В пресс-центр, который располагался в гостинице «Рантасипи», я ехал с настроением, которое неизбежно посещает нас, когда уходит праздник. «...Наутро все было позади. Фиеста кончилась».
Все действительно было, как у Хемингуэя. Привокзальная площадь в Ювяскюля пуста, ближайшие улочки безлюдны. Таксисты дремлют в ожидании случайного клиента. Повсюду — на углах домов, на оградах и телеграфных столбах, — хлопая на ветру, еще красуются рекламные плакаты завершившегося накануне ралли с фотографией. красно-белой «Тойоты» Маркку Алена...
А в дверях гостиницы я столкнулся лицом к лицу с ним самим. Едва ли не самый знаменитый в Финляндии раллист аккуратно, чтобы с чемоданов не посыпалась груда кубков и ваз, перекатывал через порог гостиничную тележку.
— Домой?
— Ничего не поделаешь, у каждого ралли есть финиш, — развел руками Маркку.
Я не стал задавать лишних вопросов. Ему так хотелось снова выиграть эту гонку. Не получилось... Появился официант, который принялся бесцеремонно обдирать с ресторанной витрины истрепавшиеся плакаты с красно-белой «Тойотой».
Кики (так еще во времена выступлений за «Мартини-Лянчу» окрестили итальянские механики Илкку Kивимяки) подогнал машину, и неразлучный экипаж умчался в Хельсинки.
В холле царило уныние. Мои коллеги из популярного итальянского журнала «Все о ралли» сказали, что только уехали Канккунен с подругой и Ватанен с женой и дочками, а главный герой, Дидье Ориоль совсем недавно раскланялся с болельщиками в ночном клубе.
— Фиеста кончилась?
— Не грусти, — посоветовали мне итальянцы, — самое время вспомнить, как все это было, да садиться за пишущую машинку.
Я часто слышал, что «1000 озер» считается эталоном современного ралли. Теперь я убедился в этом собственными глазами. И понял, почему везде, где этот спорт популярен, устроители предпочитают копировать финский вариант легенды, положение о соревнованиях, регламент, организацию судейства и работы с прессой...
Если чего-то и не хватало этой гонке, так чуточку... неразберихи. Вместо хаоса, которым, по идее, неизбежно должно было обернуться такое нашествие в маленький провинциальный городок раллийного народа со всего мира, в каждом, даже самом пустяковом деле — ни одного прокола. Если в программе опубликован номер телефона, по которому должны сообщать результаты скоростных участков, значит туда действительно можно позвонить и там не будет занято, а одна из свободных барышень приятным голосом непременно ответит на любой вопрос. Если в предстартовой зоне ленточками огорожено место для интервью, значит тебе не надо суетиться и выискивать гонщиков в другом месте — они непременно здесь остановятся и уделят время всем желающим пообщаться, причем независимо от того, представляешь ли ты Би-Би-Си или многотиражную газету «За коммунизм». Наконец, если в маршрутной карте обозначена закусочная, значит туда смело можно ехать, не опасаясь, что ее трудно будет найти или прямо перед тобой кончится горячий кофе и жареные сардельки. Честное слово, по-моему, даже такое отвлеченное понятие, как всеобщее праздничное настроение, здесь гарантировано, будто это официальный пункт положения о ралли. Так уж принято: за две недели до старта — автогонки для ветеранов, следующий уик-энд — чемпионат мира по водномоторному спорту в классе катеров формулы 4. Все, даже резкое падение цен на горючее в округе, планируется’ заранее и подчинено грядущему большому событию.
Однако высокий уровень раллийной культуры у финнов порой может обернуться и против вас. Уж если ты, спеша переехать с одного допа на другой, ненароком превысил скорость, полиция, не принимая во внимание никакие твои объяснения, выпишет штраф, размер которого будет зависеть только от количества в семье несовершеннолетних детей и других иждивенцев. «На радар», кстати, попадались и Сергей Алясов, и Владимир Туров, и воспитанные в строгости хозяева трассы. Тем не менее, нарушители не терзались тем, что на утекшие денежки можно было бы купить пару-другую кроссовок или большую бутылку русской водки. Все-таки здесь приобретается нечто большее, что не изнашивается за год и не выпивается за вечер.
