Когда ФИСА принимала решение о запрете группы В, многие ожидали повышения интереса к чемпионату мира со стороны автомобильных фирм. Ведь монстры группы В, подготовка которых стоила громадных денег, представляли собой, по сути, формулу 1 для пересеченной местности. В то время как пришедшие им на смену машины групп А и N — практически серийные легковые автомобили, чья стоимость на порядок ниже. Но прошло шесть лет, и что же? «Пежо» перешла в рейды-марафоны, «Ауди» — в кольцевые гонки, на «фордах» и MG бывшей группы В ездят теперь участники чемпионата по ралли-кроссу. Почти все остальные фирмы сократили программы финансирования мирового первенства до минимума. И на сцене остались лишь два главных действующих лица — «Лянча» и «Тойота», причем только итальянцы выставляют настоящую заводскую команду — японцев представляет базирующаяся в ФРГ и руководимая шведом Уве Андерссоном «Тойота Тим оф Юроп» (ТТЕ).
Наглядно продемонстрировали такое положение очередные этапы чемпионата — в Кении и Франции. Достаточно одного взгляда на протокол: в первой шестерке «Ралли Сафари» — четыре «тойоты» и две «лянчи», в «Корсиканском ралли» — три «лянчи» и две «тойоты». «Форд» и «Ниссан» решили вообще не ездить в Африку, «Мицубиси» и «Субару» отказались от поездки на Корсику. А в конце апреля пришло сообщение, что для «Ниссана» нынешний сезон будет, по всей вероятности, последним.
Все это тем более удивительно, что зрительский интерес к мировым ралли не угасает, скорее наоборот. Вот и в Кении на обочинах дорог собирались толпы людей. Африканский этап, как правило, привлекает больше зрителей, чем любой другой в программе чемпионата, причем, как отмечают все водители, чернокожие болельщики ведут себя гораздо дисциплинированнее, чем их европейские собратья. Правда, один инцидент все же произошел: «Субару» кенийца Патрика Нджиру столкнулся с автомобилем одного из зрителей.
Однако главным врагом водителей в «Ралли Сафари» стала, как обычно, погода. И если в прошлом и позапрошлом годах участники буквально тонули на превратившихся после дождей в непролазное болото дорогах, то на сей раз их ожидала в Африке «великая сушь». Оказалось, что о прошлогодних ливнях можно и пожалеть — во всяком случае до финиша добрались 44 % стартовавших экипажей, в то время как год назад — 47 %. Виной тому — плотная завеса красно-коричневой пыли, облаком окутывавшая каждый автомобиль. Судьи определили слишком маленькие (как потом оказалось) интервалы между участниками — две минуты, так что, если впереди идущий автомобиль почему-либо снижал скорость, пилоту следующего приходилось обгонять его практически вслепую. Особенно трудно было спортсменам на ночных участках. Именно здесь потерпели аварии, перевернувшись через крышу, Микаэль Эрикссон, Юха Канккунен и Маркку Ален. К счастью, все три экипажа не только отделались легким испугом, но и смогли продолжить путь.
Впрочем, если водителям и штурманам в Кении пришлось здорово потрудиться, то механикам и вовсе работы выпало выше головы. «Если мы и победим завтра,— сказал в последнюю перед финишем ночь Карлос Сайнс,— то в первую очередь это будет заслуга нашей сервисной бригады, всей команды, а никак не моя собственная».
От постоянной езды в плотном пылевом облаке страдали прежде всего шины, амортизаторы, агрегаты турбонаддува и детали трансмиссии. Механикам на техничках и сервисных вертолетах приходилось показывать чудеса. «Мы подъехали к техничке и я крикнул, что нужно сменить турбокомпрессор, два задних амортизатора и карданный вал,— рассказывал после финиша Луис Мойя.— И что у нас всего 12 минут... Через восемь минут Карлос завел мотор, а еще через три минуты мы рванули вперед!»
