количество кругов, фиксируя также стартовые номера спортсменов. Нижние чины военной учебно-автомобильной роты поддерживали порядок возле трибун.
Длинной вереницей в порядке номеров вытянулись автомобили перед линией старта. В каждой машине экипаж — водитель и механик. Уже за два с половиной часа до начала на трибунах и у буфета толпился народ. Похоже было, что к обеду не избежать дождя, но прибывавшую петербургскую публику это обстоятельство, казалось, вовсе не беспокоило. Все были оживлены в предвкушении необычного зрелища.
Ровно в 11 часов 30 минут 25 мая 1913 года грянул пушечный выстрел. Гонка началась. Первым стартовал Слубский на желтом 6-цилиндровом «Эксцельсиоре». Каждую минуту автомобили поочередно уходили на трассу. Едва стартовал последний гонщик — Коляр на хрупком двухместном «Вандерере», как промчался «Эксцельсиор» Слубского. Карусель из 18 автомобилей замкнулась. Через две — пять минут автомобили проносились мимо публики, вызывая бурный восторг.
Спортсменов ожидало нелегкое испытание — семь кругов по 28 с лишним верст. С первого круга лидерство захватил член спортивной комиссии Петербургского автоклуба Суворин, выступавший на собственном «Бенце». В столь крупных состязаниях он участвовал впервые и не считался фаворитом.
Не все записавшиеся на соревнования владельцы автомобилей сами участвовали в гонке. На «Берлие», принадлежавшем Рычкову, выступали два «шоффера», которые были столь спортивно неопытны, что после прохождения первого круга остановились у черты старта — финиша, думая, что так и нужно делать после каждого круга. Только энергичные жесты судей и крики публики отправили их в дальнейший путь.
Уже на первом круге появились неудачники. «Англичанин Халловель на «Вокс-холле» соскочил с дороги в деревне Коерово и врезался в палисадник. Автомобиль сломан. Халловель с механиком отделались только испугом»,— такое можно было прочитать в столичной прессе.
Вскоре в ход состязаний вмешалась петербургская непогода — хлынул ливень, продолжавшийся весь второй круг. Дорога моментально размоклао Потоки брызг и грязи летели из-под колес мчавшихся автомобилей, залепляя глаза тем, кто пытался идти на обгон. Опасность возросла, особенно на поворотах. Жертвами размокшей трассы тут же стали француз Донье («Опель») и Коляр, выступавшие на самых слабеньких автомобилях.
Впереди было еще полторы сотни верст, а Суворин, похоже, не собирался расставаться с лидирующей позицией. Спокойно и уверенно, временами меняясь за рулем со своим механиком, он шел по дистанции. Почти на минуту отставал Слубский. Этот юпы-тный гонщик хорошо был известен столичной публике, и каждое его появление перед трибунами вызывало овации. Однако его красивый бельгийский автомобиль за несколько дней до гонки своим ходом за 37 часов преодолел расстояние от Брюсселя до Петербурга, и на все 200 верст дистанции его .просто не хватило. В середине соревнований Слубский даже вышел в лидеры, но в самом начале пятого круга за первым поворотом его «Эксцельсиор» остановился.
Подтянулись к лидерам Нотомб, Иванов и Дюрэ. Первый из них не раз участвовал в российских гонках, в том числе и в качестве судьи. Этот нервный господин, живший в Петербурге на Малой Посадской, отличался весьма рискованным стилем езды. Ехал он неровно, несколько раз проскакивал повороты, а проезжая мимо трибун, бросал руль и приветствовал публику. «Исключительная случайность, что с ним ничего не случилось!» — удивлялись потом петербургские журналисты.
Иван Иванович Иванов — единственный стартовавший на отечественном автомобиле — том самом «Руссо-Балте», на котором в январе 1912 года редактор-издатель уже тогда популярного журнала «Автомобиль» Андрей Платонович Нагель успешно выступил на одном из первых международных ралли, пройдя от Петербурга до Монако около 3250 километров. На машину поставили лишь новый гоночный кузов. Выступая на этом «Руссо-Балте» 14 мая 1913 года в гонке на одну версту, Иванов установил рекорд скорости для русской машины, показав 29,5 секунды (134,3 версты/час). Нотомб на этих соревнованиях занял второе место. Сейчас Иванов, будучи еще и опытным механиком, прекрасно подготовил свой «огурец», как прозвали «Рус-со-Балт» за характерную аэродинамическую форму зеленого кузова. Он уверенно вел его по трассе и на первых кругах не бросился вдогонку за лидерами, а только старался не слишком от них отстать, наращивая между тем темп.
Безусловно, самым знаменитым из всех участников этой гонки был Артур Дюрэ. Француз входил в европейскую элиту автоспортсменов уже на рубеже веков. В 1903 году на трассе в Остенде он дважды превышал мировой рекорд скорости, в 1907 году победил в гонке Москва — Петербург. Но сейчас Дюрэ шел на слабеньком бельгийском «Металлуржике» и не мог, конечно, рассчитывать на победу. Однако мастерство и опыт позволяли ему постоянно держаться не слишком далеко от лидеров. По раскисшей дороге сразу после дождя на третьем круге он даже показал лучшее время.
