Неудача эта тем более обидна для Сайнса, что он начал было настигать оторвавшегося Делекура.
— В этом происшествии нет моей вины, — пытаясь скрыть досаду, говорил испанец. — Открывающий экипаж передал нам, что на первых трех поворотах СУ-12 есть лужи. На самом деле на третьем вираже оказался гололед... Печально, ведь я только-только начал приспосабливаться к новой для меня машине.
Накануне первого этапа чемпионата мира было ясно, что наибольшие шансы на успех здесь будут иметь те, кто сумеет быстрее других «присидеться» к своим новым автомобилям. Ведь так получилось, что почти все ведущие раллисты оказались на этот раз в роли игроков в покер, которым перед открытием сезона судьба сдала другие карты.
Информация о фотографии
Инженер Герд Пфайффер, менеджер Герд Дикс, шеф команды Уве Ан&ерссон и менеджер Ричард Криган
Великий неудачник года минувшего Дидье Ориоль, еще летом прослышавший о том, что «Лянча» решила прекратить свое прямое участие в чемпионате мира, подался в стан конкурентов — «Тойоту». Коммерческий интерес заставил в свою очередь Сайнса сменить «Селику» на «Дельту». Дело в том, что «Тойота» заимела спонсором нефтяную фирму «Кастроль», Карлос же связан личным контрактом с другим топливным концерном — «Репсол». Испанцу ничего не оставалось, как искать себе иное пристанище.
Инженер Герд Пфайффер, менеджер Герд Дикс, шеф команды Уве Ан&ерссон и менеджер Ричард Криган
Правда, уходя в «Лянчу», он, очевидно, полагал, что будет выступать в команде, имеющей тесные связи с заводом. На поверку же чемпион оказался в частной «конюшне» «Джолли клаб», покинутой не только фир-мой-производителем, но и главным спонсором — «Мартини». На освободившееся после Сайнса место пришел еще один бывший гонщик «Лянчи» — Юха Канккунен. Наконец, «Форд» и «Мицубиси» сменили модели автомобилей, бросив в бой соответственно «Эскорт-Косворт-4Х4» и «Лансер GRS».
Любопытно, что все четыре ведущие команды в нынешнем сезоне используют шины «Мишлен». Для Сайнса и «Тойоты», привыкших работать с «Пирелли», это обстоятельство создавало дополнительные трудности. Тем более что трассы «Монте-Карло» как раз и славятся обычно прихотливостью по части выбора резины.
Правда, на этот раз задача несколько упрощалась. Январское ралли из-за теплой погоды лишилось своих феерических снежных декораций, и асфальт на основной части пути оказался сухим, с небольшими ледяными проплешинами, чье коварство одним из первых и испытал Сайнс.
Между прочим, «Матадор» словно предчувствовал свою неудачу в Монако. Он заявил накануне старта, что предпочел бы начать чемпионат с третьего этапа в Португалии, сославшись при этом на недостаток тренировок. «Я управлял «Тойотой» четыре года, за рулем «Лянчи» мне удалось провести лишь несколько дней. Однако «Монте-Карло» есть «Монте-Карло», его невозможно пропустить», — с долей обреченности проронил Сайнс.
Зато не скрывали уверенности в конечном успехе два француза — Ориоль и Деле-кур. «На дорогах «Монте-Карло» я как в своей тарелке», — убеждал самого себя и соперников Дидье. «Новый «Форд» добавил мне уверенности. Я буду атаковать с самого начала», — стращал конкурентов Франсуа.
Информация о фотографии
Юха Канккунен единственный из «летающих финнов» стартовал в ралли «Монте-Карло»
Впрочем, как оказалось, слова Делекура не были простой бравадой. Окрыленный победами на втором и третьем спецучастках, на последнем субботнем допе в Понде-Миоланс француз устроил настоящую психическую атаку, промчавшись со скоростью 218 км/ч по дороге, где обычные водители не рискуют ехать и 90. И это с «барахлившим» сцеплением! Вечером первого дня фамилия Делекур стояла во главе протокола состязаний.