В таких условиях победителю требовались максимальная надежность и чуточку везения. И если в надежности «Лянча» и «Тойота» оказались приблизительно равны (слабым местом итальянских машин были амортизаторы, а японских — турбокомпрессоры), то вот везения «Лянче» не хватило. На второй день во время заправки загорелась «Интеграле» Бьерна Вальдегаарда. Экипажу удалось выбраться невредимым, а машина в считанные секунды превратилась в пылающий факел. Потом, в предпоследний день ралли, когда пилоты «Лянчи» из последних сил пытались достать лидировавшего «Матадора», сначала перевернулся Канккунен, а потом буквально рассыпалась трансмиссия машины Хорхе Рекальде...
В конце концов на финишную рампу перед Кенийским дворцом конгрессов в центре Найроби въехал Карлос Сайнс. Канккунен занял второе место, что позволило ему набрать с Сайнсом равное количество очков после четырех этапов. Однако благодарить за это трехкратный чемпион мира должен прежде всего Рекальде — по приказу шефа «Лянчи» аргентинец остановился и пропустил финна вперед.
Информация о фотографии
Юхе Канккунену не удалось повторить свой прошлогодний успех на «Ралли Сафари»
Но через месяц на средиземноморском острове Корсика Сайнс все-таки вышел в лидеры мирового первенства — впервые в нынешнем сезоне. У каждого ралли в программе чемпионата своя особинка: «Тур де Коре», как называют французы ралли на родине Наполеона,— единственное, целиком проходящее по гудронированным гравийным дорогам. «Тармак» называют такое покрытие англичане, «гудрон» или «битум» — французы, у нас же оно известно как «холодный асфальт». Кроме того, узкие горные дороги изобилуют множеством коварных поворотов, за что «Тур де Коре» прозвали «Ралли десяти тысяч поворотов». Не все раллисты любят эти соревнования, у многих еще свежи воспоминания о гибели именно здесь финна Хенри Тойвонена и итальянца Атилио Беттеги. Особенно неприязненно относятся к корсиканскому ралли скандинавы: за всю его историю — с 1956 года — ни шведы, ни финны не побеждали здесь ни разу. «Тур де Коре» — это как бы «домашнее дело» французов. Когда-то здесь блистали чемпионы Европы Жан-Клод Андрюэ и Бернар Дарниш, а в последние годы лучшим «корсиканцем» стал Дидье Ориоль — с 1988 года он побеждал трижды.

Юхе Канккунену не удалось повторить свой прошлогодний успех на «Ралли Сафари»
Вот и на этот раз Ориоль был главным фаворитом. Сайнсу же, который победил здесь год назад, предстояла трудная задача. Кроме того, что «Лянча» явно превосходила «Тойоту» на гравийных участках в Монте-Карло и Португалии, Ориолю ассистировали в команде молодой итальянец Андреа Агини, отлично показавший себя в «Ралли ду Порту», и француз Филипп Бугальски. А вот у Армина Шварца, второго номера «Тойоты», как раз с гравийными дорогами связаны худшие воспоминания — год назад он потерпел тяжелую аварию именно на «Тур де Коре».
Трудно сказать, по этой ли причине или руководствуясь какими-либо иными соображениями, но именно Шварца руководство «Тойоты» освободило от «Сафари», отправив загодя утюжить корейканские дороги. В результате почти месяца тренировок Уве Андерссон, шеф ТТЕ, признался: «Нам уже почти удалось ликвидировать разрыв с «Лянчей». Да и победа в Кении добавила оптимизма...»
Но уже после первого дня, в котором участников ожидало всего-то четыре часа борьбы в окрестностях Аяччо, отчетливо вырисовалось преимущество «Лянчи». А когда караван из 50 автомобилей пересек остров с юга на север — из корсиканской столицы в Бастию — и обратно, все стало ясно. Ориоль опережал ближайшего преследователя на полторы минуты, а Сайнс на четвертом месте проигрывал почти четыре минуты.
Но и за такую скромную позицию «Матадору» нужно было сказать спасибо Агини. Пилот «Лянчи» не заметил большого камня на 15-м скоростном участке (самом длинном в ралли — 43 км), пробил шину, потерял четыре минуты и откатился на 7-е место. Бугальски же достаточно надежно, несмотря на боли в ноге (он разбил колено о приборную доску в одном из поворотов), «прикрывал спину» Ориолю, занимая третье место. Поэтому уже к концу второго дня Сайнс решил не рисковать. «Машина шла лучше, чем в Португалии, однако на более длинных участках бороться с «Лянчей» было выше наших сил. Думаю, что лучше получить десять очков за четвертое место, чем лезть на рожон и остаться ни с чем». Как видим, психология «Матадора», еще пару лет назад признававшего только одну тактику — «вперед, к победе!», претерпела существенные изменения. Впрочем, это происходит практически с каждым раллистом, либо ставшим чемпионом мира, либо потерпевшим тяжелую аварию.
