На все вопросы "что случилось?" Найджел что-то мямлил о том, как ему жаль разрывать прекрасные отношения и терять хороших друзей, а также туманно намекал на некие "обстоятельства, которые сейчас нельзя разглашать". Однако причины поспешного бегства британского льва", думается, лежат на поверхности. После ошеломляющего успеха год назад в нынешнем сезоне Найджела буквально затоптали не только старожилы "индикаров", но и молодежь в лице Трейси, Гордона, Вильнева.
Кроме того, появился тревожный для англичанина слух о том, что Марио Андретти, хоть и вешает, как обещал, шлем на гвоздь, из мира "индикаров" все же не уходит. А становится совладельцем команды "Ньюман-Хаас" и на место пилота, разумеется, прочит своего старшего сына. Перспектива получить в лице семейства Андретти одновременно недоброжелательного хозяина — а отношения между двумя экс-чемпионами мира испортились еще весной и с каждым месяцем становились все хуже — и опасного "второго номера" не могла привлечь Мэнселла. Между тем, в формуле 1 не стало Сенны и Проста, от которых Найджел сбежал за океан два года назад. И экс-чемпион принялся паковать чемоданы.
Правда, накануне старта тринадцатого этапа "Всемирной серии" в канадском Ванкувере, показав в квалификации второе место, англичанин хорохорился: "Надеюсь, завтра мне наконец удастся победить. Это здорово подняло бы настроение в команде".
Может, так оно и было бы. Но, похоже, Госпожа Удача, весь прошлый сезон заботливо оберегавшая британского гостя, окончательно от него отвернулась. И финиш в Ванкувере лишь добавил горечи.
Короткая временная трасса с девятью поворотами, которую раз в год прокладывают по улицам и набережным (как в Монте-Карло!) деловой части Ванкувера, вокруг Пасифик Плейс, обладает весьма коварным нравом (что также роднит ее с Гран-при Монако). Здесь не столь важна мощность мотора, как характеристика двигателя на низких оборотах, надежность и эффективность тормозов и точность рулевого управления. Кроме того, на этой трассе обычно происходит немало аварий, то и дело судьи вывешивают желтые флаги, тормозящие гонку и запрещающие обгон. А значит, велика роль менеджера команды, определяющего тактику дозаправки и смены шин.
Все началось с неожиданного поражения пилотов "Пенске" в квалификации. Трейси и Фиттипальди, как ни старались, смогли показать лишь шестое и двенадцатое время. Лидер же чемпионата Ал Анзер-младший и вовсе в пятницу чем-то отравился и весь день не вставал с постели. В субботу он нашел в себе силы выйти на трассу и невероятным усилием воли, стартуя в "медленной группе" (квалификация нетрековых гонок "Всемирной серии", в отличие от Ф1, разбита на два получасовых отрезка — для лучших и худших водителей), показал восьмой результат и вновь оказался на попечении врачей.
Неудача "Пенске" приободрила соперников "красно-белых". "В этом году мне немного везет на городских улицах, — говорил Майкл Андретти, победитель гонок в Истерн-Крик и Торонто, проходивших как раз на временных трассах — Кроме того, мне позарез нужны очки. Поэтому было бы здорово удержать ребят из "Пенске" от очередной тройной победы. Но это все же будет очень трудно".
Поначалу казалось, что Майкл преувеличивает. В воскресенье, едва стартер взмахнул зеленым флагом, красный "Рейнард" под номером 8 помчался как ураган. Не обессудьте за истертость сравнения, скорость за триста, с которой младший Андретти несся в бетонном коридоре, производила именно такое впечатление — ураган на улицах города. Во всяком случае, Майкл был явно быстрей шим на трассе.
На четвертом круге он, обойдя Мэнселла, вышел на второе место и рванулся за Робби Гордоном. Но вскоре заковылял в боксы "на трех ногах" — прокол задней правой шины. Незапланированная остановка отбросила экс-чемпиона CART на 19 место, но гонка не перевалила еще свой экватор, как он был уже третьим. И...вновь проколол заднюю правую шину.
Примерно то же творилось с "Лолой" Гордона. 25-летний американец очевидно, в горячке лидерства — он ни разу еще не стоял на высшей ступеньке пьедестала в гонках "индикаров" — сначала "промазал" последний перед финишем поворот и вынужден был ехать по "пит-лейну" мимо ремонтных боксов, потом проколол шину, и "на закуску" отказала третья передача в коробке.
Вышедший в лидеры Мэнселл два раза неудачно заменил шины — под зеленым флагом — и откатился на шестое место. Совершенно неожиданно получивший шанс Адриан Фернандес едва лишь успел осознать, что он лидер, остановился на трассе с пустым баком. А в результате впереди оказался "маленький Ал".