Юха Канккунен единственный из «летающих финнов» стартовал в ралли «Монте-Карло»
Уверенный старт Франсуа на «Эскорте» был тем более впечатляющ на фоне неурядиц в других командах. Сайнс начал с прокола колеса, а затем маялся с заклинившим ручным тормозом. Ориоль зацепился за обочину и пробил покрышку на первом спецучастке. А второй ему вовсе пришлось заканчивать на трех колесах. Пяти минут стоил прокол шины Шварцу на «Мицубиси». Однако не технические неполадки сильнее всего беспокоили участников.
В большинстве своем почти сухие дороги позволяли развивать непривычно высокие скорости. Достаточно сказать, что только на пяти спецучастках устояли прежние рекорды прохождения. Сумасшедший темп гонки в сочетании с огромным наплывом зрителей, не отличавшихся дисциплинированностью, создали предпосылки для тяжелых аварий. Так, на старте СУ-5 француз Ж.-П. Болле на «Пежо-309GTI» врезался в толпу болельщиков и ранил 73-летнего мужчину. С переломом ноги тот был отправлен вертолетом в госпиталь. Травма, понятно, не смертельная. Но у пожилого человека было больное сердце, и ослабленный организм не выдержал шока.
По признанию Делекура, из-за огромного стечения зрителей у дороги он вынужден был все время замедлять ход. Едва не сбил болельщика Сайнс, чудом избежал столкновения с группой зевак Эрикссон. Дело дошло до того, что в воскресенье во время перерыва Биазон, Сайнс и Делекур выступили с коллективным заявлением, в котором высказали свои опасения организаторам по поводу безопасности соревнований. Опытные водители предвидели, что влажная трасса к вечеру вполне может покрыться корочкой льда, и тогда вероятность трагедии возрастет.
Печально, но, как вы уже знаете, сам Сайнс в азарте борьбы забыл о своем же предупреждении на заключительном спецучастке дня. Там же потерпел аварию и другой экипаж «Лянчи» во главе с Агини. Андреа, кстати, был единственным из ведущих пилотов, кто выступал на той же машине, что и в прошлом году.
А правили бал два авто-мобиля-дебютанта, два «Эскорта» под управлением Делекура и Биазона. Даже если учесть солидный опыт обоих пилотов, такая заявка на победу была, прямо скажем, неожиданной. Как-никак за всю историю чемпионатов мира ни одной фирме, кроме «Лянчи», не удавалось «с листа» на новой машине выиграть этап. Тем более что последний раз «Форд» носил звание лучшей раллийной команды в далеком уже 1979 году. Да и Делекур за свою 12-летнюю карьеру гонщика ни разу не побеждал в состязаниях на мировое первенство.
Между тем, к исходу уикэнда стало ясно — единственным, кто еще в состоянии поколебать позиции «фор-довских» гонщиков, остался Ориоль. В понедельник все ждали от него рывка. И уже на первом спецучастке Дидье сократил разрыв со своим соотечественником на 26 секунд. А всего в тот день он отыграл у него минуту, у Биазона — 40 секунд. И это несмотря на то, что Ориоль допустил на СУ-14 досадный промах. Он вылетел с трассы прямо во фруктовый сад, где, словно заправский слаломист, объехал встретившиеся на пути деревья и вновь выскочил на дорогу.
Только один спецучасток из пяти выиграл в понедельник «Форд». Два остались за Ориолем, а еще на двух всех конкурентов сокрушил... Сайнс.
Да, да, несмотря на то, что после аварии Карлос очутился на 76-м месте, он все же продолжил гонку, решив использовать удобный случай, чтобы изучить свою «Лянчу». Судя по результатам, процесс этот испанец не склонен затягивать. Своими победами Сайнс словно напомнил соперникам, что он по-прежнему чемпион, и на следующих этапах от него не следует ждать пощады. А пока, мол, разбирайтесь между собой — у вас впереди ночь со вторника на среду.
Кульминация ралли — пять спринтерских допов общей длиной в 130 км — обещала быть захватывающей.
Только восемь секунд проигрывал Ориоль Биазону и 71 секунду — Делекуру. Раскатившийся Дидье не на шутку испугал соперников из «Форда». Биазон, тот откровенно признался: «Мне не устоять перед Ориолем. Я еду на пределе возможностей. Дважды мне довелось побеждать в «Монте-Карло», но тогда на трассе лежал снег...»
Делекур тем временем обратился с воззванием к болельщикам, чтобы те соблюдали разумную предосторожность на трассе и дали ему возможность проехать в полную силу.