Ни то, ни другое не произошло пока с Франсуа Делекуром, и он был единственным, кто смог составить конкуренцию Ориолю на горных серпантинах Корсики. Все три дня состязаний (четыре скоростных участка 6 мая были отменены в знак траура по жертвам трагедии на футбольном стадионе в Бастии) он один смог выдержать сумасшедший темп, предложенный «Шевалье асфальта». Но, к сожалению, Деле-кур не располагал ни «Лянчей», ни «Тойотой». А «Форд-сьерра-Косворт-4Х4» не только уступает обеим в мощности но и не может похвастать надежностью. Один из участков Делекуру пришлось преодолевать со сломанным передним карданным валом — счастье, что механикам удалось при его замене уложиться в остававшиеся шесть минут. А на Мики Биазона, двукратного чемпиона мира, пилота «Форда» номер один, после финиша и вовсе жалко было смотреть: «Эта колымага просто рассыпается на ходу. На сорока километрах я «привез» полминуты штрафа, а педаль газа все время была в полу!»
Удастся ли «Форду» решить эти проблемы или еще одна автомобильная фирма поднимет руки вверх и покинет оказавшуюся неожиданно столь непростой мировую раллийную сцену? От этого может зависеть даже будущее чемпионата — ведь уже поползли зловещие слухи о том, что «Тойота» теряет интерес к ралли...
- «Мартини Рэйсинг» выставила в Кении три новых автомобиля «Лянча- HF-интеграле» для Канккунена, Вальдегаарда и Рекальде. Модификация «Сафари» отличается от своих «европейских подружек» меньшей мощностью, большим крутящим моментом и обычными в Африке передним отбойником и мощной гирляндой дополнительных фар.
- На «Тур де Коре» дебютировал новый раллийный автомобиль «Опель-калибра-1бУ». В первый день он показал себя не так уж плохо — Бруно Тири занимал 13-е место. Однако во второй день поломка трансмиссии вывела бельгийца из борьбы.
- Успешно выступившие год назад в Кении «дайхатсу» на этот раз не вошли в десятку. Новые модели «Шарада-GTXX» (3 цилиндра, 1000 см3, турбонаддув) для Гая Джека и Марко Бригетти, «Кисеи» для Ашота Паттни и «TR» для Райджу Лимбани (обе — 4 цилиндра, 1300 см3, 16 клапанов) разработала фирма «Райс Моторз».
- «Лянча» и «Тойота» установили 15-дюймовые колеса, поскольку испытания пока: али, что использование 16-дюймовых приводит к резкому увеличению проколов шин.
- Для водителя «Мицубиси Ойл Раллиарт» Кенджиро Шинозуки новую модификацию модели «Галант-V R4» подготовила японская фирма «Таек Ицджиниринг».
- Дидье Ориоль недоволен тем, что дороги, по которым проходит «Тур де Коре», с каждым годом... улучшаются! «Надо сохранить в ралли аромат приключений, — говорит француз. — Плохие дороги — часть культуры этих состязаний». Он также предлагает вернуться к длинным спецучасткам, что, по его мнению, больше соответствует духу корсиканского ралли.
- Пять заводских команд использовали покрышки пяти разных фирм. «Лянча» — французские «Мишлен», «Тойота» — итальянские «Пирелли», «Дайхатсу» — английские «Данлоп», «Мицубиси» и «Субару» — соответственно японские «Йокагама» и «Бриджстоун». Наиболее надежными на афр кг дских дорогах показали себя «Пирелли».
- Противоположной точки зрения придерживается Сайнс. Он считает, что участки длиной свыше тридцати километров опасны, так как на больших расстояниях шины быстро изнашиваются и, соответственно, возрастает риск аварий.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1992