Но вот в преддверии нынешнего сезона самой судьбе, кажется, захотелось прояснить этот вопрос: случилось так, что в формуле 1 оказались сразу трое отпрысков великих фамилий. Сын чемпиона мира 1962 и 1968 годов Деймон Хилл, сын чемпиона мира 1978 года Майкл Андретти и, наконец, племянник победителя мирового первенства 1972 и 1974 годов Кристиан Фиттипальди.
Своим любимчиком фортуна явно избрала первого. Ведь, откровенно говоря, до сих пор кроме громкого имени похвастать Хиллу было нечем. В свои 30 лет он не только не выиграл ни одной гоночной серии в «младших» формулах, но и вообще не одержал ни одной сколько-нибудь значительной победы. Деймон прозябал на вторых ролях в Международном чемпионате Ф3000, когда в прошлом году получил неожиданное предложение из команды формулы 1 «Брэбхэм», за которую когда-то выступал еще его отец0 Однако знаменитая «конюшня» уже дышала на ладан, и все, чего удалось добиться сыну двукратного чемпиона — дважды прорваться сквозь квалификационное сито. В первый раз это случилось на Гран-при Великобритании. Хилл занял там всего лишь 16-е место, но теплый прием, который оказали английские болельщики сыну своего прежнего любимца, необычайно растрогал высокого темноволосого британца, а кое-кого из менеджеров заставил серьезно задуматься.
Поэтому, когда несколько месяцев спустя Фрэнк Вильямс объявил, что место в его команде рядом со знаменитым Аленом Простом займет не Найджел Мэнселл (скорее всего, убоявшись очной дуэли с «великим малышом», чемпион мира ретировался в Америку) и не Айртон Сенна (в этом случае чуть «сдрейфил», думается, уже сам «Профессор»), а Деймон Хилл, сообщение это было неожиданным только на первый взгляд.
В самом деле, кандидатура устроила всех: Проста, которому нечего было опасаться столь малоопытного конкурента, Вильямса, рассчитывавшего, что Деймон, бывший тест-пилот команды, будет надежно «прикрывать тыл» «первому номеру». Британские болельщики тоже были не в обиде — еще один англичанин получил реальную возможность вступить на пьедестал. Но больше всех удовлетворены были спонсоры: жители Британских островов, следя за своим земляком, поневоле будут еще чаще глазеть на аршинные надписи «Лаббатт» и «Кэмел». А ведь, напомним, прямая реклама сигарет там запрещена.
Не обошлось без табачного «дыма» и при появлении в формуле 1 еще одного сына знаменитого отца. Главный конкурент «синего верблюда» — «Малборо» сильно обеспокоен тем обстоятельством, что американцы в последнее время явно не испытывают прежней тяги к курению. Именно борьбой за американский рынок объясняется появление в формуле CART команды «Малборо-Пенске»п А чтобы пробудить интерес американцев к формуле 1, «красно-белые» решили, не мелочась, «дать залп из орудий главного калибра». Взяли и посадили за руль раскрашенного под знаменитую пачку сигарет «Мак-Ларена» американского пилота. Да не простого, а одного из лучших, если не лучшего заокеанского гонщика последнего десятилетия Майкла Андретти.
Такие вот запутанные табачно-пивные пути выбрала судьба, чтобы свести лицом к лицу двух пилотов, чьи отцы когда-то сражались друг против друга. В тот самый день четверть века назад, когда Марио Андретти дебютировал в формуле 1 сенсационным первым местом на старте Гран-при США, Грэм Хилл во второй раз был провозглашен чемпионом мира. Теперь эстафету приняли их дети. Однако психологически роли поменялись.
Информация о фотографии
Патрезе, вступившему в свой 17-й сезон в формуле 1, придется изрядно потрудиться
Опытный и знаменитый, находящийся в самом расцвете сил Андретти-млад-ший — чемпион и четырежды вице-чемпион CART, победитель 27 этапов этого первенства — и ничем себя не проявивший его ровесник — младший Хилл. На чьей стороне должно было проявиться преимущество в этой паре, казалось, заранее ясно. Если бы не одна деталь: Хилл получил место у «Вильямса», явного фаворита последнего сезона, а Андретти сел за руль «Мак-Ларена», заметно растерявшего свое былое преимущество, да еще и лишившегося «Хонды».
