Однако на самом деле сходства между двумя чемпионатами не больше, чем между «формулой» и мотоциклом: оба движутся по кольцевым трассам при помощи двигателя внутреннего сгорания. Отличий же значительно больше.
Прежде всего мотогонщики располагают всего четырьмя марками относительно равных мотоциклов. «Хонда», «Сузуки» и «Ямаха» и по своим техническим характеристикам, и по потенциальным возможностям отличаются друг от друга гораздо меньше, чем «Мак-Ларен» от «Вильямса». К тому же «Хонда» и «Ямаха» продают свои машины разным командам, что еще больше увеличивает конкуренцию. Поначалу казалось, что из этого списка немного выпадает «Каджива», однако от этапа к этапу показатели итальянцев, которых в нынешнем сезоне в качестве менеджера возглавил Джакомо Агостини, неуклонно повышаются. К тому же два колеса — не четыре! Все в этом «одноколейном мире» зыбко и неустойчиво, все как нельзя более напоминает хождение по проволоке — малейшая ошибка, и .недавний безоговорочный лидер оказывается в больнице, пропускает несколько месяцев, прощается с короной...
Вот потому-то, если в Ф1 сразу после первых побед Мэнселла надежда была только на чудо и Сенну, то в «пятисотках» Дуэн напоминал, скорее, дерзкого зайца, которого заметила наконец свора гончих — он далеко и резво бегает, но пусть лучше сам надеется на чудо!
Дыхание погони австралиец ощутил уже в Муджелло, на пятом этапе. В первый день тренировок на мокрой от дождя трассе, он был только четвертым. Правда, на следующий день светило солнце, и Дуэн все же вырвал «поул-позишн», однако главным оптимистом выглядел Рэйни: «Мне очень нравится трасса — сложная и скоростная одновременно, она будто специально создана для меня и моей «Ямахи».
На протяжении 12 кругов все так и было. Рэйни, вырвавшийся вперед со старта, отменно шел по дистанции и потихоньку наращивал преимущество, чуть раньше соперников ускоряясь на выходе из поворотов. Однако один из них, на первый взгляд, не сложный, широкий правый вираж «Скарпериа» стал для Уэйна последним. Заднему колесу чуть не хватило сцепления, и 70 тысяч зрителей стали свидетелями эффектного падения чемпиона мира.
Но и в отсутствие «главного загонщика» нашему «зайцу» не пришлось перевести дух. Погоню возглавил «молниеносный Швантц». После двух месяцев напряженной борьбы с собственным мотоциклом Кевину наконец удалось и правильно выбрать шины, и удачно настроить подвеску, и он одержал первую в сезоне победу, подобравшись чуть поближе к убегающему «зайцу».
Но как бы ни были привлекательны все эти охотничьи сравнения, не совсем они все же корректны. Ведь у своры гончих задача одна — догнать, между тем каждый из «охотников» за титулом чемпиона мира действует лишь в собственных интересах, мешая зачастую не лидеру, а ближайшему сопернику. Именно так и получилось на шестом этапе на автодроме «Каталунья Монтмело», где проходил розыгрыш Гран-при Европы.
Швантц закончил его только четвертым, причем оттеснил его с пьедестала товарищ по команде «Су-зуки» — Даг Чандлер. Дуэн же опять был вторым и, несмотря на то, что Рэйни, 23 круга из 26 «провисев» на заднем колесе австралийца, вырвался все же вперед и на неуловимое мгновение — 0,057 секунды — был на финише раньше Мика, не просто остался лидером чемпионата мира, но даже на очко увеличил отрыв от погони.
Последующие два этапа, на первый взгляд, и вовсе перечеркнули шансы преследователей. Гран-при Германии Дуэн выиграл, а в Голландии не смог победить никто из его ближайших соперников. Однако именно в Нидерландах положение лидера стало шатким как никогда в сезоне.
В Германии за него была сама судьба: в тренировке упал, повредив лодыжку и запястье, Уэйн Рэйни. Калифорниец хотя и стартовал («Я не могу позволить себе роскошь пропустить хотя бы одну гонку»), но незадолго до финиша сошел — продолжать борьбу было дальше просто физически невозможно, сказал он в боксах. Швантц же и Чандлер, ближе других подобравшиеся к Дуэну, только накануне соревнований получили новый мотор «Сузуки». Глава спортивного подразделения «Сузуки» Мицуо Ито утверждал, что новый двигатель появился всего за шесть... недель! Цифра удивительная, ведь обычно такая работа отнимает несколько месяцев. Так или иначе, гонщики «Лаки Страйк-Сузуки» нахваливали новый }аг-регат, говоря, что он вдвое быстрее разгоняет машину на выходе из виража. Впрочем, на самой длинной и самой скоростной — мотоциклы развивают здесь 310 км/ч, а скорость круга превышает 200 км/ч — трассе мощности нового «Сузуки» не хватило. Дуэн лидировал от старта и до финиша, установив рекорд круга.
Но вот мотогонщики переехали на «низкие земли» Голландии, где проходил восьмой этап чемпионата, и ситуация в первенстве неожиданно обострилась и запуталась. «Все что угодно может случиться в этой гонке. А судьба титула все еще в руках божьих», — так несколько напыщенно комментировал предстоящий Гран-при Рэйни... отдыхая у себя дома в Калифорнии. Это была первая неожиданность — чемпион мира решил, что его раненому запястью необходим отдых, и не поехал в Голландию. Стоило ему только произнести эти слова, как Дуэн упал и сломал ногу. Отличные шансы появились у Швантца, но каково же было всеобщее удивление, когда первое место на старте в Ассене завоевал Эдди Лоусон! Впервые за время своего выступления в чемпионате мира «Каджива» забралась так высоко. И со старта красная итальянская машина умчалась первой, больше того, на третьем месте шла еще одна «Каджива» — бразильца Александра Барруша.
Но сюрпризы голландского Гран-при были еще далеко не исчерпаны. В тщетной попытке обойти лидера Швантц задел Лоусона, и оба, кувыркаясь, вылетели с трассы. Четырехкратный чемпион мира отделался легким испугом, а вот для многократного претендента все закончилось значительно хуже — перелом руки, вывих тазобедренного сустава и — прощай надежда на титул! Завершился же восьмой этап чемпионата настоящей сенсацией — победителем стал 22-летний испанец Алекс Кривилль. Он — первый испанец, выигравший этап «пятисоток», первый за последние семь лет европеец, которому удалось победить заокеанских гонщиков. Наконец, экс-чемпион мира в классе 125 см3 всего первый сезон выступает в «королевском» классе.
«Когда в тренировке упали Дуэн и Гарднер, я подумал, что смогу побороться за место на пьедестале. Когда в гонке упали Лоусон и Швантц, я решил, что можно сражаться и за победу, — сказал после финиша счастливый испанец. — Но в глубине души боялся даже думать о ней».
Вот такое неожиданное продолжение получила интрига чемпионата мира. И хотя Дуэна будет очень трудно догнать, задача эта не невозможная — до конца сезона он, даже выйдя на гоночные трассы, вряд ли успеет восстановить победную форму, а соперники у него, как стало ясно, очень сильны и вовсе не собираются складывать оружие. Так что оставшиеся пять этапов мирового первенства, по всей видимости, пройдут в яростной погоне. Рэйни, Чандлер, Кривилль, Лоусон и восстановившийся после мартовского падения Уэйн Гарднер полны решимости в клочья разнести очковый запас оступившегося лидера. И с этой «сворой» шутки плохи.
Источник: Журнал «АМС», №5, 1992