В 1988 году земляки объединили усилия, и в спортивных секциях механосборочного и сборочно-кузовного производства ВАЗа началась работа по созданию сразу двух одинаковых машин международной формулы «Мондиаль».
И хотя за основу были взяты стальные трубчатые рамы от серийных «эсто-ний-21», по существу рождались новые автомобили, которые прежде всего отличает кузов. Его аэродинамикой занимался специалист ВАЗа Александр Чернявский. Сравнительные испытания в аэродинамической трубе Центрального полигона НАМИ показали, что при скоростях порядка 150 км/ч у новых формул в сравнении с «двадцать первой» «Эстонией» лобовое сопротивление на 20 кгс меньше, причем при большей прижимающей силе. Это несомненное достижение. Ведь на тольяттинских машинах в боковых коробах кузова нет привычных аэродинамических профилей, создававших при движении значительное разрежение под днищем и словно прижимавших автомобиль к дороге. На новых машинах эту роль выполняют переднее и заднее антикрылья. Их «сотовая» конструкция, позаимствованная из авиации, обеспечивает значительную жесткость при минимальной собственной массе. Тщательный подбор профилей антикрыльев и возможность изменения углов их установки позволяют в широких пределах регулировать как общую величину прижимающей силы, так и ее распределение по осям. Это особенно важно для «настройки» автомобиля под разные трассы.
Для каждой машины были форсированы двигатели ВАЗ-21083 с рабочим объемом, увеличенным до 1600 см3. Впоследствии одну из них оснастили мотором ВАЗ-2108 (1300 см3) в соответствии с требованиями формулы «Восток».
Ряд измерений был внесен и в трансмиссию серийной «Эстонии». В коробке передач вместо редуктора ЗАЗ-968 применена главная пара с передаточным отношением 3,9 и дифференциал от ВАЗ-2108. А полуоси изготовлены на основе приводов ведущих колес «Самары» с шарнирами равных угловых скоростей взамен привычных карданных.
У передних тормозов «восьмерки» позаимствованы и рабочие механизмы типа «плавающая скоба». К ним были специально изготовлены вентилируемые диски. Они обеспечивают высокую надежность и эффективность торможения.
Рулевой механизм реечного типа от серийной «Эстонии-21» остался без изменений, равно как и основные кинематические параметры подвески. Однако для уменьшения плеча обкатки передних колес были изготовлены оригинальные рычаги и поворотные кулаки. Это улучшило курсовую устойчивость и управляемость автомобилей и, вдобавок, позволило применить передние колеса большего размера.
На новых кулаках и рычагах подвески и новые точки крепления шарниров, что расширило диапазон регулировки углов управляемых колес и позволило быстро «перенастраивать» подвеску под диагональные или радиальные шины. Изменения в подвеске повлекли увеличение базы автомобиля на 40 мм.
Несмотря на весьма ограниченные возможности — все делали сами спортсмены и их механики,— обе машины были изготовлены и отлажены в кратчайшие сроки. Их дебют состоялся в середине 1989 года, а уже в следующем сезоне Александр Пономарев завоевал звание чемпиона России и бронзовую медаль на чемпионате страны.
В целом новые автомобили оказались гораздо прогрессивнее серийной «Эстонии-21» и могли бы послужить хорошей основой для создания перспективного шасси автомобиля международной формулы 3. Остается лишь пожалеть, что спортивное руководство ВАЗа не проявило интереса к уникальным разработкам заводских спортсменов и не планирует организовать мелкосерийное производство.
Понятно, что для любого автозавода лучшая реклама — спортивные достижения специально подготовленных серийных автомобилей, которые внешне мало отличаются от продукции, сходящей с конвейера. Тем не менее многие солидные фирмы отнюдь не пренебрегают и гоночной техникой, особенно если в конструкции используются серийные агрегаты или узлы. Лучшее тому подтверждение — популярность состязаний в формулах «Форд», «Фольксваген» или, например, «Опель-Лотос». Кстати, сами заводы и были главными инициаторами этих гонок.
А. ФЕДОРОВ, старший тренер сборной команды РСФСР по кольцевым гонкам Фото А. ГУРЕВИЧА
Технические параметры автомобиля формулы «Мондиаль»
Длина — 3910 мм; ширина — 1710 мм; высота (регулируемая) — от 920 до 950 мм; база — 2440 мм; колея передних колес — 1490 мм, задних колес — 1410 мм; дорожный просвет (регулируемый) — от 70 до 100 мм; масса (без гонщика и топлива) — 445 кг; коробка передач — пятиступенчатая от «Эстонии-21»; передаточное отношение: главной передачи — 3,9, рулевого управления — 1:6; двигатель — ВАЗ-21083 (форсированный); ход поршнях диаметр цилиндра — 75X82,4 мм; рабочий объем — 1600 см3; степень сжатия — 11,5; максимальная мощность — 150 л. с. при 6700 об/мин; максимальная скорость — 208 км/ч.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1991