Патрезе, вступившему в свой 17-й сезон в формуле 1, придется изрядно потрудиться
А потому предсезонные интервью пилотов были совсем не такими, какими их можно было ожидать, глядя на послужной список обоих. «Мне предстоит много и напряженно работать, чтобы почувствовать себя в Ф1 как дома», — тревожно хмурился Майкл. А Деймон, практически на каждом из предсезонных тестов показывавший лучшие секунды, чем сам Прост, не скрывал счастливой улыбки: «Великое спасибо Фрэнку Вильямсу. Машина — класс! А за целый год испытаний я здорово ее изучил».
Возможно, именно это — некоторая нервозность опытного и сильного пилота и излишняя самоуверенность новичка — привели к тому, что первый этап нового, 44-го чемпионата мира стал для них обоих полным разочарований. А поздравления друзей и соперников своего отца и дяди принимал после финиша совсем другой «наследник» — Фиттипальди.
Кристиан имел хорошую прессу в начале прошлого сезона. Однако по мере того, как время шло, этап сменялся этапом, а результатов не было, о бразильце стали забывать. Все чаще раздавались голоса, что он сын не Эмерсона, а всего лишь Вильсона Фиттипальди, который хоть и старше своего знаменитого брата, а за три сезона в Ф1 сумел наскрести только три очка. А потом младший Фитти едва не сломал себе позвоночник во время тренировок Гран-при Франции.
Перевязанная шея Кристиана вызывала всеобщее сочувствие. Не удержался от соболезнований и я, встретив «чемпионского племянника» в паддоке «Хунгароринга». Глаза молодого парня весело блестели: «Это ерунда, скоро все пройдет. Главное для меня сейчас — избавиться от «дядиного» комплекса. Я должен забыть, что я чей-то там племянник или сын. Я — Кристиан Фиттипальди и никто иной».
Похоже, у бразильца это прекрасно получилось. Уже по результатам квалификационных заездов Гран-при Южной Африки, открывавшего сезон-93, Фиттипальди получил место в шестом ряду стартового поля. Для «Минарди», не располагающего ни активной подвеской, ни антипробуксовочной системой, ни коробкой передач с электронным управлением, этот результат — почти предел. Кроме того, Кристиан более чем на полторы секунды опередил своего товарища по команде итальянца Фабрицио Барбаццу. А между тем Хилл проиграл Просту почти две, а Андретти — Сенне и вовсе более чем три секунды.
Сама же гонка продолжалась для американца семь с небольшим, а для англичанина чуть больше двадцати минут. Причины их сходов легко «читались». «Мак-Ларен» Майкла, изо всех сил стремившегося не ударить в грязь лицом перед всей Европой, остался стоять на старте — заупрямилось сцепление. А когда, наконец, Андретти с грехом пополам оторвался от стартовой прямой и, продираясь сквозь строй аутсайдеров, попытался броситься в погоню за лидерами, на его пути встал «Эрроуз» Дерека Уорвика. Разумеется, если бы Андретти был чуть поспокойнее, если бы на него не давил груз ответственности «полномочного представителя американского автоспорта в Европе», опытный пилот нашел бы менее рискованный способ обойти соперника — в следующем повороте или на следующем круге. Но он не захотел ждать...
Хиллу же, как сам он с горечью признавался, не хватило опыта. Уже сразу после старта его опаснейшие шараханья на трассе едва не закончились столкновением обоих «вильямсов». Просту понадобилось мобилизовать все свое мастерство, чтобы разминуться с «танцующим» автомобилем коллегии А вскоре уже Деймону пришлось уворачиваться от «Лотоса» Алессандро Дзанарди. Но сделать он этого не сумел, и «Вильямс» под номером О «в обнимку» с автомобилем итальянца покинули трассу. Хилл же получил первый урок — и целый год испытательных заездов не заменит одной гонки, где на трассе не одна-две машины, а 26.
