CarRacer.ru
 
  • Главная
  •  
  • Ралли
  •  
  • Автогонки
  •  
  • Автокросс
  •  
  • Ле-Ман
  •  
  • Формула 1
  •  
  • Еще разделы
    Индикар Картинг Мото GP Мотогонки Мотокросс
  •  
     
    • Главная
    • Автогонки
    • 1994 год
    • Гонки Петербург — Москва 1908 года

    Гонки Петербург — Москва 1908 года

    Январь 1994
            0

    Четверть века назад в редакцию журнала «За рулем» пришла заметка М. Улупова, пенсионера, который в юности был очевидцем международных гонок Петербург — Москва. Тогда эти воспоминания вряд ли могли быть опубликованы, что называется, по идеологическим причинам. Но, как говорится, рукописи не горят, и вот желтоватые листки с синими машинописными строчками вернулись из небытия. Впечатления Улупова, пусть написанные скупым языком,— свидетельство очевидца, которых сегодня уже не осталось. Мы подняли из своих архивов подшивку петербургского журнала «Автомобиль», биографические сведения о победителе, характеристики его машины, чтобы дополнить рассказ очевидца.

    Информация о фотографииОчевидцы гонок Петербург — Москва
    Очевидцы гонок Петербург — Москва
     
    Несмотря на позднее время, два часа ночи, петербуржцы не спешили по домам. Всех интересовало, как это произойдет, как тронутся в путь автомобили?

    Ровно в 2 часа ночи 19 мая 1908 года у линии старта — автомобиль № 1 завода «Даррак» (Франция), за рулем которого гонщик Деможо. Сигнал стартера — и машина срывается с места в направлении Москвы. На линии старта — очередной гонщик, он отправляется (как и все последующие) через две минуты после первого и так — все остальные 27 автомобилей.

    А в Москве рано утром 19 мая по Петербургскому шоссе катили автомобили, велосипедисты, извозчики, шли пешеходы — спешили за село Никольское, где на 13-й версте был устроен финиш автомобильной гонки. Там, с левой стороны дороги, на лужайке, расположился полевой ресторан «Эрмитаж» для московской знати и автомобилистов, а в отдельной палатке — гоночная комиссия или, говоря современным языком, судьи. Она А призы были немалые. Организаторы в каждой из четырех категорий (мы сегодня бы сказали — классов) установили денежные призы: 5000, 3000, 2000, 1000 франков. Шинная компания «Мишлен» назначила колоссальную награду (15 000 франков) тому гонщику, который одержал победу, выступая на ее покрышках. Были и другие трофеи: серебряные кубки, братины, портсигары, специальные призы императорской фамилии, гостиницы «Метрополь»... Короче, было за что бороться.


    С правой стороны шоссе на большой лужайке — приехавшие на автомобилях москвичи. Собралось их очень много — все хорошо помнили прошлогодние гонки Москва — Петербург. Тут же — торговцы пивом, водами, французскими булками, калачами, колбасой и разными пролетарскими «деликатесами», вроде воблы, селедок, конфет. Здесь же вездесущие мороженщики со своей домашней продукцией.

    Информация о фотографииПобедиель гонки Петербург-Москва
    Победиель гонки Петербург-Москва
     
    Ресторан, гоночную комиссию, автомобили, зрителей отгораживали от проезжей части шоссе и обочины канаты. Погода в тот день была на славу: солнечная, ясная и теплая. На небе — ни облачка.

    Время тянется томительно, взоры многих обращены в сторону Химок, другие следят за состязаниями по карте на щите. Но вот в 10 часов по телефону сообщили, что из контрольного пункта в Клину на Москву пошел первый автомобиль под №3, а почти через 10 минут и автомобиль № 1. «Тройка» — это знаменитый француз Виктор Эмери, фирменный гонщик «Бенца». Он идет на машине типа «Гран-при». А «единица» — ветеран Деможо.

    Присутствующие обратили все внимание к сторону Химок, многие направили туда свои бинокли. Гоночная комиссия приготовилась к встрече первого участника. Вдали появляются столб пыли и маленькая «точка». Под рев двигателя она становится все больше и больше, приближаясь к заветной линии финиша. Уже виден на радиаторе № 3, это Эмери. Слышатся крики «ура»... Линию финиша пересек первый автомобиль. Выехав 19 мая ночью в 2 часа 04 минуты, он прибыл на финиш в 11 час. 47 мин. дня.

    Гонщик сбросил «газ», по инерции катится к Никольскому, затем поворачивает налево и идет обратно к финишу. Эмери остановился на обочине справа против финиша. Заглушил мотор, вездесущие фотографы щелкают своими аппаратами. Автомобиль окружила толпа, вынесла победителя на руках, кто-то кричит «Браво». Тут подбежали члены комиссии и увели Эмери с собой.


    Среди «автомобильной» публики и болельщиков слышались споры и гадания: кто-же следующий. И побил ли Эмери прошлогодний рекорд гонщика Альфонса Дюрэ, установленный им на «Лоррен-Дитрихе» в гонках Москва — Петербург?

