CarRacer.ru
 
  • Главная
  •  
  • Ралли
  •  
  • Автогонки
  •  
  • Автокросс
  •  
  • Ле-Ман
  •  
  • Формула 1
  •  
  • Еще разделы
    Индикар Картинг Мото GP Мотогонки Мотокросс
  •  
     
    • Главная
    • Формула 1
    • 1991 год
    • Завершился 41-й чемпионат мира по Формуле-1

    Завершился 41-й чемпионат мира по Формуле-1

    Январь 1991
            0


     
    Вот уже третий год на сцене формулы 1 не прекращается соперничество двух великих актеров, двух безусловно лучших гонщиков 80-х годов — Алена Проста и Айртона Сенны. Оба — люди совершенно разные, можно сказать, полные антиподы и в жизни, и на гоночной трассе. Бразилец — само обаяние, симпатичная улыбка и мягкие манеры необычайно располагают к нему окружающих. Маленький горбоносый француз, наоборот, особого восторга не вызывает. Механики жалуются, что он на них кричит, журналисты обижаются на некоторую заносчивость. Не может, конечно, вызвать положительные эмоции и вечное брюзжание трехкратного чемпиона. Он постоянно чем-то недоволен: то «Хонда» поставляет ему худший двигатель, то Мэнселл не хочет помогать ему в «Феррари».

    Но как же оба они преображаются за рулем гоночного болида! Агнец Сенна становится настоящим волком. Никакие правила и запреты для него не существуют. Главная цель — победа, и горе тому, кто окажется на пути бразильца. Прост же, ворчливый, раздражительный, часто несдержанный, на трассе — воплощение интеллигентности, спокойствия, мудрости. Словом — настоящий профессор.

    Неудивительно, что эти двое в последнее время живут, словно кошка с собакой. Полтора года — с весны 1989-го — они даже не разговаривали. И вот сенсация — в Италии, на трассе Монца два чемпиона пожали друг другу руки! Правда, перемирие оказалось недолгим. Очередной скандал двух великих мастеров разразился на трассе в Сузуке. Впрочем, обо всем по порядку.

    Перед Большим призом Италии наилучшие шансы выиграть чемпионскую корону были у Сенны.

    «Это абсолютно уникальная личность среди гонщиков. В нем соединены совершенно различные качества — раскрепощенность и любовь к риску, свойственные латиноамериканским пилотам, сочетаются с целеустремленностью и аналитическим умом. Все это идеально соответствует стилю работы англо-японского дуэта «Мак-Ла-рен — Хонда». Так охарактеризовал Сенну Джекки Стюарт, один из авторитетнейших специалистов Ф1. Гонка в Италии это подтвердила. Сенна с блеском (и новым рекордом трассы — 1.22,533; 252,986 км/ч) выиграл тренировку. И в самой гонке ему просто не было равных. Напрасны были надежды десятков тысяч итальянских болельщиков, в этот по-летнему теплый сентябрьский денек ожидавших победы своих любимцев из Ску-дерии «Феррари». Пришедший вторым Прост отстал на целых шесть секунд — это достаточно много и говорит о большом преимуществе бразильца, ни разу до этого не выигрывавшего в Монце.


    В общем, эта гонка прошла без особых сюрпризов. Однако уже в первом круге в «Большом цирке» формулы прозвенел тревожный звонок, напомнивший о том, что слово «цирк» пришло к нам из Древнего Рима, где было вовсе не таким веселым и безобидным, как сейчас.

    Видимо, эта победа настолько воодушевила гонщика, что он оставил мысли об 28 уходе из формулы 1. Это решение Найджела вызвало бурю восторга у его многочисленных почитателей, среди которых, кстати, и сам Берни Экклстоун. А Фрэнк Вильямс тут же предложил ему место в своей команде. Так что в будущем году британские болельщики вновь смогут увидеть своего любимца. Правда, 16-я победа англичанина в гонках Ф1 была несколько омрачена ворчанием Проста и недовольством не только шефа команды Чезаре Фьорио, но и самого главы ФИАТа Джанни Аньелли. Прост после гонки не очень-то выбирал выражения, и его, в общем, можно понять. «Феррари», вооруженные новыми, более мощными «тренировочными» моторами, выиграли классификацию (Мэнселл, 1:13,557; 212,868 км/ч) и заняли первый ряд. Казалось, уж вдвоем-то эти опытнейшие мастера справятся с Сенной и Бергером, которые стояли сзади.