А вот Фиттипальди, два года назад легко побеждавший Хилла в формуле 3000, сумел и на гораздо менее конкурентоспособной машине обойти соперника. Кристиан строго соблюдал одну из основных заповедей пилота — всегда соизмерять свои возможности с возможностями автомобиля — и, счастливо избежав всех неприятностей, в том числе последствий тропического ливня, обрушившегося на Кялами на последних кругах гонки, добрался до финиша на четвертом месте. Чем сразу отодвинул своего отца в семейном зале славы формулы 1 со второго на третье место. В 22 года у него есть хорошие шансы потягаться и с дядей, который когда-то стал самым молодым чемпионом мира. Нужно лишь, чтобы Фитти-младшим заинтересовались менеджеры сильных команд.
Ну, а пока все помыслы хозяев лидирующих «конюшен» прикованы к другому бразильцу — Айртону Сенне. Удивительный это человек. Безусловно, талантливейший гонщик последнего десятилетия. Пилот, для которого не существует тайн на гоночной трассе. Способный в одиночку переиграть команду соперника на более сильных машинах. Да плюс к этому — интеллигентный, умный человек, удивительно приятный в общении. Все это создает ему армии преданнейших поклонников. Журналисты, если им удается побеседовать с бразильцем, а не просто переброситься парой фраз, не могут скрыть восторга. Но время от времени этот супергонщик, этот душа-человек вдруг делает нечто такое, что никак не укладывается в столь красную картинку.
И начало нынешнего сезона не обошлось без «проделок Сенны». Всю зиму Айртон хныкал и жаловался, что у него нет машины, что без «Хонды» или «Рено» — это не жизнь, что он, подобно Мэнселлу, уедет в Америку или, подобно Про-сту, возьмет годичный отпуск. Он отказался подписывать контракт с Роном Деннисом, шефом «Мак-Ла-рена», и ни под каким видом не принимал участия в тестах новой красно-белой машины. Больше того, в январе Сенна демонстративно отправился в Финикс, где при большом стечении журналистов опробовал «Пекске-РС22-Шевроле» команды «Малборо-Пенске».
В конце концов терпение Денниса лопнуло, и он за большие деньги перекупил в «Лотосе» Мику Хаккинена. Официальная заявка «Мак-Ларена», в которой первым номером команды значился Андретти, вторым — Хаккинен, была подана в ФИСА (чуть ли не в последнюю минуту). Менеджер «Лотоса», посылая в душе проклятья и Сенне, и Деннису, и своему «неверному» пилоту, срочно заменил талантливого финна на ничем не, примечательного 26-летнего Алессандро Дзанарди. А Сенна вдруг изъявил желание посмотреть новый «Мак-Ларен». И проехав пару кругов, заметил: «А что, неплохая машина. Я, пожалуй, поеду в этой команде».
И дело кончилось тем, что Хаккинен, которого называли открытием прошлого сезона, оказался самым дорогим в мире тест-пилотом, а Сенна (официально—запасной гонщик команды) уселся за руль «Мак-Ларена», который, как выяснилось, вовсе даже не «барахло», как еще недавно называл его бразилец, а машина, способная побеждать.
Это стало ясно уже на первых кругах Гран-при ЮАР. Сенна захватил лидерство и долгое: время отбивал все атаки сначала Шумахера, а потом Проста. Но все же в конце концов . и его мастерство оказалось бессильно — «Профессор» методично и терпеливо продолжал свои попытки, пока одна из них не увенчалась успехом. «Мы должны были выиграть эту гонку!» — совершенно неожиданно заявил после финиша Деннис. «Что-то случилось с электронной подвеской, — поддакнул ему Сенна. — Машина порой была совершенно неуправляема».
Однако поломка электроники не помешала бразильцу разделаться еще с одним «молодым, да ранним». В одном из поворотов он исключительно тонким и точным маневром — буквально легким касанием — отправил на траву «Бенеттон» Михаэля Шумахера. 24-летний немец был страшно расстроен и даже хотел подать на Сенну протест. Но, остыв немного и, видимо, посмотрев видеозапись, решил, что шансов у него нет. Уж больно грамотно все сделал бразильский «Волшебник»: зашел в поворот чуть шире, чем обычно, заманивая преследователя, и, когда тот клюнул и попытался по внутренней бровке протиснуться вперед, аккуратно «прикрыл дверь», легонько толкнув правым задним колесом левое переднее немца. «Вооб-ще-то говоря, это вовсе не я, а он меня ударил. И я потом долго боялся, что от толчка у моего «Мак-Ларена» что-нибудь сломалось», — без тени смущения говорил Сенна.