Буквально за несколько минут до старта врачи сделали ему внутривенное вливание — организм был сильно обезвожен — так что теперь, спустя два часа, 32-летний пилот с трудом держался на ногах: "Я отвратительно себя чувствовал, но. кажется, начинаю на глазах выздоравливать. Всю гонку я только и делал, что наблюдал, как все кругом друг в друга врезаются. Роджер, между тем, прекрасно руководил мной по радио, советуя, когда заезжать в боксы, когда повременить. Всего лишь однажды я обошел кого-то на трассе, все остальные обгоны были сделаны в боксах".
Товарищам Ала по команде повезло гораздо меньше. На 94 круге в "Пенске" Трейси врезался "Рейнард" Андретти, поставив его поперек дороги. "Что же это такое, в самом деле! — волновался Пол в боксах. — Второй раз перед канадскими зрителями Майкл выпихивает меня с трассы. Настоящий бульдозер!" А младший Андретти извинялся и валил все на тормоза.
Другой пилот "Пенске" закончил гонку за несколько десятков метров до финиша. В борьбе за четвертое место его остановил Мэнселл. "Лола" под номером 1 попыталась протиснуться в правый поворот по внутренней бровке, врезалась в "Пенске" бразильца, не увидевшего соперника в зеркалах или не пожелавшего пропустить его без боя. Обе машины остановились в повороте, почти заблокировав трассу, и Фитти наверное впервые, за годы выступлений в Америке изменила его всегдашняя выдержка. Он отстегнул руль и в сердцах выбросил его на асфальт. Потом выбрался из машины и, догнав спешно покидавшего поле боя англичанина высказал ему все. что думает по поводу неспортивного поведения последнего. "Я крайне разочарован, что такой мастер, как Мэнселл мог устроить подобное, — немного остыв, говорил Фитти журналистам. — Он попытался обойти меня в месте, где обгон невозможен..."
Найджел оправдывался, уверяя, что свободное пространство в повороте было, но симпатии зрителей, да и коллег-пилотов были явно не на его стороне — слишком уж насолил всем английский выскочка год назад, наголову разбив старожилов в чемпионате-93. А теперь, когда он заявил о своем возвращении в Европу, на Мэнселла смотрели и вовсе как на отрезанный ломоть.
Между тем, ситуация в чемпионате практически определилась. За три этапа до конца претендентов на победу осталось всего двое — Анзер и Фиттипальди. Однако бразилец, отстававший на 56 очков, мог считаться таковым лишь номинально. Попутно выяснилось, что в неприятной ситуации "третий лишний" наряду с Мэнселлом оказался Пол Трейси.
В том, что Пол не кривил душой, можно было убедиться на 44 круге воскресной гонки. Вырвав накануне "поул-позишн" у Анзера, побив продержавшийся три года рекорд трассы, канадец со старта мощно и уверенно уходил вперед, не оставив никаких надежд своему земляку Жаку Вильневу, державшемуся на втором месте. Однако за шесть кругов до финиша мотор его "Пенске" стал давать сбои, Трейси заехал в боксы и отстегнул руль. Нужно было видеть расстроенные лица механиков и особенно четырехкратного победителя "Инди-500" Рика Мирза, второй год работающего "дядькой" канадца! Пол на протяжении всего сезона нисколько не уступал в скорости своим знаменитым коллегам по команде, но нескончаемая череда поломок и аварий, в которые он попадал большей частью не по своей вине, привела к тому, что блеск восходящей "звезды" несколько померк.
Однако, как ни странно, неудачу "третьего лишнего" не сумели использовать ни его товарищ по несчастью Мэнселл — он держался в лидирующей группе лишь до середины дистанции, потом стала барахлить коробка передач его "Лолы", ни Гордон, которого подвела трансмиссия, ни — главное — пилоты "Пенске". Обоих опередил Вильнев.
"Способ, которым Жак одержал сегодня победу, однозначно говорит о том, что перед нами будущий чемпион", — великодушно улыбался на пьедестале Анзер. Ни убавить, ни прибавить. Маневр, которым 23-летний канадец оставил не у дел сразу три красно-белых автомобиля, можно смотреть снова и снова — не надоест. Едва лишь судьи выкинули зеленый флаг на 37 круге ("пейс-кар" вышел на трассу после весьма зрелищной, но, к счастью, обошедшейся без последствий аварии Ари Линдика), как на стартовой прямой, за несколько сот метров до входа в первый поворот, разыгралась настоящая буря. Вильнев шел третьим, словно клещами зажатый машинами Трейси и Анзера впереди и Фиттипальди сзади. "Сейчас они его съедят", — наверняка подумали большинство зрителей о бело-голубом "Рейнарде" канадца. Но произошло чудо — воспользовавшись тем, что внимание лидера отвлек "маленький Ал", атаковавший слева, Жак рванулся справа и, обойдя оба "пенске", вышел вперед.
Нужно отдать должное Анзеру — чтобы досрочно стать чемпионом "Всемирной серии PPG Инди Кар", ему достаточно было финишировать пятым. Но Ал настойчиво атаковал Трейси в борьбе за вторую позицию, а после схода канадца догнал и стал терзать Вильнева. Правда, на пьедестале, как мы уже говорили, он улыбался. И немножечко — совсем чуть-чуть — кривил душой: "Сегодня мы с Роджером поиграли в разведчиков, переговариваясь по радио секретным кодом. Во время второго желтого флага я сказал — единичка на носу моей машины через год значит для меня больше первой строчки сегодняшнего протокола. Роджер ответил — согласен, 10:4" (из 13 предыдущих этапов команда Роджера Пенске выиграла 10).