     
    Но все вышло наоборот. По непонятной причине автомобиль Мэнселла сразу после старта ушел вправо и буквально прижал «Феррари» Проста к обочине. А краснобелые «мак-ларены» Сенны и Бергера, воспользовавшись неожиданным подарком, вышли в лидеры. «Старт, старт! Все решилось на старте,» — горевал после гонки Прост. А ведь это явно был день «Феррари». Мэнселл без всяких проблем расправился сначала с австрийцем, а потом и с бразильцем. Прост, в машине которого не включалась шестая передача в коробке, с пятого места достал лидеров, обошел Бергера и уже почти нагнал Сенну. И тут-то «Эрроуз» Каффи столкнулся с «Лолой» Агури Сузуки, и заезд остановили.

    Следующие «большие гонки» — Гран при Испании опять начались ворчанием Проста: «Трасса «Херес-дела-Фронтера» — самая опасная из этапов чемпионата. Ее покрытие необходимо срочно ремонтировать». К этому не больно-то прислушивались: капризному чемпиону вечно все кругом не нравится. Но как быстро и страшно подтвердились слова «профессора»!


    Первая тренировка в пятницу уже подходила к концу, когда желтый «Лотос» с кэме-ловским верблюдом на кузове в одном из поворотов вылетел с трассы и на скорости 260 км/ч врезался в ограждения. Эту аварию показывали на наших телеэкранах, и в течение нескольких секунд можно было наблюдать, как в клубах пыли разлетались колеса, куски кузова. От машины осталась ни на что не годная куча металлолома. Трудно было поверить, что после такой аварии гонщик может остаться в живых. Оказавшийся поблизости Пьерлуиджи Мартини, на глазах у которого все это произошло, не смог сам выйти из своего «Минарди». Ему, бледному как смерть, помогали два санитара. И все же пилоту «Лотоса» Мартину Доннели повезло — он остался жив. Но самой большой гоночной надежде Британии сбыться ныне вряд ли суждено — 26-летний ирландец на несколько месяцев прикован к больничной койке, к искусственному легкому и искусственной почке. Его место за рулем «Лотоса» займет теперь англичанин Джонни Герберт, а инженерам фирмы предстоит поломать голову — главный конструктор автомобиля Фрэнк Дерни признал, что авария произошла из-за поломки задней подвески, которая не выдержала неровностей трассы.

    Сама же гонка под жарким испанским небом стала настоящим бенефисом «Феррари». Только Сенне удалось в квалификационных заездах опередить итальянские машины. Это была 50-я «тренировочная» победа бразильца (1.18,387, 193,68 км/ч) — великолепное достижение. Второй результат — у погибшего в 1968 году знаменитого шотландца Джима Кларка — 33 победы. Но в дальнейшем ни Сенна, ни Бергер не смогли бороться на равных с Простом и Мэнселлом — пожалуй, впервые в этом сезоне «макларены» подвели своих водителей, а английская команда не получила очков в зачет Кубка конструкторов.

    Прост в Испании был неудержим. И хотя говорили о том, что Мэнселл уступил ему лидирующую позицию в интересах команды, сам Найджел был другого мнения: «В зеркале я видел, как быстро ко мне приближался Прост, и решил, что я не смогу отразить его атаку, он был явно быстрее».


    После 14 гонок Сенна опережал Проста на девять очков. Но из-за того, что в зачет чемпионата мира идут 11 лучших результатов, французу необходимо было одержать одну победу и быть еще по крайней мере вторым, при условии, что Айртон не выиграет ни разу. Задача трудная, но Просту вполне по силам. Он почти весь сезон находился в роли догоняющего, и вот появился реальный шанс отстоять чемпионское звание.

