— Что бы там ни говорили, фаворит здесь, на ралли «Ялта» один — дуэт братьев Больших, — убеждал меня механик экипажа В. Штыкова мастер спорта международного класса Михаил Сергеевич Ухов. — С их трехсотсильной БМВ-МЗ соперничать на равных не сможет никто. И главный приз заранее можно было бы отправлять на фирму «ЗИЛ-Шталь», если бы не одно «но» — доп «Форос». Это единственный шанс конкурентов...
Пять с половиной из общих двухсот километров спецучастков второго международного ралли «Ялта». Экая малость! Однако страсти вокруг этого допа до начала соревнований кипели нешуточные.
— Почти вся трасса тут — довольно сносный асфальт, — говорил, затягиваясь сигаретой «Астра», Игорь Больших. — И только «Форос» — разбитая вконец, узкая гравийная дорога. Для подобного участка нужна совсем другая машина. Там запросто можно «разобрать» такой автомобиль, как наш, — низкий, специально подготовленный для ровных покрытий. Думаю, этот сюрприз может отбить охоту приезжать на ралли в Крым у многих западных пилотов. Особенно у тех, кто не пользуется солидной финансовой поддержкой. Спортивные автомобили нынче дороги. Ну а что до нас с братаном, обещаю: поедем «шепотом» и заранее готовы отдать здесь минуту. Но, будь моя воля, а бы все-таки отменил этот доп.
После откровений Игоря я, понятно, не удержался, чтобы не поинтересоваться судьбой «Фороса» у того, чьей воли было бы достаточно, чтобы снять спецучасток, вызвавший столько споров.
— Отменить? Ни за что! — сказал как отрезал директор ралли Анатолий Брум. — Один-два подобных «убойных» спецучастка включают обычно и в другие европейские ралли.
Словом, как говорится, «на то и «Форос» в легенде, чтобы пилот не дремал». К тому же любая отмена спецучастка незадолго до старта — это жирный минус в отчете наблюдателя ФИСА. И прощай надежды на заманчивый статус этапа европейского чемпионата для крымского ралли.
Кстати, у самого наблюдателя, финна Карпинена, проехавшего за рулем «Самары» всю трассу, сомнений по поводу правомерности включения в дистанцию «Фороса» не было. Правда, взобравшись на гору по дороге, которую, видимо, не ремонтировали со времен римских легионеров, он воскликнул: «Ну и ну! Я так ни разу и не включал даже вторую передачу».
Заинтригованные разноголосьем мнений, мы, разумеется, спланировали свой журналистский маршрут так, чтобы непременно своими глазами увидеть то, что будет происходить на трассе в двух шагах от ставшей знаменитой дачи президента Горбачева. Однако прежде отправились на первый доп — подъем на гору Ай-Петри.
Стартовый спецучасток — своего рода визитная карточка участников. По его результатам с известной долей объективности можно судить о серьезности намерений спортсменов.
Так, братья Больших уже в дебюте выложили свои козыри — тольяттинцам С. Барулину и А. Кашину, ставшим здесь вторыми, они «привезли» 19 секунд на 17 километрах. Словно заранее договорившись о распределении ролей, эти два экипажа в том же порядке занимали места и на двух следующих допах. Но отрыв-то, отрыв Больших достигал уже почти минуту. Впрочем, впереди был «Форос».
Нам и пешком добраться до живописного поворота на этом спецучастке оказалось непросто — того и гляди ногу подвернешь. То ямища огромная, то булыжник здоровенный, то кусок рельса торчит из-под земли. Едва устроились поудобнее в колючих зарослях, как снизу послышался надсадный рык моторов, жуткие удары металла защиты двигателей о камни. Над плотной зеленой шапкой леса, в котором утопала трасса, поднялись клубы пыли. Казалось, где-то неподалеку схватились в смертельном поединке железные динозавры.
Первым перед нами, согласно стартовым номерам, должен был появиться экипаж Больших. Но, памятуя об их обещании «отдать здесь минуту», мы рассчитывали сначала увидеть итальянцев на «Лянче-дель-та-интеграле». Точно, вот и они. Наш фотокорреспондент уже приготовился было запечатлеть белую, в рекламных надписях акционерного концерна «ОЛБИ» БМВ, но из-за поворота появилась «Самара» тольяттинцев А. Артеменко и В. Тимковско-го. Следом — «восьмерка» москвичей В. Штыкова и Ю. Байкова. И только после них без видимых повреждений — машина лидеров. Вот тебе и одна минута!
Как оказалось, автомобиль Больших вылетел с дороги и застрял на небольшом валу. И если бы не помощь зрителей, вновь вытолкнувших БМВ на трассу, стоять бы ей до финиша последней машины. В итоге победителю на доле Барулину проиграно пять с половиной минут плюс 30 секунд за трехминутное опоздание на финиш первой секции ралли.