Будем реалистами, ни один из наших экипажей, выступающих на «восьмерках», ни экипажи Эугениюса Тумалявичюса и Владимира Турова — на стандартных «лянчах», как и добрая сотня других участников, не помышляли о выдающихся достижениях в абсолютном зачете. Вполне удовлетворяло достойное место в своем классе автомобилей. А главное — обретение потрясающего чувства «вкатанности». Только на этой трассе, где, по словам «летучих финнов», машина больше времени проводит в воздухе, чем на земле, где сочетание сложнейших связок виражей и трамплинов не прощает водителю и штурману даже малейшей ошибки, можно научиться выбрать ту единственно правильную траекторию прохождения поворотов, которая обеспечивает победу в ралли. За всю историю «1000 озер» нашим раллистам не удавалось «въехать» в десятку сильнейших. Но в Финляндию ездили, ездят и будут ездить. За «высшим образованием».
— Среди университетов есть Оксфорд, среди ралли — «1000 озер», — это слова трехкратного чемпиона мира Юхи Канккунена. С ним мы беседовали на одном из регруппингов. Был там и Ари Ватанен, который тоже высказался на эту тему:
— Первый день едешь слепым. Второй — начинаешь удивляться самому себе. Третий — наслаждаешься гонкой.
Позже на пресс-конференции «Тойота Тим Юроп» я спросил Алена, самого, пожалуй, опытного раллиста из ныне выступающих, как он оценивает водительское мастерство в Финляндии российских спортсменов. Признаться, ожидал самого тривиального дипломатичного ответа, типа — гонщики-то в общем ничего, но вот машины у них слабоваты. Однако Маркку оказался более осведомленным:
— Если еще три года назад я мог сказать про ваших водителей только то, что они симпатичные приветливые ребята, с которыми мы обмениваемся улыбками, встречаясь на тренировках, то сегодня, анализируя их времена на здешних допах, я скажу — это очень быстрые пилоты. Кстати, набрались они опыта, наверное, и на ваших ледовых гонках, где все ездят на покрышках без шипов. Помнится, эти соревнования расхваливал мой давний эстонский друг Тоомас Динер...
«Так вот, может быть, чего не хватало 23-летнему Колину Мак-Рею»,— шутили мы потом с руководителем вазовской команды Виталием Богатыревым. Англичанин и вправду достаточно своеобразно постигал «финскую науку» — три раза на бешеной скорости вылетал с трассы, дивя публику замысловатыми сальто. После одного из пируэтов штурман потерял все раллийные документы, и часть гонки экипаж выступал вовсе без стенограммы. Но самое-то смешное — «Субару» была на финише. Пусть с единственным оставшимся неразбитым лобовым стеклом и с «экстерьером» побитой дворняжки. Но на финише!
Между тем без погрешностей не обошлось и в компании лидеров, которые принялись разбираться между собой с первого же допа. На стадионе (СУ-1) в лентах запутался Дидье Ориоль. В лесу несколько раз «поскальзывались» на лужах то Ален, то Канккунен.
К чести же вазовской команды, смею заметить, что Сергей Алясов и Александр Артеменко финские кусты особо не мяли. Аккуратно ехал и Тумалявичюс. По крайней мере, его штурман Сергей Дадвани периодически остужал пыл девятикратного чемпиона СССР — все-таки незнакомая машина, абсолютно новая стенограмма... Доезд же до подиума экипажа Туров — Гроховская порадовал всех, пожалуй, не меньше, чем финиш Мак-Рея. Нет, аварии, слава Богу, не случилось, просто на одном из трамплинов у «Лянчи» оторвался задний мост. Пришлось привязывать его буксирным тросом и в таком «перебинтованном» виде ехать еще половину дистанции ралли. Г ром аплодисментов раздался на награждении, когда на сцену пригласили Владимира и Галину. А механики «Мартини-Лянча» приветствовали своих товарищей по «оружию» даже стоя.
