Иван Иванович Иванов родился в 1886 году и, когда ему едва перевалило за двадцать, уже работал мастером в торговом доме А. М. Фокина, продававшем автомобили ФИАТ. Позже он перешел работать в экипажную фабрику «Фрезе», которая с 1910 года стала фирменной станцией обслуживания и магазином Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ). Там шла подготовка «руссо-балтов» к ралли и гонкам, изготовлялись по индивидуальным заказам кузова. В здании, украшенном эмблемой РБВЗ, что в Эртелевом переулке, № 10 (ныне улица Чехова), работали инженер И. А. Фрязиновский, проектировщик кузовов П. Г. Арсеньев, старший мастер И. Л. Степанов. Сюда нередко заходили редактор журнала «Автомобиль» А. П. Нагель, изобретатель А. Кегресс, начальник учебной автомобильной роты полковник П. И. Секретев.
Именно в Эртелевом переулке были изготовлены спортивный кузов для «Руссо-Балта», что участвовал в раллн «Монте-Карло», а также гоночный кузов «Русский огурец». Тут одели в двухместные спортивные кузова «руссо-балты» малой модели «К». Фирменным гонщиком № 1 был И. И. Иванов.
В январе 1917 года станция «Руссо-Балта» в Эртелевом закрылась, и Иванов перешел на моторный завод РБВЗ мастером по испытанию и приемке автомобилей. Затем и этот завод закрылся, и Иванов — уже в мастерских автоотдела губисполкома. Они размещались на Захарьевской улице, № 8 (ныне ул. Каляева) в помещениях экипажной фабрики «Брейтигам».
Вплоть до 1933 года Иван Иванович выступал в различных автомобильных соревнованиях. Пережив блокаду Ленинграда, он скончался в 1944 году.
Еще лет десять назад мы очень мало знали об этом человеке. Даже инициалы оставались неизвестны. Теперь же, благодаря встрече с его сыном, мы имеем возможность узнать не только важнейшие факты из биографии этого петроградского гонщика, но и познакомиться с фотодокументами, на которых он запечатлен.
Иванов за рулем гоночного «Руссо-Балта-С24-58»; рядом Степанов, впоследствии (с 1921 г.) работавший на новом заводе «Руссо-Балт» в Филях. Хорошо виден характерный для всех «руссо-балтов» руль с пятью выгнутыми спицами. Чтобы руки гонщика не скользили, обод рулевого колеса обмотан хлопчатобумажной изолентой. Снимок относится к весне 1913 года.
Иванов и инженер Фрязиновский на испытаниях спортивного «Руссо-Балта-С24-55» в апреле 1913 года. Больших ацетиленовых фар рядом с радиатором уже нет — их заменили небольшие керосиновые фонари у Торпедо кузова. По-прежнему для надежности капот двигателя перехвачен двумя ремнями, сохранились еще деревянные несъемные колеса так называемого артиллерийского типа. Двигатель автомобиля рабочим объемом 4939 см3 был оснащен алюминиевыми поршнями и развивал мощность 55 л. с. при 1800 об/мин.
Фотография, сделанная в день старта Нагеля (сидит за рулем в высокой черной шапке) и В. А. Михайлова (рядом с ним) на ралли «Монте-Карло» 13 января 1912 года. «Руссо-Балт-С24-55» стоит во дворе СТО РБВЗ в Эртелевом переулке. Поодаль за машиной — Иванов. Обратите внимание на цепи противоскольжения, которые надеты на задние колеса, ацетиленовый генератор (для ацетиленовых фар) с тремя секциями, трехцветный русский национальный флаг на флагштоке. Нагель выиграл первый приз маршрутов.
Иванов, Фрязиновский и кто-то из чиновников Правления РБВЗ в Петербурге (возможно, Камбуров) во время загородной поездки на одном из автомобилей «Руссо-Балт» модели «С24-35». Эта машина с кузовом «лимузин» скорее всего относится к 12-й серии, изготовленной весной 1913 года.— такой «Руссо-Балт» демонстрировался в мае того же года. на IV Международной автомобильной выставке в Петербурге. Кроме этой ма шины на выставке экспонировались еще пять той же марки. С июня 1909 по март 1918 года предприятия РБВЗ в Риге и Петрограде изготовили 625 автомобилей, из которых 425 было заказано военным министерством России.
