Толчком для практической реализации этой затеи послужил запрет на использование в соревнованиях «Париж — Дакар» моторов с турбонаддувом. По мнению шефа компании Жан-Жака Пока, только при таких условиях можно было более-менее на равных тягаться с заводской командой «Пежо», которая располагает более солидными финансовыми возможностями.
В марте прошлого года дело закрутилось. Пок подписал контракт с фирмой «Орека», занимающейся подготовкой спортивных машин, и обществом по эксплуатации и исследованиям в области автомобилизма СЕРА с целью разработки и создания прототипа на базе «восьмой» модели Волжского автозавода.
Оговоримся сразу; согласно техническим требованиям к подобным машинам, прототип должен лишь внешне напоминать исходную модель. Так что от серийной «Лады» французский вариант раллийного автомобиля позаимствовал лишь лобовое стекло, фары, задние габаритные фонари, дверные замки и эмблему на решетке радиатора.
Когда основные характеристики прототипа, получившего имя «Самара-ТЗ», были определены, пришло неожиданное сообщение из ФИСА. Под давлением могущественной «Пежо» запрет на использование турбонаддува в ралли «Париж — Дакар» был отменен. Но что-либо менять было уже поздно.
Конструкторы остановили свой выбор на моторе «Порше» рабочим объемом 3,6 литра, специально подготовленном в США. Основа машины, ее своеобразный скелет — трубчатая пространственная рама, на которую навешиваются различные агрегаты и узлы, а также кузовные панели из углепластика. Шестиступенчатая коробка передач и полноприводная трансмиссия заимствованы у «Порше-959».
Специальная система позволяет регулировать распределение крутящего момента между передней и задней осями. Любопытно, что она уже была ранее испытана в условиях «Дакара» на автомобиле «Порше-955».
Подвеска колес — независимая с двумя поперечными рычагами. На передних колесах по два амортизатора и две пружины, на задних по три амортизатора и две пружины. Весь комплект фирмы «Бильштайн».
По конструкторской концепции «Самара-ТЗ» весьма схожа с прототипами «Пежо». Правда, у «Лады» мотор расположен сзади, а у «Пежо» — в центре. Кстати, по словам известного гонщика Патрика Тамбэ, заднемоторная компоновка дает «Ладе» некоторые преимущества при движении на большой скорости по пересеченной местности — при прыжках машина не так сильно клюет носом.
«Самара-ТЗ» менее прожорлива, чем «Пежо»,— у нее нет наддува. Тем не менее, учитывая гигантскую протяженность некоторых этапов в ралли «Париж — Дакар», конструкторы снабдили ее четырьмя бензобаками. Основной на 150 литров установлен сзади под запасным колесом. Еще два по 60 литров — под сиденьями, а спереди — резервный той же емкости. Управление переключением баков осуществляется с места второго пилота.
Вообще приборная доска «Самары-ТЗ» больше похожа на самолетную, чем на автомобильную: два электронных компаса, тумблеры включения электрических бензонасосов, датчики температуры и давления масла в двигателе, коробке передач, переднем и заднем мостах, вольтметр, два штурманских компьютера с ручным и ножным сбросом. По мнению нашего Сергея Дадаани, который вместе с Эугениюсом Тумалявичюсом выступал на «Самаре-ТЗ» в ралли «Тунис-90», ножной сброс в таких состязаниях очень удобен. Ведь во время сильной тряски мудрено попасть пальцем в маленькую кнопку.
За спинками сидений установлены два баллона с водой. Пить ее члены экипажа могут через трубочку, не отвлекаясь от трассы.
Было построено три экземпляра «Самары-ТЗ», которые практически ничем не отличаются один от другого. Только на машине Тамбэ специально для курящего штурмана Доминика Лемуана заботливые инженеры фирмы «Орека» приспособили прикуриватель.
По единодушному мнению гонщиков, выступавших на «самарах» в ралли-рейдах,— Джекки Икса, Патрика Тамбэ, Эугениюса Тумалявичюса, Жерома Ривьера, машина имеет отличные перспективы, и уже на очередном ралли «Париж — Дакар» ей будет по силам бороться за призовые места.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990