Однако мотоспорт неизмеримо сложнее наивных детективов околоспортивной прессы. «С точки зрения бизнеса нам гораздо интереснее быть первыми среди многих, чем побеждать единственного соперника, — сказал в беседе с корреспондентом АМС вице-президент «Хонда Рэйсинг Корпорейшн» Йоичи Огума. — Поэтому в конечном счете мы заинтересованы в том, чтобы конкуренция в чемпионате была возможно более острая».
Но как раз отсутствием полноценной конкуренции и отличались последние сезоны. Журнал наш уже писал о том, что помочь беде вызвался Экклстоун Разумеется, за два месяца даже гений вряд ли может добиться существенных результатов, однако кое-чем «хитрый Берни» может похвалиться уже сейчас.
Прежде всего это появление на сцене Гран-при сразу нескольких достаточно сильных команд, располагающих квалифицированными гонщиками и, главное, заводскими мотоциклами. «Ямаха-YZR 500» 1992 года теперь имеется не только в распоряжении команды Кенни Робертса, но и у «RM Промоушенз», за которую выступает Ренди Мамола, и во французской «конюшне» «Франс Банко» у опытного англичанина Нилла Мак-Кензи и подающего надежды канадца Мигуэля дю Амеля. А новейшую «Хонду-NSR 500» получил эксчемпион мира в классе 125 см3 испанец Алекс Кривилль из команды «Кампза-Хонда».
И все же видимого улучшения пока не наступило. Больше того, на четырех этапах четыре победы одержал гонщик заводской команды «Ротманс-Хонда» Майкл Дуэн, намного оторвавшийся от Уэйна Рэйни.
В том, что именно эти спортсмены будут вести борьбу за мировую корону, никто не сомневался еще накануне сезона. Так оно и получилось, и если в стартовой гонке в Японии дуэли не вышло — на мокрой трассе Рэйни упал, то на втором этапе, в Австралии эти двое были на голову выше остальных.
Трасса в Истерн-Крик недалеко от Сиднея сильно отличается от японского автодрома. «В Сузуке вы просто мчитесь вперед на мощном двухколесном снаряде,— говорил Рэйни во время тренировок в Австралии.— Здесь же все ваши силы направлены на то, чтобы удержать мотоцикл в труднейших поворотах, многие из которых приходится проходить на второй и даже первой передачах. Гран-при в Истерн-Крик — это прежде всего тяжелая работа».
Многие поэтому отдавали предпочтение американцу, ставя опыт и мастерство чемпиона выше целеустремленности и жажды победы Дуэна. И прогнозы как будто оправдались: Рэйни, менее полусекунды уступив в тренировке австралийцу, отлично стартовал и сразу вырвался вперед. Несколько кругов отрыв составлял всего пару метров, потом американец стал даже отрываться — пять, десять, пятнадцать метров...
Однако — вы помните? — «...прежде всего — тяжелая работа». И у Рэйни, осенью перенесшего тяжелую травму, видимо, не хватило физических сил. Мик, как зовут Дуэна друзья, вскоре настиг чемпиона мира, а в десятом круге, когда оба догнали отставших на круг гонщиков, под восторженный рев трибун очень красиво обошел его при входе в левый поворот.
На третью позицию, к общему удивлению, вышел дебютант чемпионата мира Дарил Битти. 21-летний австралиец попал в «Ротманс-Хонду» благодаря дружбе с Майклом Дуэном и не подвел своего товарища. Менеджеры были приятно поражены, а зрители — просто вне себя от восторга, когда их земляк, всего на пару гонок заменивший травмированного Уэйна Гарднера, легко расправился с заводскими гонщиками «Сузуки», Швантцем и Чандлером, и занял почетное третье место.
Больше же всех переживал по этому поводу Кевин Швантц. Четвертый год борется он с лучшими гонщиками «Ямахи» и «Хонды». Но главный его враг на протяжении всех этих лет — не Рэйни, Лоусон или Дуэн, а... собственный мотоцикл! «Адски трудно настроить «Сузуки» так, чтобы он работал как следует, — жаловался «молниеносный» техасец после этой гонки. — Если вам удается отладить переднюю подвеску, можете быть уверены — задняя ни к черту не годится! И наоборот...» К моральным мучениям вскоре добавились физические — во время тренировки Гран-при Малайзии заднее колесо «Сузуки» предательски соскользнуло с асфальта и Швантц, упав, сломал палец руки.
