А жаль. Ведь «Шведское ралли» — это, пожалуй, единственный по-настоящему зимний этап в программе мирового первенства. «Монте-Карло» не в счет. Даже в январе юг Франции не то место, где Снежная королева согласилась бы провести уикэнд.
Как бы там ни было, но через несколько дней после финиша первого этапа в Монте-Карло Дидье Ориоль и Юха Канккунен, например, отправились не в гости к северным оленям, а в южную Португалию, чтобы впервые на грунтовых дорогах опробовать свою новую «Лянчу» перед третьим этапом.
Изрядно прореженный список участников «Шведского ралли» выглядел довольно скромно — из громких имен, пожалуй, лишь швед Стиг Бломквист, финн Ари Ватанен, а также его соотечественник Маркку Ален. Да и тому «Тойота» пожалела новую модель: дескать, покрасоваться поближе к дому можешь и на прошлогодней.
Вряд ли хозяева Алена «от щедрот» выдали ему вовсе уж потрепанный автомобиль, но факт остается фактом: с двигателем Маркку намучился изрядно. На одном из спецучастков второго дня гонки «Тойота» глохла пять раз!
«Все, что можно было заменить в моторе, механики заменили, но это так и не помогло»,— сетовал потом финн. Его земляку Ватанену грех жаловаться на машину по той простой причине, что как следует он и не успел ее попробовать. Уже на первом спецучастке за 200 метров до финиша Ари не совладал с покрытой ледяной коркой дорогой и вылетел на своем «Субару» с трассы.
«Я ехал слишком быстро, — грустно проронил экс-чемпион мира и добавил: — я разочарован...»
Да, есть отчего горевать Ари. Сезон у него, похоже, не заладился. Сначала лишь пятое место в рейде «Париж — Кейптаун» и вот новая неудача.
После таких «подарков» от признанных фаворитов, понятно, взыграла кровь у их менее титулованных соперников — шведа Матса Юнссона и шотландца Колина Мак-Рея.
34-летний Юнссон изъездил в окрестностях своего родного города Валберга, что неподалеку от столицы ралли — Карлстада, все дороги вдоль и поперек. К тому же нынешний старт стал для него уже тринадцатым по счету в «Шведском ралли». Словом, притязания Матса на победу не были неожиданностью. А вот 23-летний МакРей удивил даже видавших виды знатоков своей не по годам зрелой ездой. Больше всех, казалось, был поражен Бломквист, вспомнивший, что два десятка лет назад он сражался на раллийных трассах против Джимми МакРея — отца новой шотландской надежды. Правда, тогда Стиг, как правило, побеждал. Ныне Мак-Рей-средний (у него есть и младший брат Алистер, выигравший в прошлом году юниорский рал-лийный чемпионат Британии «Шелл»), «отомстил» за отца, оставив БлОмквиста на третьей позиции. До первого места Колину не хватило чуть-чуть. И кто знает, если бы не прокол шины его «Субару» на одном из допов, может быть, Колин стал бы самым юным победителем этапов чемпионата мира.
Сам Мак-Рей прокомментировал свой успех скромно: «Опередить Бломквиста и Алена — уже само по себе награда. И все же жаль, что не удалось победить. Может быть, в следующий раз...»
Когда наступит этот «следующий раз», Колин не уточнил. Но то, что не в Португалии — точно. Справедливо посчитав, что там претендентов на руку и сердце капризной богини победы Ники хоть отбавляй, руководство команды «Субару» решило, похоже, понаблюдать за битвой титанов из своего японского далека. Гранды, между тем, собирались в Эшториле близ Лиссабона, чтобы выйти на старт 25-го по счету соревнования под пьянящим названием «Ралли Португальского вина», читай — «Портвейна».
В любом ралли с давними традициями есть своего рода фирменные спецучастки. В воображении любителей спорта они подчас олицетворяют все состязание. Зачастую на них, овеянных легендами допах, решается судьба всего ралли. В Португалии таких хрестоматийных участков было два — «Синтра» и «Арганил». СУ «Синтра» даже получил у гонщиков в свое время собственное имя — «Коррида». Раллисты тут вели свои мощные машины в плотном людском коридоре. Трагический конец легенде «Синтра» настал в 1986 году, когда «Форд» Жоакина Сантуша врезался там в толпу зрителей, убил трех из них и 33 человека ранил.
С той поры визитной карточкой Португальского ралли остался лишь спецучасток «Арганил», названный по имени небольшого местечка в центре страны у подножия вершины Акор. В дождь и снег мпшины здесь скользят на сланцевом покрытии дороги словно кусок мыла в эмалированной ванне.