    Информация о фотографииРезультаты гонки Питер-Москва 1908 года
    Результаты гонки Питер-Москва 1908 года
     
    А со стороны Химок опять пыль. Те, у кого бинокли, кричат: «Номер первый»! Финиширует Деможо. Он пересек линию финиша в 11 час. 54 мин. Примерно, через 30—40 мин. показался третий автомобиль, это был ФИАТ № 13, ll-й категории, гонщик Луи Вагнер. Четвертым прибыл тоже ФИАТ, но lll-й категории, № 23, за рулем — Александр Михайлович Фокин.

    У него лучший результат среди русских гонщиков. Между прочим, в предыдущем, 1907 году он занял третье место в генеральной классификации гонок Москва — Петербург. Интересно,, что другой русский спортсмен, в прошлом известный велосипедный гонщик, И. Чудов пришел седьмым.

    Из 27 стартовавших автомобилей прибыли в Москву 13, остальные не появлялись до закрытия финиша по разным причинам, главным образом из-за порчи покрышек и камер, а также поломки рессор.

    Объяснялось это наплевательским отношением земских работников. Вместо настоящей добросовестной починки шоссе они дали указания засыпать ямы и ухабы щебнем и песком, а утрамбовать и укатать не успели или надеялись, что автомобили и повозки сами укатают. Проехавшие первые автомобили и повозки разметали такую починку. В связи с этим один из призеров гонки пришел на финиш с тремя поломанными рессорами. Многие гонщики вынуждены были останавливаться в пути ввиду засорявшихся бензопроводных трубочек.

    Информация о фотографииЛучший год Луи Вагнера
    Лучший год Луи Вагнера
     
    Было и такое происшествие: прошлогодний победитель гонок Москва — Петербург Дюрэ на «Лоррен-Дитрих» в Вышнем Волочке наехал на упавшую лошадь и вынужден был прекратить гонку — машина оказалась непригодна для дальнейшего движения.

    На финише говорили, что Эмери очень «повезло»: не доезжая до финиша 20 саженей, у него на заднем левом колесе произошел прокол камеры, и он пересек линию финиша на ободе. Тогда надежность покрышек еще была невысока. Надо сказать, что из десяти гонщиков, получивших зачет, большинство избрали шины «Мишлен». Исключениями были Деможо и Фокин, которые шли на «Денлопах», да Гиеронимус, выступавший на покрышках ныне забытой марки «Перс ли».

    Следует сказать, что на всем пути гонки был порядок, нигде никаких инцидентов. Правда, в населенных пунктах местные власти предупредили жителей и принимали меры, чтобы никто не выезжал без крайней надобности на шоссе на повозках и велосипедах, а также не гулял по проезжей части и соблюдал порядок во время проезда автомобилей. Обо всем этом заранее распорядились губернские власти.

    Призы вручались на следующий день.
    Источник: Журнал «АМС», №1, 1994


    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    «Индианаполис Мотор Спидвей» 1993-го года
    Кольцевые гонки в Ногаро (93-й год)
    Первый чемпионат России по кольцевым автогонкам 1991 года
    Кубок Флорио на Сицилии
    Первый этап Кубка ФИАна грузовиках (Англии, 93й год)
    Американские гонки Инди-кар-93
    Кубок ФИА по кольцевым гонкам-93
    Национальный чемпионат по "кузовному" кольцу (Италия, 1993)
    Второй этап чемпионата страны по автомобильному кроссу
    Филателистические материалы гонок на выносливость

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Гонки Петербург — Москва 1908 года

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Кубок Гордон-Беннетта: история соревнований
    История чемпионата Кубок наций и этап 93-го года
    Гонка звёзд-94: старое и новое
    Карусельная гонка-93 в Фирсановке
    Ипподромные гонки в Пензе, январь 1994
    Автомногоборье «Рождественский приз Алеко» (декабрь-93)
    Международные состязания серийных легковых машин (1993 год)
    Чемпионат по кольцевым автогонкам. Итальянские, британские, французские и немецкие особенности
    История Ровера в кольцевых автогонках России
    Формула 2 против группы N



    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 34 + 25 =

           


    Список подкатегорий

    Кэмел-трофи Автосалон Мотосалон Спортивные модели Модельки автомобилей Вокруг колес Панорама Знаменитости Наш собеседник Звездный сбор Личный архив Информация Статистика


    Похожие статьи


    Француз Виктор Эмери, победитель гонок Петербург — Москва 1908 года
    Ралли-рейд «Париж — Москва — Пекин» 1993 года
    Гонки IMSA Camel GT series 1992 года
    Чемпионат России по зимним трековым гонкам 1992 года
    Национальный чемпионат по гонкам на дрэгстерах 1992 года
    Четвертая по счету «автокоррида» в Москве 1972 года
    Чемпионат Германии по кольцевым гонкам ДТМ 1992 года
    Автомобильная гонка в Индианаполисе 1914 года
    Кольцевая гонка на «Приз открытия сезона» 1992 года в Латвии
    Международный мотокросс в Москве 93-го года
    © CarRacer.ru 2013 × Контакты × Карта сайта × Мобильная версия
    Ралли × Автогонки × Автокросс × Ле-Ман × Формула 1 × Индикар × Картинг × Мото GP × Мотогонки × Мотокросс × Кэмел-трофи × Автосалон × Мотосалон × Спортивные модели × Модельки автомобилей × Вокруг колес × Панорама × Знаменитости × Наш собеседник × Звездный сбор × Личный архив × Информация × Статистика
    CarRacer.ru