Падения — неотъемлемая, к сожалению, часть мотогонок. Сломанные пальцы, руки, ноги, ключицы и ребра мотоциклистов — все равно, что рассеченные брови и сплюснутые носы боксеров: они свидетельствуют лишь о годах, проведенных на кольцевых трассах, но никак не способны остановить гонщика. «За титул в этом году мне уже сражаться не придется. Но как же дьявольски скучно сидеть дома, когда другие парни несутся по трассе, — говорил Джон Косински журналисту, навестившему его во время вынужденного месячного отпуска в Калифорнии. — Я жду не дождусь, когда снова смогу сесть за руль и помочь моему товарищу по команде догнать Дуэна».
Но ни в Малайзии, где прошлогоднего победителя — Косински — не было, ни в Испании, на четвертом этапе, куда Джон уже приехал, гонщикам «Ямахи» так и не удалось остановить победное шествие австралийца. И если в Шах-Аламе Рэйни еще пытался бороться, то в Херес-де-ла-Фронтера откровенно опустил руки. Он отказался от попыток атаковать лидера и ждал лишь ошибки Дуэна. Но так и не дождался: «Команда подготовила отличный мотоцикл. Но «Хонда», видимо, была еще лучше — я просто ничего не мог поделать с Миком», — разочарованно говорил чемпион после гонки.
Результат огорчил не только Рэйни. И без того в чемпионате ожидалась борьба между четырьмя-пятью спортсменами, а уж четыре победы в четырех гонках оставили на повестке дня и вовсе один всего вопрос — догонят Дуэна за девять оставшихся гонок или нет. Можно было предположить, что подобная «интрига» оставит равнодушными многих поклонников мотокольца. Каково же было всеобщее удивление, когда диктор объявил число зрителей, посетивших гонку в Испании, — двести тысяч!
В чем же секрет? Дело в том, что, когда Гран-при Малайзии был остановлен за четыре круга до финиша из-за обрушившегося на Куала-Лумпур тропического ливня, на третьем месте шел 22-летний Алекс Кривилль. Он стал первым испанцем, поднявшимся на пьедестал почета в «королевском» классе. «Раньше я мог об этом только мечтать, а теперь уступил только Дуэну и Рэйни и обошел всех остальных. Думаю, что это — не предел», — сказал после финиша счастливый гонщик.
Естественно, испанские болельщики, воспитанные великолепными мастерами — Анхелем Ньето, Хорхе Мартинесом, Рикардо Тормо, но привыкшие к победам своих земляков лишь в младших классах, возжаждали увидеть воочию победу испанца в «королевском» классе. Этого не произошло, и тем не менее гонка держала трибуны в напряжении до последнего круга. Три четверти часа Кривилль сражался за третье место со Швантцем и Мак-Кензи, в конце концов обошел и того, и другого, но за несколько десятков метров до финиша упал...
На этот раз обошлось без перелома (всего-навсего — два шва...), но испанец очень переживал: «Сам у себя украл третье место, слишком быстро войдя в поворот!» Падением соперника воспользовался Мак-Кензи и впервые за последние два года поднялся на пьедестал почета. Швантцу же пришлось довольствоваться четвертым местом; тем более обидно, что в прошлом году они с Мак-Кензи ездили за одну команду. «Многие меня уже списали, но сам-то я никогда не терял веры в себя», — признался после финиша Нилл, сумевший с 11-го места на старте пробиться на третью позицию.
Первые этапы мирового первенства показали, что интерес к «королевскому» классу не угасает, как ожидалось. По-видимому, Экклстоун находится на верном пути. Но все же, как это частенько случается, за здоровье одних приходится расплачиваться другим. На этот раз пострадавшими оказались «колясочники». Международная ассоциация гоночных команд (IRTA), в чью компетенцию входит теперь чемпионат мира, заявила о том, что контракт с Экклстоуном и посреднической фирмой «Дорна», получившей права на телетрансляции, касается только трех «одиночных» классов, а первенство мира для мотоциклов с коляской пусть проводит кто хочет.
Поэтому за первый этап своего первенства, который состоялся в Хересе, «колясочники» не получили ни цента призовых денег. «Никто не хочет платить, — с горечью говорил четырехкратный чемпион мира англичанин Стив Уэбстер. — Хотя мы получали не ахти какие деньги. И тем не менее мы выйдем на старт, ведь наш отказ только обрадует бизнесменов из IRTA».
Что ж, такова железная логика бизнеса — какими бы интересными ни были те или иные соревнования, существовать они смогут только тогда, когда кому-то это выгодно.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1992