    Так за два этапа до финиша чемпионата борьба за мировую корону достигла своего апогея. От гонок в Японии и Австралии все ожидали великолепного зрелища — борьбы двух выдающихся гонщиков. Однако судьба распорядилась иначе.
    Сначала всех потрясло неожиданное и трагическое известие из Италии. У себя дома, в Сиене пилот «Бенеттона» Алессандро Наннини попал в авиакатастрофу. На лужайку перед домом, на глазах всей семьи 31-летнего гонщика рухнул только что купленный Сандро вертолет. Итальянским хирургам в течение 10-часовой операции удалось спасти руку, оторванную при падении. Но с карьерой гонщика Наннини скорее всего придется расстаться.

    Между тем большой гоночный караван перебрался в Японию. Здесь на одной из самых современных, безопасных и интересных в мире трасс решилась судьба чемпионского титула. Однако совсем не так, как ожидалось. Не было ни напряженной борьбы, ни красивых обгонов. Со старта прошло лишь несколько секунд, и все было кончено. «Что сказать,— пожимал плечами Ален Прост.— Сегодня вы увидели истинное лицо Сенны. У меня нет комментариев».

    Что же произошло? Тренировку выиграл бразилец (1.36,996; 217,476 км/ч), но рядом — слева и чуть позади, на втором месте стартового поля стоял «Феррари» француза. Прост накануне говорил: «Мне нужна победа, и я ее добуду. Я верю в своего товарища по команде, свой автомобиль и, главное, в себя». Со старта чемпион мира неудержимо рванулся вперед, оставил позади бразильца и вошел в правый, первый после старта поворот. И тут в его «Феррари» сзади врезался «Мак-Ларен» Сенны. Машины сцепились, словно два хищных зверя в смертельной схватке, и в клубах пыли, бешено завывая моторами, вылетели с трассы.



     
    Вот таким был финал первенства мира. Сенне для завоевания чемпионского звания нужно было, чтобы Прост не закончил гонку. И он этого добился. Счастливый, улыбающийся своей обаятельнейшей улыбкой, выскочил Сенна из неподвижного «Мак-Ларена» и, оживленно жестикулируя, направился к боксам. А за ним, так же не снимая шлема, шел Прост. Какая буря обиды, горечи, недоумения кипела в его душе! Ведь всего несколько недель назад бразилец пожал его руку и предложил дружбу. «Для этого человека не существует никаких моральных норм. Он бы, наверное, переехал родную мать, если бы это нужно было для победы. Я не могу и не хочу оставаться на трассе гонок рядом с сумасшедшим!» — сказал теперь уже экс-чемпион мира.

    Когда решился главный вопрос — чемпионский, первенство будто утратило внутренний стержень, а в результате — абсолютно неожиданные итоги двух последних гонок. Большие призы Японии и Австралии выиграл Нельсон Пике на «Бенеттоне». Трехкратного чемпиона мира уже стали было забывать, но он в очередной раз напомнил о себе, недвусмысленно дав понять, что имеет в будущем году виды на четвертый титул. Он бо-о-оль-шой хитрец, этот бразилец!

    Итак, 41-й чемпионат мира завершился. Завершился и третий раунд борьбы двух сильнейших гонщиков десятилетия. Во второй раз королем будет объявлен Сенна. И все же, думается, Айртон на этот раз больше потерял, чем приобрел. Ведь автоспорт — это не только победы и титулы. Но прежде всего удивительный сплав таланта, жажды борьбы, ума и благородства. И только обладание всеми этими качествами дает право называться Великим Гонщиком.

    Результаты чемпионата


    XII этап. Автодром «Монца», ИТАЛИЯ, 9 сентября. 53 круга, 307,4 км: 1. А. Сенна (Бразилия, «Мак-Ла-рен-МП4/5Б») — 1 ч 17 мин 57, 878 с; 2. А. Прост (Франция, «Феррари-641») — отставание 6,054; 3. Г. Бергер (Австрия, «Мак-Ларен») — 7,404; 4. Н. Мэнселл (Англия, «Феррари») — 56,219; 5. Р. Патрезе (Италия, «Вильямс-ФВ13Б»)— 1.25,274; 6. С. Накаджима (Япония, «Тиррел-019»)—1 круг.