А Ориоль не стеснялся в оценке своих перспектив: «Вчера я думал, что второе место перед Биазоном будет для меня лучшим исходом, теперь же, считаю, мы должны идти к победе».
По этим заявлениям и по той суете, что царила в стане «Форда», чьи механики сменили на машине лидера все, что возможно было заменить, можно было судить о психологическом преимуществе Ориоля. А Делекур, мне кажется, проиграл ралли еще до старта последнего дня. Он, что называется, «перегорел», не выдержал груза моральной ответственности. К тому же ему, очевидно, не давали покоя печальные воспоминания о ралли «Монте-Карло-91». Тогда Франсуа проиграл за несколько километров до финиша.
И даже когда на этот раз судьба подарила Делекуру еще один шанс — на спуске с холма Туриньи (СУ-19) у «Тойоты» Ориоля были проблемы с тормозами — он не смог сполна им воспользоваться.
— Уже на следующем спецучастке я понял, что ничего не смогу поделать с Дидье, — признался потом Франсуа.
Зато хозяевам команды «Форд» прыть победителя показалась сомнительной. И они не мешкая обвинили «Тойоту» в использовании в качестве топлива запрещенного метанола. Принявший протест инженер ФИСА Габриэле Кадрингер призвал журналистов отнестись спокойно к этой новости: «Мы берем пробы топлива из машин победителей после каждого этапа. В этом нет ничего сенсационного. Результаты анализа станут известны через двенадцать дней». А потом добавил: «Лично я не сомневаюсь в справедливости победы Ориоля».
И правильно делал господин Кадрингер, что не сомневался. Проба дала отрицательный результат. Так что на второй этап в Швецию француз отправился в ранге полноправного лидера и трехкратного победителя ралли «Монте-Карло».
Изменение технического регламента чемпионата мира по ралли в 1993 году
Гомологация: минимальный выпуск автомобилей за 12 последовательных месяцев — 2500 шт. (вместо 5000).
Колеса: максимальная ширина комплектного колеса не должна превышать 9 дюймов (вместо 10), а максимальный диаметр ограничен 650 мм (вместо 680).
Вес: минимальный вес автомобиля вместе с запасным турбонагнетателем 1200 кг (вместо 1100).
Топливо: допускается использование только неэтилированного бензина с октановым числом не выше 98, вне Европы — авиационного с октановым числом 100.
Сервис: команды имеют право заменить лишь один турбонагнетатель в день, а коробку передач и дифференциалы один раз за все ралли.
Впервые в нынешнем сезоне в рамках чемпионата мира будет разыгран Кубок ФИА в так называемой формуле 2 для переднеприводных автомобилей с атмосферными двухлитровыми моторами.
Два немца из Магдебурга Михаэль Кахлфусс и Гюнтер Фридеманн отважились стартовать в ралли «Монте-Карло» на «Трабанте-601 R».
На СУ-8 раллист из Люксембурга Г и Кридель вылетел с трассы на своем «Форде-Эскорт-Косворт» и повредил позвоночник.
Организаторы вынуждены были прервать на некоторое время состязания на СУ-9, чтобы доставить в больницу 9-летнего ребенка, упавшего с отбойника.
«Безобразное поведение зрителей, которые специально выбрасывали на трассу снег и даже разливали перед машинами масло, заставляет нас в будущем отказаться от проведения ралли в выходные дни», — заявили организаторы «Монте-Карло».
В 1993 году из программы чемпионата мира исключены соревнования в африканской стране Кот д'Ивуар, которые не пользовались популярностью у ведущих пилотов.
На проведение 61-го по счету ралли «Монте-Карло» было затрачено организаторами 12 миллионов франков.
Спортивные комиссары оштрафовали немецкого гонщика Армина Шварца на пять тысяч долларов за отказ пройти процедуру взвешивания его «Мицубиси».
Максимально возможное число этапов чемпионата, в которых может выступить каждый гонщик, — десять. В зачет из них идут лучшие восемь. С нынешнего сезона все 13 этапов будут иметь статус состязаний чемпионата среди марок.
По традиции ралли «Монте-Карло» начиналось со «звездного сбора» участников, которые стартовали из разных городов Европы. Это были немецкий Бад-Хомбург, французский Реймс, итальянский Турин, швейцарская Лозанна и испанская Барселона.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1993