«Вот он, тот самый шанс! Грех упустить его»,— так, уверен, подумали основные конкуренты. А среди них к этому времени числились Барулин, Штыков, Федотов, Голов и Туров.
Ход ралли принял неожиданный оборот, и главным стал вопрос: сумеет ли Больших за оставшиеся 14 допов отыграть солидный отрыв почти в шесть минут?
Расчетливый и рассудительный Владислав Штыков прикинул свои силы: «Не должен». Суеверный Семен Барулин, предчувствуя возможный успех, словно матерый мафиози, прятал свое лицо от назойливых фотокорреспондентов.
Между тем Николай Больших, похоже, отложив в сторону все арифметические расчеты, бросился в отчаянную погоню. Забегая вперед, замечу, что из 14 спецучастков он выиграл 13. Лишь на допе «Соколиное» уступили братья первое место Арте-менко. Но именно здесь сошел с дистанции один из конкурентов — петербуржец Федотов. Не выдержав бремени лидерства, улетел с дороги и разбил машину на Кабаньем перевале Барулин. В Симеизе бесславно закончил гонку Туров. Уже после ночного перерыва пополнил компанию неудачников Голов.
Дольше всех держался Штыков. Но и его покинула удача. За четыре допа до финиша на Кабаньем перевале у его «Самары» развалилась коробка передач. К этому моменту он выигрывал у БМВ 1 минуту 26 секунд.
Путь к победе для братьев Больших был открыт. Оказалось, догонять больше некого. Ставший в итоге вторым Артеменко сам в первый день изрядно нахватал «лишних» секунд, простояв на допе из-за перебоев в системе питания.
Закрученная будто новогодний серпантин, трасса оказалась не по зубам 25 из 43 стартовавших экипажей. В том числе и американцам Т. Вон Денесу и его чернокожему штурману А. М. Дамону на «Самаре», французам П. Пуазу и Ж.-Ф. Робине на «PeHO-SGT-турбо», шведам X. Густавссону и Г. Ларссону на «Сузуки-свифт». Зато хоть и последним, но добралась-таки до финиша «восьмерка», за рулем которой сидел 78-летний француз Жорж Уэль. Любопытно, что он еще до войны выходил на старт мотогонок, а в ралли судьба привела его в 50-е годы. А вот штурманом у владельца ресторана из Франции был известный гонщик Сергей Успенский.
Наш спортсмен по приглашению Уэля выступал в ледовых автогонках в Париже (об этом наш журнал писал в № 3 за 1991 год). Теперь ветеран пожаловал с ответным визитом.
Между прочим, на церемонии награждения гостю из Франции досталось, пожалуй, больше всего аплодисментов. А сам он радовался своему скромному призу едва ли меньше, чем братья Больших, получившие в награду за победу ключи от новенькой «Самары». Судя по всему, Жорж Уэль не прочь вновь приехать на ралли в Крым. Если, конечно, здоровье позволит.
Правда, если это все же случится, то выйдет он на старт уже «Антика-ралли» — как, по словам Григория Коваленко, президента концерна «Интерконт» — генерального спонсора соревнований, будут теперь называться ралли «Ялта».
Признаюсь, нам было приятно это известие. Ведь именно на страницах нашего журнала в репортаже о ралли «Ялта-90» было высказано пожелание, чтобы крымское ралли стало таким же известным и популярным в мире, как «Антика-ралли», придуманное и описанное в фантастическом романе «Остров Крым» русским писателем Василием Аксеновым.
Результаты ралли
12—13 октября. 1. Н. Больших — И. Больших (SU. БМВ-МЗ) — 2:53.03; 2. А. Артеменко — В. Тимковский (SU, «Лада-Самара») — отставание — 1.11; 3. М. Нарышкин — Н. Островский (SU, «Лада-Самара») — 7.39; 4. И. Коновалов — А. Щукин (SU, «Лада-Самара») — 8.07; 5. А. Салюк — С. Томчани (SU, «Лада-Самара») — 9.23; 6. М. Рамилли — Б. Амати (I, «Лянча-дельта-интеграле») — 9.50; 7. С. Кузьмичев — А. Мясников (SU, «Лада-Самара») — 18.05; 8. С.-Г. Юханссон — Б. Стансерт (S, СААБ-900Т16) — 20.17; 9. В. Балакан — Л. Афанасьев (SU, «Лада-Самара») — 22.22; 10. Д. Рюмо — Л. Кампо (F, «Пежо-205GTI») — 24.44.
С. Нечаюк. Фото В. Князева
Источник: Журнал «АМС», №1, 1992