Слухи о том, что «Лянча» решила уйти, поползли еще летом. А потом пришла пора заключения контрактов на сезон-93, а Ориоль и Канккунен оставались в неведении относительно своей дальнейшей судьбы. Наконец, когда после победы в ралли «1000 озер» «Лянча» в шестой раз подряд выиграла чемпионат среди марок, из Турина пришло известие: окончательное решение о будущем раллийной команды в штаб-квартире фирмы примут во время ралли «Сан-Ремо» в середине октября.
Вот почему в Австралию, где месяцем раньше должен был состояться десятый этап чемпионата, «Мартини Рэйсинг» и «Джолли Клаб», использующие заводскую итальянскую технику, отправились в довольно тревожном настроении. Внутренние проблемы заботили их гораздо больше, чем соперники.
Обычно на такие далекие этапы первенства — в Австралию, Новую Зеландию или Аргентину отправляются лишь по одному-два заводских гонщика из команд лидеров, остальные же «конюшни» предпочитают пользоваться услугами местных асов. Вот и на этот раз в Перт, столицу Западной Австралии, приехали только лидеры «Лянчи» («Мартини Рэйсинг») Дидье Ориоль и Юха Канккунен, их единственный оппонент из «Тойоты» Карлос Сайнс, первый номер «Субару» Ари Ватанен, Хорхе Рекальде из команды «Джолли Клаб» («Лянча»). За первенство в группе N собирались поспорить Мохаммед бен Силайем на «Форде» и Карлос Менем на «Лянче».
Этой семерке собирались дать бой лучшие местные раллисты. Австралийцы Росс Данкертон, выступавший на заводском «Мицубиси», Эд Ордынски, Тоулли Челлис и Крейг Столлард (все — на «Мицубиси» группы N). Новозеландец Бурн и чемпион Зеленого континента Роб Херридж.получили такие же, как у Ватанена, «субару».
Естественно, на стороне аборигенов был опыт выступления в родных стенах, тем более что многие европейцы недолюбливают эти состязания. Трасса проложена по лесным дорогам вокруг Перта, которые местами очень узки и опасны. А другие, как, например, Ватанен, и вовсе никогда не участвовали в Австралийском ралли. И все же отрыв «Лянчи» и (чуть, правда, в меньшей степени) «Тойоты» настолько велик, что малейший успех местных спортсменов расценен был бы скорее как сенсация.
И уже первый день стал для них полным разочарований. Бурн сломал межосевой дифференциал, Данкертон врезался в дерево и повредил заднюю подвеску, а Херридж и вовсе прекратил борьбу, потеряв полтора часа из-за сломанной трансмиссии. «День пропал...» — грустно подвел итог Бурн после финиша вечером в Перте. Лучший из хозяев, он шел пятым, проигрывая две с половиной минуты
Но и к заезжим звездам судьба не была особенно благосклонной. Лидировавший после четырех стартовых участков Сайнс на двух следующих мучился с подвеской и трансмиссией и откатился в результате на третье место. На седьмом допе сломал амортизатор Рекальде. Лучше же всех справился с девятью спецучастками длиной 113 километров Ориоль. Правда, и у него не все шло гладко — об этом свидетельствовала здоровенная вмятина на двери «Лянчи». И все же ни это происшествие, ни поломка «дворников» под дождем, превратившим один из самых длинных СУ в топкое болото, не смогли удержать маленького отважного француза. Обойдя Сайн-са в середине дня, в Перт он вернулся лидером. «Это был необычайно быстрый и необычайно трудный день. Деоевья растут так близко от дороги, что иногда кажется — машина ни за что не протиснется между ними!» — признавался он после финиша.
Однако воскресным утром, на старте второго дня ралли основное внимание было приковано не к лидеру чемпионата мира, а к Ватанену и его «Субару». Знаменитый финн показал, что есть еще порох в пороховницах: впервые оказавшись в Австралии, он закончил девять допов первого дня со вторым результатом, 35 секунд уступив Ориолю. «Я думал, что будет гораздо труднее, — сказал он.— А так... Скользко, конечно. Но и не более того».
Самым заметным событием второго дня была авария Рода Миллена. «Мазда» новозеландца, вылетев с трассы, сделала «бочку». Водитель выбрался из-под обломков как ни в чем не бывало, а вот штурман Тони Сиркомб повредил грудную клетку. Закончилось ралли и для аргентинца Карлоса Менема. Его «Лянча» не смогла-таки увернуться от растущего почти на самой дороге дерева. Водитель и в этом случае не пострадал, штурман же, Виктор Цуккини отделался легкими царапинами.
Третий день был самым длинным — 13 СУ, старт в шесть утра и финиш почти в девять вечера. Однако существенных изменений в таблицу результатов он не внес. За единственным исключением — уже на втором допе сошел Ватанен, еще раз подтвердив, что соперников у «Лянчи» в общем-то нет.