Пройдено более половины дистанции. После четырех кругов гонку продолжали только 12 машин. Сошел опытнейший Овсянников, который, кажется, не пропускал ни одного автомобильного соревнования, а в 1912 году участвовал в ралли «Сан-Себастьян». Его гоночный «Воксхолл», подготовленный для соревнований на одну версту, оказался слишком «нежным» для такого длительного и тяжелого соревнования. Следующей жертвой стал Плюим. С замиранием сердца следили зрители за тем, как лихо бросал он свой «Хапмобил» в занос на поворотах. Однако большинство знатоков считало, что делает он это не от лихости и не от мастерства, а от... неумения. Видимо, они были правы, так как в конце концов на сравнительно легком участке недалеко от Красного Села он «сорвался с дороги, сломал телеграфный столб и разбил автомобиль. Экипаж отделался только легким испугом».
А вот опытного Гиссера подвела машина — внезапно вырвало все спицы из втулки заднего колеса на его «Бенце», и только чудом удалось избежать катастрофы.
На четвертом круге произошел эпизод, серьезно повлиявший на результат гонки. Еще во время выбора трассы организаторов беспокоило, как будут участники проходить во время гонки оживленное Красное Село, не наломают ли тут дров. Решили: на отрезке трассы в Красном Селе сбить темп гонки введением 10-минутной нейтрализации. Спортсмены подходят к входному судейскому пункту на въезде в Красное Село, им вручают только что включенные секундомеры, которые они везут с собой и передают судьям на выходном судейском пункте. Только по истечении 10 минут они могли продолжить гонку. Этого времени было вполне достаточно, чтобы проехать через Красное Село достаточно спокойно.
И вот когда к судейскому пункту на входе в Красное Село подошел «Руссо-Балт» Иванова, суетливый контролер второпях отдал гонщику невключенный секундомер. Экипаж обратил на это внимание, только когда поостыл от спокойной езды по Красному Селу. Прошло где-то четыре-пять минут, а лихорадочно включенный экипажем секундомер только начал отсчитывать время нейтрализации. Сколько ни доказывал Иванов, судья на выезде из Красного Села был неумолим. Пока не прошло 10 минут по секундомеру, Иванов стоял. В ярости кинулся он наверстывать упущенное, но задача теперь перед ним стояла архислож-ная — для победы нужно отыграть у лидера 11 минут. Русский гонщик на русском автомобиле не опустил руки. Он выжимал из своего «Рус-со-Балта» все, что было возможно. На одном из поворотов чуть не разбился, но тем не менее в итоге показал рекорд круга — 14 минут 30,6 секунды. Так быстро никто не ходил за всю гонку. Средняя скорость 126,1 км/ч по мокрому шоссе! Иванов вышел на третье место. От лидера гонки — Суворина его отделяло около пяти минут. На предпоследнем круге Иванов вновь показал лучшее время и обогнал-таки шедшего вторым Нотомба. Но чтобы достать лидера, сил, похоже, уже не осталось.
Силы, кажется, покинули и судей. Такая же история с секундомером приключилась с Ефроном и Шишкиным. Ефрон был знаком столичной публике не только потому, что был сыном одного из издателей «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона». В 1911 году с 24 апреля по 5 июля он прошел по дорогам Европы около 9000 верст (9600 км), а в 1912 году участвовал в ралли «Сан-Себастьян» в Испании.
На последнем круге выбыл Оганесов, впервые участвовавший в автомобильных соревнованиях на своем высоком двухместном «Биан-ки». Уже после первого круга у его автомобиля отвалился нижний кожух, деталь не лишняя, но двигаться было можно. Оганесов вел гонку, пока «не заел клапан двигателя», Немного недотянул до финиша на трех цилиндрах и «Берлие» Рычкова с двумя его «шофферами».
Итак, позади 200 верст. Первым под восторженные приветствия трибун финишировал Суворин. Менее трех минут уступил ему настоящий герой этой гонки Иван Иванов. «Суворин — юридический, а Иванов — фактический победитель первой в России кольцевой автогонки»,— утверждал журнал «Автомобиль».
С 26 мая 1913 года прошло более 77 лет. И теперь, возвращаясь мыслями в такие далекие годы, можно сказать, что в этих соревнованиях безоговорочную победу одержал российский автоспорт. «Первая международная кольцевая автогонка в России прошла настолько удачно, что заслужила бы название «Гран при», если бы это было объявлено заранее»,— писали Петербургские газеты.
А почти через год — 18 мая 1914 года состоялся первый розыгрыш Большого приза Санкт-Петербургского Автомобиль-клуба, состоявшего под Августейшим Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Михайловича покровительством.
Хочется верить, что настанет время, когда вновь соберутся в нашей стране сильнейшие автогонщики мира. А на автодроме, где пройдет Большой приз СССР, обязательно создадут музей. В нем посетителей будут встречать портреты Суворина и Овсянникова, Иванова и Нотомба, Шишкина, Ефрона, Слубского, сияющие краской репликары: «бенцы», «хапмобилы», «бианки», «эксцельсиоры». И, конечно же, «руссо-балты».
Результаты гонки
Дистанция — 7 кругов, 199,5 версты: 1. Г. Суворин (Россия, «Бенц-29/60» — 2:23.54,6; 2. И. Иванов (Россия, «Руссо-Балт-С24-58») — отставание 2.56,4; 3. Р. Нотомб (Россия, «Металлуржик-27/80») — 5.24,4; 4. А. Дюрэ (Франция, «Металлуржик-15/20») — 26.21,8; 5. А. Ефрон (Россия, «Воксхолл-А») — 41.15,4; 6. А. Шишкин (Россия, «Штевер-Б4-19/45») — 53.40,4.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1990