Впрочем, все эти интриги грандов несколько отвлекли нас от главной темы — отцов и детей. Дело в том, что помимо трех гонщиков, защищавших в Кялами «честь семьи», была там еще целая команда со знаменитой гоночной «фамилией». Это швейцарский «Заубе». В одном из предыдущих номеров мы уже писали об этом дебютанте, за спиной которого стоит «Мерседес-Бенц», гоночная легенда 30-х и безоговорочный лидер чемпионата мира середины 50-х годов. Возвращение трехлучевой звезды на трассы формулы 1 прошло удачно. Финн «Джей-Джей» Лехто, даже потеряв два круга в боксах на замену электронного управляющего блока коробки передач, сумел заработать два очка. Но что еще больше впечатляет — за двадцать кругов до финиша 27-летний улыбчивый финн показал второе время дня, пройдя круг на полсекунды быстрее самого Сенны.
Очевидно, что в самом ближайшем будущем всем лидерам придется считаться с «Заубером фон Мерседесом». Ну, а обладателям других знаменитых автогоночных фамилий — и прежде всего Андретти и Хиллу — предстоит немало потрудиться для того, чтобы их звезды засияли не просто отраженным светом их великих отцов.
После того как тест-пилот «Бенеттона» А. Дзанарди был зачислен в команду «Лотос», на освободившееся место обнаружилось сразу несколько претенденте француз П. Бельмонда британцы А. Мак-Ниш и Д. Коултард, итальянец А. Монтермини. По итогам пробных заездов и всестороннего собеседования победу одержал вицечемпион прошлого сезона в Ф3000 Монтермини.
У Хаккинена, застрявшего на скамейке запасных в «Мак-Ларене», появилась призрачная надежда выступить в нынешнем чемпионате. «Мик? стал жертвой непредвиденных обстоятельств, — сказал менеджер команды Джо Рамирес. — Есть в этом и моя доля вины, поэтому сделаю все возможное, чтобы финн хотя бы несколько раз стартовал в этом сезоне».
Вслед за двумя известнейшими марками сигарет «Мзлборо» и «Кэмел» на трассах формулы 1 появилась еще одна — «Честер-филд», известная раньше своим «пристрастием» к мотокроссу. Правда, с гыбором «лошадки» кзвичка поздравить никак нельзя — «лолы-феррари» команды «БМС-Скудерия Италия» по крайней мере в нынешнем сезоне явно обречены на роль аутсайдеров.
Вниманию телезрителей, которым трудно различать на экранах пилотов одной команды. Шлем К. Фиттипальди традиционных бразильских цветов — на желтом поле по кругу расположены ярко-зеленые «капли». Это — повторение рисунка шлема его отца, Вильсона, только у того фон был зеленый, «капли» желтые.
Майкл Андретти тоже щеголяет в «родительских цветах» — на серебристом фоне его шлема широкая красная стрела.
Как и на многих других трассах, самым интересным местом в Кялами оказался первый после старта поворот. В связке «Бриллиант Стрейт» «Тоталь» зрители наслаждались схваткой трех лидеров. Именно там Прост обошел Шумахера и дважды — Сенну.
Недовольный технической политикой ФИСА в области топлива, покинул сцену больших призов риканский нефтяной концерн «Мобил». «Все новые и новые ограничения делают невозможной нормальную разработку гоночных топлив», — заявил директор маркетинга фирмы У. Кеннеди.
Уходом американцев незамедлительно воспользовались европейцы. Поставщиком «Бенеттона» стала «ЭЛФ-Миноль» — очерняя компания крупнейшего французского нефтяного концерна.
Без двух недель два с половиной года не побеждал в розыгрыше Гран-при Ален Прост. Тот же Большой приз И.'пании-90 был последней победой «Феррари» на этапе чемпионата мира.
Провалом закончилась попытка руководства ФИСА дисквалифицировать Проста за критику в свой адрес. Всемирный совет Международной федерации, собравшийся через четыре дня после Гран-при ЮАР в парижском «Гранд отеле», полностью оправдал трехкратного чемпиона мира. «Дело закрыто, — кисло улыбнулся журналистам президент ФИСа Макс Мосли. — Формула 1 так нуждается в битве Сенна — Прост...»
Источник: Журнал «АМС», №5, 1993