Снова не повезло Бурну. Его прозвище — «Опоссум», по имени небольшого зверька, обитающего в Америке и Австралии. Так вот, в 24 СУ, когда «Опоссум» после схода своего именитого товарища по команде шел уже на четвертом месте, его «Субару» прикинулся мертвым, «сыграл опоссума», как говорят американцы. Налетев на большой камень, автомобиль очутился в канаве и выглядел действительно нетранспортабельным. Однако Бурну не только удалось оживить машину, но и на трех колесах добраться до финиша. Правда, после этого он оказался на седьмом месте.
Именно на этом участке Сайнс в последний раз показал зубы, выйдя на второе место. Правда, произошло это скорее по вине «Лянчи» — задняя подвеска машины Канккунена не выдержала, и он потерял почти две минуты, финишируя «ползком». Но вечером под проливным дождем на самом последнем допе «Матадор» едва не перевернулся, вылетев с трассы, и оказался в результате на третьем месте.
В конечном счете это происшествие, по-видимому, и расставило по местам призеров. Словно сговорившись, гонщики решили не рисковать. Четыре допа последнего дня ничего не изменили, и 34-летний Дидье Ориоль установил новый рекорд — победа в Австралии стала его шестым успехом в сезоне.
Сайнса поражение расстроило. «Думаю, что шансов на то, чтобы вернуть титул, у меня больше нет. Ориоль в этом сезоне едет как Бог, все ему удается. Это его год, а нам остается работать над машиной для будущего сезона», — уныло говорил он журналистам после финиша. Было от чего расстроиться — впервые за пять лет Карлос не поехал на «1000 озер». Специально — хотел отдохнуть. Месяц он провел на Мальорке, занимаясь плаванием, водными лыжами, серфингом и пытаясь отключиться от мирового чемпионата. И, как выяснилось, все зря.
Не помогли «Тойоте» и усовершенствованные подвеска и рулевое управление. Как показало Австралийское ралли, «Селика» по-прежнему отстает от «Дельты» — «по крайней мере на шаг», как признал сам Сайнс.
Однако ни «Матадора», ни его хозяев в «Тойота Тим оф Юроп» это не пугает — невиданный гонорар, который предложил на будущий год шеф команды Уве Андерссон Дидье Ориолю, говорит сам за себя — пять миллионов долларов, неслыханная в раллийном мире цифра!
А вот на руководство «Лянчи» победа на Зеленом континенте произвела совсем другое действие (можно даже было подумать, что там надеялись на поражение). В Турине было опубликовано заявление концерна ФИАТ о том, что «Лянча» прекращает свое участие в чемпионате мира.
«Мы давно подозревали, что в техническом центре «Абарта» готовится новый раллийный ФИАТ, — сказал директор «Мартини Рэйсинг» Даниэл Шилдж. — Однако не стоит драматизировать, думаю, вместе с «Джолли Клаб» мы поборемся за десятый титул для «Лянчи» в будущем сезоне. Все еще обойдется!»
Правоту этих слов в общем подтвердило ралли «Сан-Ремо», ставшее для «Мартини Рэйсинг» как бы моделью будущего сезона — «без Ориоля и на старых машинах». Слухи о том, что лидер чемпионата мира принял предложение «Тойоты», просочились за несколько часов до старта. Но не успел еще караван из сотни машин покинуть столицу итальянской Ривьеры, знаменитый «песенный» Сан-Ремо, чтобы через всю северную Италию отправиться в тосканский городок Ареццо, а «Лянча» под номером «три» уже беспомощно лежала в кювете.
Авария произошла за два километра до финиша первого же допа Кольдироди — подвела крепящая колесо шпилька. Можно было подумать (ах, какой бы это было желанной добычей для журналистов!), что команда таким образом отомстила «предателю». Однако дальнейший ход борьбы напрочь опровергает подобные предположения.
На трассе оставались два представителя «Лянчи» — Канккунен и Агини. Если уж «мстить» Ориолю, то необходимо было дать «зеленую улицу» финну, и у того появился шанс на четвертую чемпионскую корону. Однако спортивный директор «Джолли Клаб» Клаудио Бартолетто на все атаки прессы отвечал: «Победит сильнейший»...
И итальянские зрители, к неописуемому своему восторгу, стали свидетелями первой победы на этапах чемпионата мира своего земляка, 29-летнего Андреа Агини. Лишь на второй день, когда ралли проходило в основном по грунтовым дорогам в окрестностях Ареццо, он уступил ненадолго лидерство своему грозному сопернику. На асфальте же он сразу наверстывал упущенное, и помешать ему не могли ни «летающий финн», ни трехкратный победитель «Сан-Ремо», кумир местных болельщиков Мики Биазон, ни даже «сумасшедший» Делекур.
Результаты «Сан-Ремо» подтвердили, что и со старыми машинами «Лянча-Мартини» вполне может продержаться еще сезон. Однако серийная «Дельта» за тринадцать лет выпуска порядком устарела, и ФИАТ совершенно резонно хочет заменить ее новой моделью. Как это бывало и раньше — вспомните, «Лянча-стратос», ФИАТ-131, «Лянча-037 ралли» — сменив марку.
Увенчается ли затея успехом? Судя по огромному опыту инженеров фирмы в конструировании спортивных машин — да. Правда, со стороны это несколько напоминает сказку Пушкина: «Догони-ка моего меньшого брата!»
Источник: Журнал «АМС», №1, 1993