Как бы там ни было, после четырех дождливых, но великолепных дней этого самого быстрого в мире ралли тысячу раз усомнишься в справедливости сакраментальной фразы, что ценится только одно место — первое. Получается, все, кто въехал на подиум вслед за Дидье Ори-олем, провели две недели в Финляндии напрасно?! Это неправда, хотя на банкете Дидье долго бродил по залу с ведерным кубком, полным шампанского, и утешал своих побежденных соперников. Пусть мое мнение расходится с тем, что бытует в стане чемпионов мира, но по большому счету ралли «1000 озер» отнюдь не бенефис одного пилота. Гонщик ли ты, механик ли, корреспондент, зритель или мальчик, соревнующийся со сверстниками в сборе автографов знаменитостей, — это ралли, «которое всегда с тобой».
Первый «сход» с трассы
Собственно, гонщик даже не успел стартовать. За два часа до открытия соревнований в гостинице его посетил неизвестный с чемоданом наличных в руках. Сделка состоялась — «Лянча» под стартовым номером 27 сменила хозяина и автоматически выбыла из протокола участников. Победитель финского национального чемпионата в группе N Саку Виеримаа отказался прокомментировать свой всход» с трассы. Немудрено, в компании таких асов, как Ориоль, Канккунен, Ален, раллист средней руки вряд ли мог рассчитывать даже на десятую часть призового фонда. Гораздо выгоднее было остаться гонщиком-инкогнито, да еще и при деньгах.
Осторожно, на трассе русские болельщики!
Еще в начале лета местные газеты публиковали тревожные сообщения о том, что границу пересек медведь-кочевник из Карелии. Кто же мог предположить, что косолапый направляется поболеть за своих соотечественников-раллистов. Наших гонщиков он ждал около двух часов, мирно почесывая бока о телеграфный столб на финише допа в Лайавори. Даже вспышки вездесущих фотографов не отпугнули преданного болельщика. Однако в следующие два дня неожиданного гостя на трассе не видели. Предполагают, что медведь заблаговременно двинулся в сторону Англии, где должен был пройти последний этап чемпионата мира.
Два совета Канккунена по облегчению машины
Пока на финише одного из кругов ралли механики мыли «Лянчу» трехкратного чемпиона мира, тот, по обыкновению пребывая в хорошем расположении духа, комментировал «помывку» дотошным корреспондентам. «...На «Сафари» каждая такая процедура позволяет сбросить не менее 150 килограммов лишнего веса. В Финляндии — 15—20 килограммов...» Не Бог весть какое откровение — вряд ли конкуренты Канккунена упустили из виду столь простой способ избавления от лишнего веса «боевого» автомобиля. Однако Юха невзначай выдал свой секретный, типично финский метод облегчения машины «Кстати о весе, — намекнул он своей подруге. — Протопи-ка сегодня сауну. Да погорячее!»
Автографы — новорожденной
Как раз перед стартом в Ювяскюля из Тольятти пришла радостная телеграмма. В семье механика вазовской команды Андрея Корженко родилась дочь Ульяна. Событие отпраздновали через три дня на финишном банкете. Счастливый отец принимал поздравления от Ари Ватанена, Дидье Ориоля, Маркку Алена, Юхи Канккунена и Пенти Аирикалы. А по приезде в родной Тольятти новорожденной вместе с соской, погремушками и подгузниками был вручен журнал «АМС» с автографами лучших раллистов мира.
Суперсервис для Ватанена
Как известно, легендарный финский гонщик предпочитает традиционной наградной бутылке шампанского стакан молока. Это, конечно же, не антиалкогольный жест (на банкетах Ари выпивает ничуть не меньше остальных гонщиков, в том числе и русских), а длительная рекламная кампания финской молочной фирмы. Сие обстоятельство давно служит поводом для всевозможных шуток и розыгрышей. Вот и на сорок второй гонке в Ювяскюля фотографы не упустили шанса поиздеваться над молочной эпопеей Ватанена. Среди прочих эффектных фотографий на стенде «Субару» появился снимок пасущейся у пункта контроля времени коровы с дощечкой на шее:
«Сервисные машины Ари вряд ли сюда доберутся. Я беру обслуживание на себя».