Иванов 26 мая 1913 года занял второе место в кольцевых гонках на Большой приз Санкт-Петербурга, выступая на гоночном «Руссо-Балте-С24-58» с обтекаемым кузовом зеленого цвета, за который машина получила прозвище «Русский огурец». Изменения в двигателе — новые алюминиевые поршни, свечи с двумя электродами, короткие выпускные патрубки, карбюратор «Зенит» с измененной регулировкой — повысили мощность с 55 до 58 л. с. Задний мост с уменьшенным передаточным числом и более обтекаемый кузов позволили поднять скорость со 116 до .130 км/ч. Деревянные колеса заменены быстросъемными, тангентного типа с центральной гайкой. Слева стоит Степанов, справа — Иванов. Между ними — кубок, присужденный за вторде место.
Другой снимок, сделанный после гонок 26 мая 1913 года, тоже во дворе СТО РБВЗ. Кроме уже знакомых Иванова и Степанова (сидят в машине), кубка за второе место и «Руссо-Балта» под стартовым № 9, около автомобиля еще четверо работников СТО на Эртелевом. Для улучшения аэродинамики под двигателем был установлен обтекаемый поддон, а перед радиатором — так называемый рассекатель воздуха с узкой вертикальной щелью для забора воздуха. Директор правления РБВЗ Чоглоков за результаты, показанные в гонке 26 мая, и всероссийский рекорд скорости на русском автомобиле (1 верста с хода. со средней скоростью 131 км/ч) в заездах 14 мая наградил гонщика серебряным памятным жетоном. Эту реликвию и поныне хранит его сын.
В начале 1914 года. гоночный «Руссо-Балт» подвергся дальнейшей реконструкции. Рабочий объем его двигателя увеличился с 4939 до 5033 см3 и мощность поднялась с 58 до 60 л. с. Полностью новым стал тузов по образцу английских гоночных машин, в частности «Воксхолла». Масса автомобиля немного увеличилась. В перестройке машины активное ) участие приняли (слева направо на снимке) мастера Рябов, Степанов, Иванов (в гоночном комбинезоне и очках), инженер Фрязиновский.
31 мая 1914 года модернизированный гоночный «Руссо-Балт» под управлением Ивана Ивановича вновь стартовал в соревнованиях на Большой приз Санкт-Петербурга. К сожалению, из-за технических неполадок Иванов не закончил гонку. На снимке мы видим тех же лиц: слева, в кепке — Степанов, за рулем — Иванов, рядом — Фрязиновски справа .у хвоста машины — Рябов. Хорошо виден обтекаемые поддон, закрывающий снизу всю раму. На раме, позади задней сережки передней рессоры укреплена фирменная трафаретка. Там написано: Русско-Балтийский вагонный завод в. Риге. Отдел автомобилей. Тип — С24. Серия — 3. Год 1910.
На моторном заводе РБВЗ в Петрограде, где выпускались и шестицилиндровые авиамоторы РЬВЗ-6 для самолетов «Илья Муромец» в 1917—1918 годах шла сборка автомобилей «Руссо-Балт» модели «С24-40» 18-й серии из деталей, изготовленных в Риге до эвакуации (август 1915 года). В общей сложности через руки Иванова и другого испытателя, Река, прошли 53 новые машины, причем одна из них (№ 625) была сдана 15.3.1918 г. наркому по военным делам К. А. Мехоношину. Этс был первый автомобиль, собранный в Республике Советов. Обкатывал его Иванов. На снимке — испытания одного из шасси 18-й серии в мае 1918 года. За рулем — Иванов. Его сын, В. И. Иванов, сидит на полу между сиденьями.
Гоночный «Руссо-Балт-К12-30» 1913 года на гонках 10 июля 1923 о ода под Петроградом. За рулем — П. Вия, заведующий гаражом Петрогубсовета, где. работал Иванов. Один такой автомобиль с двигателем рабочим объемом 2422 см3 и мощностью 30 л. с. при 1500 об/мин экспонировался в мае 1913 года на IV Международной автомобильной выставк в Петербурге. Скорость машины — 95 км/ч. 20 июня 1924 года Иванов выступал в гонках на 1 километр с хода за рулем гоночного автомобиля «Бенц» (7280 см3, 115 л. с.) и показал скорость 144 км/ч. Его последний старт — 18 августа 1933 года, когда на километровке с ходе за рулем лимузина «Бюик» он достиг 100 км/ч.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1991