Говоря так, Ал, несомненно, лукавил. Второе место более чем гарантировало ему чемпионский титул. Однако Анзер, выслушав "закодированное сообщение" Пенске, не только не сбросил газ, но, наоборот, так настойчиво взялся атаковать Вильнева, что, казалось, 23-летний парень в конце концов занервничает и ошибется. Но Жак с честью выдержал экзамен на зрелость.
А "маленький Ал", наигравшись, видимо, в шпионов, пешил сразиться с соперниками в поддавки. Во всяком случае всего через пять дней, в первый день тренировок "Бош Спарк Плат Гран-при" он показал только восьмое время, а в официальной квалификации был и вовсе восемнадцатым. Но скоро и эта игра ему надоела.
Из 16 этапов "Всемирной серии" два проходят на длинных, 2—2,5-мильных треках, семь — на трассах, проложенных по городским улицам, три — на автодромах, а оставшиеся четыре — на коротких овалах — треках длиною в милю. И если в городах "лолы" и особенно "рейнарды" уступают "пенске" не так уж много, на автодромах и длинных треках пытаются сопротивляться, то на овалах Финикса, Лаудона, Уэст-Аллиса гонки проходят по одинаковому сценарию — какие бы места на старте ни занимали три красно-белых автомобиля, уже через несколько кругов после зеленого флага они выстраиваются в затылок друг другу, на глазах отрываясь от остальных.
Именно это произошло в Назарете. Анзер объезжал соперников, будто неподвижные фишки на соревнованиях по фигурному вождению. А ведь они мчались со скростью 350 км/ч! Но красно-белые ракеты" легко обходили их и на прямой, и в поворотах, и снаружи, и внутри, так что уже с первых кругов стало ясно — надеяться оппонентам можно только на чудо.
Но его не произошло. Майкл Андретти, пытавшийся повторить анзеровский слалом, застрял где-то на границе первой и второй десятки. Боэзел, Вильнев, Фернандес и Юханссон, долго игравшие в чехарду, сражаясь за четвертое место, отставали все больше. А пилоты "Ньюман-Хаас" неудачно настроили свои автомобили. С самого старта "лолы" под номерами 1 и 6 стали отставать и не добрались даже до середины дистанции. Марио Андретти врезался в стену во втором повороте 47 круга — его чуть подтолкнул сзади Эдди Чивер, а Мэнселл на 87 круге зарулил в боксы.
"Хотя я и не знаю, что конкретно произошло, — сказал расстроенный Андретти, — но ничего удивительного, что гонка закончилась для меня аварией. Машина вела себя очень неуверенно, я с трудом отбивал атаки тех, кто был сзади, и трижды чуть не улетел". Другой экс-чемпион мира вторил ему: "Я с самого начала прямо-таки боялся своего автомобиля. И в конце концов предпочел остановиться, пока не случилось чего похуже".
Для обоих гонка завершилась полным фиаско. Однако после финиша Марио очутился в кругу утешавших его друзей и болельщиков — ведь живет он как раз в Назарете — и те 35 тысяч зрителей, что пришли посмотреть на своего кумира, конечно, огорчились. Впрочем, ненадолго. Они давно знают — нет в мире гонщика лучше их Марио — ведь уже четверть века, как улицу, на которой живет семья Андретти назвали Виктори Лейн в честь победы Марио в "Инди-500". А в небе неподвижно висел дирижабль, неся гигантское полотнище: "Аривидерчи, Марио!"
А Мэнселл переживал совсем иные чувства: "Давайте вспомним, что я сказал Карлу Хаасу два года назад перед своим приходом в "Индикар" — это будет захватывающее приключение и великая авантюра. Так оно и вышло". Марио Андретти, хоть и проиграл последнюю свою гонку на треке, остается в мире "индикаров" и в памяти американских болельщиков. А вот "британский лев" оказался лишним.
Как и Трейси, которому не помогли ни первая в его жизни победа на овале и уже седьмая в чемпионате CART. Ни то, что, обойдя младшего Андретти, он вновь вышел на призовое место. Ни даже очередная серия дифирамбов в адрес Роджера Пенске и его команды.
Он тоже оказался третьим лишним. И тоже, между прочим, одним глазом посматривает в сторону Европы. После Гран-при Португалии Пол провел в Эшториле серию испытательных заездов "Бенеттона". Однако канадцу, которого одно время величали "американским Шумахером" — они одногодки, и карьеры обоих очень похожи — стоит задуматься над нынешними злоключениями Михаэля. Сегодня ты нужен Берни Экклстоуну для привлечения внимания к формуле 1, завтра можешь оказаться лишним. Как Шумахер после пяти побед подряд.
Источник: Журнал «АМС», №11, 1994