Из первых уст
СУ 1. Харку. — Начинать всегда трудно. К тому же многие не сразу ощущают возможности машины. Главное помнить, что первый доп никогда не станет решающим.
СУ 2. Kvoxv. — Внимание, механики: доп требует совсем иной подготовки подвески. Гонщики должны быть готовы к настоящей борьбе. Очень опасны перекрестки, внезапно появляющиеся перед глазами после прохождения трамплинов.
СУ 3. Парккола. — Для меня дорога здесь узковата. Частенько в поворотах бампером приходится обдирать листву с растущих по обочинам кустов.
СУ 4. Эхикки. — Не завидую тем, кто поленился лишний раз проехать этот доп на тренировке. Гонщики второго десятка поедут здесь уже в сумерки, и пусть они не удивляются обманчивому профилю дороги.
СУ 5. Вахари. — Сосредоточьтесь, не сбрасывайте газ, но и не слишком увлекайтесь. Тут надо наслаждаться ездой.
СУ 6. Валкола. — Доп короткий, но может доставить много неприятностей. Гонщик должен работать как батрак.
СУ 7. Ланкамаа. — Вот вам демонстрация всех видов финских лесных дорог. Есть места с очень эффектными и коварными трамплинами.
СУ 8. Хаанаколла. — Значительно легче, чем на предыдущем допе. Но это и не турпоездка: есть узкие места, где нужно очень четко "писать" траекторию. Не ошибитесь в подборе передач и получите хорошую скорость
СУ 10. Калиокоски. — Трасса длинная и разнообразная. Великолепные пейзажи. В общем, зрители в обиде не останутся, а вот водителям я бы не советовал любоваться ландшафтами. Малейшая ошибка, и ваш автомобиль закончит ралли в кювете.
СУ 11. Мюхинпаа. — Здесь все решает опыт. В прошлом году этот доп оказался самым быстрым. Средние скорости достигали 120 км/ч. Кто осмелился сказать, что ралли — это не спорт, пусть сядет в "Тойоту” рядом со мной.
СУ 12. Макра. — Здесь важно внимательно следить за траекторией и вовремя выставлять нос машины на выход из поворота. Не спешите. Лучший способ умерить свой пыл — помнить, что завершается второй день ралли, и вас ждет горячий колбасный суп.
СУ 13. Тоикала. — Ехать здесь быстро отважится только настоящий мужчина. Сервис после допа запрещен, и одна ошибка может спутать все карты. Советую особенно внимательно отнестись к последним двум километрам дистанции, где подряд идут очень приличные прыжки.
СУ 17. Лаукаа. — Доп на родине Канккунена. Большая скорость. Дважды меняется характер дороги, а значит и стиль вождения.
СУ 18. Лайавори. — Участок повторяется, но в разные стороны. Получаются совершенно непохожие друг на друга допы. Самые трудные места: при въезде в лес на трамплине и слалом в конце дистанции.
СУ 20. Оуниипохья. — С этого момента начинает чувсГвоваться усталость. Для новичка повороты кажутся абсолютно одинаковыми, и это опасное заблуждение.
СУ 22. Койвулахти. — Смотрите, чтобы ваши руки не завязались в узел, этот доп — настоящий лабиринт. Многое зависит от хорошей работы подвески.
СУ 25. Тампере. — Городской доп — это уже не ралли. Только и делаешь, что объезжаешь тумбы. Но в каждом соревновании должно быть немножко цирка.
СУ 29. Хасси. — Если нужно испытать машину, приезжайте в Хасси. Лично я не люблю дороги в этих лесах — все время едешь наудачу.
СУ 31. Сурке. — Сайнс всю жизнь будет помнить прошлогоднюю аварию, а ведь злополучное место кажется совсем неопасным. вот только тормозить приходится с полной скорости.
СУ 32. Питкярви. — Обычно на тренировках я очень боялся этого допа. но на соревнованиях он, наоборот, как правило, удавался.
СУ 34. Лемпяя. — Длинный и весьма показательный участок в самом конце ралли. Не исключено, что именно здесь может поменяться лидер, потому что при удачной езде можно отыгрывать у соперника секунду на километре.
Источник: Журнал «АМС», №6, 1992