    XIII этап. Автодром «Эшторил», ПОРТУГАЛИЯ, 23 сентября. 61 круг, 265,35 км: 1. Мэнселл — 1:22.11,014; 2. Сенна — 2,808; 3. Прост — 4,189; 4. Бергер — 5,896; 5. Н. Пике (Бразилия, «Бенеттон-Б190») — 57,418; 6. А. Наннини (Италия, «Бенеттон») — 58,249.

    XIV этап. Автодром «Херес-де-ла-Фронтера», ИСПАНИЯ, 30 сентября. 73 круга, 307,914 км: 1. Прост — 1:48.01,461; 2. Мэнселл — 22,064; 3. Наннини — 34,874; 4. Т. Бутсен (Бельгия, «Вильямс») — 43,296; 5. Патрезе— 57,53; 6. А. Сузуки (Япония, «Лола-Л90») — 1.03,728.

    XV этап. Автодром «Суэука», ЯПОНИЯ, 21 октября, 53 круга, 310,527 км: 1. Пике — 1:34.36,824; 2. Р. Морено (Бразилия, «Бенеттон») — 7,223; 3. Сузуки — 22,469; 4. Патрезе — 36,258; 5. Бутсен — 46,884; 6. Накаджима — 1.12,35.

    XVI этап. Аделаида, АВСТРАЛИЯ, 4 ноября. 81 круг, 306,018 км: 1. Пике— 1:49.44,57; 2. Мэнселл — 3,129; 3. Прост — 37,259; 4. Бергер — 46,862; 5. Бутсен — 1.51,16; 6. Патрезе — 1 круг.
    Источник: Журнал «АМС», №1, 1991


    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Представляем команду Вильямс (Williams)
    Продолжение большой дуэли
    Представляем команду Бенеттон (Benetton)
    Найджел Мэнселл уходит по-английски
    Как стать автогонщиком?
    Двигатели Ф1 нового поколения
    Представляем команду Минарди (Minardi)
    Возвращение дядюшки Тиррела
    Последняя победа Хуана Мануэля
    У нас в гостях Формула 1

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Завершился 41-й чемпионат мира по Формуле-1

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Сезон 1990 Формулы 1 в цифрах
    Представляем команду Лижье (Ligier)
    Люди Формулы 1: Альберто Аскари и Антонио Аскари
    Рэмбо (Сильвестр Сталлоне) за рулем Феррари
    Межсезонье в Формуле-1 подходит к концу
    Представляем команду Лотус (Lotus)
    Люди Формулы 1: Дерек Гарднер
    Результаты первенства мира в формуле 1: 1950 год
    Тотализатор — делайте ваши ставки, господа
    Обыкновенное чудо: Имола — Монте-Карло — Монреаль



    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 11 + 49 =

           


    Список подкатегорий

    Кэмел-трофи Автосалон Мотосалон Спортивные модели Модельки автомобилей Вокруг колес Панорама Знаменитости Наш собеседник Звездный сбор Личный архив Информация Статистика


    Похожие статьи


    Стартовал 43-й чемпионат мира Формулы 1: Йоханнесбург — Мехико
    Чемпионат мира 1992 года в классе Формула 3000
    Чемпионата мира в формуле-1 (93-й год)
    Формула-1 1994-го года: чемпионат мира стартует в Бразилии
    Личный чемпионат мира по мотогонкам на льду 1990
    Чемпионат мира по спидвею среди юниоров
    Личный чемпионат мира по спидвею в Брэдфорде
    Результаты первенства мира в формуле 1: 1950 год
    Чемпионат страны в формуле «Чезет» теряет популярность
    39-й чемпионат мира борьбы за живучесть
    © CarRacer.ru 2013 × Контакты × Карта сайта × Мобильная версия
    Ралли × Автогонки × Автокросс × Ле-Ман × Формула 1 × Индикар × Картинг × Мото GP × Мотогонки × Мотокросс × Кэмел-трофи × Автосалон × Мотосалон × Спортивные модели × Модельки автомобилей × Вокруг колес × Панорама × Знаменитости × Наш собеседник × Звездный сбор × Личный архив × Информация × Статистика
    CarRacer.ru