Когда в 1973 году ралли обрели статус этапа международного чемпионата, двенадцать из пятидесяти километров спецучастка покрыли гудроном. Что, впрочем, не сделало его менее коварным — что ни соревнование, то обязательно кто-нибудь «улетит» тут с трассы. Словом, никто не может чувствовать себя спокойно, пока не проедет «Арганил». В прошлом году, кстати, именно здесь Сайнс вырвал у Ориоля казавшуюся такой близкой победу.
Вот почему участники ралли вздохнули с облегчением, узнав, что организаторы отменили «Арганил» из-за ненастья в первый день гонки. Тем более, что и без этого в стане спортсменов было невесело: на шестом спецу-частке португалец Руи Мадейра не справился в повороте со своим «Ситроеном-АХ-спорт» и врезался в толпу, убив одного из болельщиков и ранив другого.
И все же «Арганил» оправдал-таки свою печальную репутацию в последний день ралли, когда участникам предстояло преодолеть его дважды. Утренняя белая мгла и дым от костров, разведенных вблизи трассы замерзшими зрителями, застилали плотным покрывалом все ловушки коварного допа. Но и эти условия могли показаться почти идеальными тем, кто стартовал после лидера Канккунена. Автомобили, ехавшие впереди, поднимали такие облака пыли, что никакие мощные «иконостасы» из фар не могли пробить эту стену.
Первой жертвой пал дебютант туринской «конюшни» 29-летний Андреа Агини, державшийся после сходов Ориоля и Делекура на втором месте. В вязком тумане он потерял ориентировку и вылетел с трассы, оторвав колесо у своей «Лянчи». В ажиотаже итальянец попытался было финишировать на трех колесах, но, видимо, вскоре осознав всю бесперспективность отчаянной затеи, остановился.
Не успели судьи и механики отойти от этой новости, как пропал на допе Кеннет Эрикссон. Старт он принял шестым, но никто из тех, кто ехал следом, шведа не видел. Самообладания организаторам хватило до той поры, пока на финиш не пришел двадцатый по счету экипаж. Решено было закрыть спец-участок и всем миром отправиться на поиски Эрикссона. Только после этого товарищу Кеннета по команде «Мицубиси» финну Тимо Салонену удалось связаться с ним по рации. Вздох облегчения прошел по толпе окружающих: «Живы!»
Выяснилось, что машина Эрикссона соскользнула с дороги и сорок метров кувыркалась через крышу вниз по склону. Вместе со штурманом Стаффаном Пармандером его отправили в больницу без серьезных травм.
— Я стараюсь походить на сумасшедшего, нажимая здесь на газ. Но, боюсь, у меня это плохо получается, — не без юмора заметил Маркку Ален после финиша в Арганиле, где он занял скромное место. Впрочем, пятикратный победитель Португальского ралли к этому времени уже лишился всяких шансов на выигрыш. «Сорить» драгоценными секундами он начал еще в первый день, потеряв из-за неполадок в системе зажигания две минуты.
Вообще новая «Тойота», по мнению специалистов, еще не вполне готова к соперничеству на равных с новой «Лянчей». Особенно на грунтовых дорогах, какими изобилует Португальское ралли. Даже лидер японской «конюшни» Карлос Сайнс, как ни старался, не смог составить серьезную конкуренцию «лянчам» Канккунена и Агини. А во втором старте в Арганиле в последний день ралли он проиграл будущему победителю целых две с половиной минуты. Причем позволил даже догнать себя на допе немцу Армину Шварцу. Тому, разумеется, и в голову не могло прийти, что он сможет настичь своего товарища по команде, и сквозь чудовищную завесу пыли немец несся сломя голову. А когда увидел габаритные огни «Тойоты» Сайнса, было уже слишком поздно. Единственное, что успел Армин — отвернуть в кювет. По счастью, Шварц оказался последней «добычей» кровожадного спецучастка «Арганил».
За жестким, по-настоящему мужским соперничеством лидеров как-то затерялся успех юного Карлоса Мене-ма. Между тем в 23 года сын президента Аргентины сумел занять девятое место в абсолютном зачете и первое в группе N. Дерзкий прорыв Менема и «серебро» Мак-Рея в Швеции дают повод предположить, что в наступление на позиции раллистов-«старичков» пошло «племя младое, незнакомое».
С. Нечаюк
Источник: Журнал «АМС», №3, 1992