CarRacer.ru
 
  • Главная
  •  
  • Ралли
  •  
  • Автогонки
  •  
  • Автокросс
  •  
  • Ле-Ман
  •  
  • Формула 1
  •  
  • Еще разделы
    Индикар Картинг Мото GP Мотогонки Мотокросс
  •  
     
    • Главная
    • Спортивные модели
    • 1991 год
    • Первый спортивный дизельный двигатель

    Первый спортивный дизельный двигатель

    Март 1991
            0

    Информация о фотографииКамминз-дизель-спешел
    Камминз-дизель-спешел
     
    Принято считать, что эра турбодвигателей, давшая гонкам формулы 1 мощный толчок в области техники и технологии, началась в 1977 году с появлением французского азтомобиля «Рено-РС01». Однако мало кто знает, что первый гоночный автомобиль, снабженный двигателем с турбонаддувом, появился на четверть века раньше и не в Европе, а за океаном, на треке американского города Индианаполиса.

    1952 год стал для «Инди-500» годом технических новинок. Впервые здесь увидели свет машины с впрыском топлива и торсионной рычажной подвеской новой конструкции. С интересом ожидали старта европейцев — Альберто Аскари и его красного «Феррари-спешел». Но главным сюрпризом стало выступление «Камминз-дизель-спешел» — гоночного автомобиля с двигателем с воспламенением от сжатия.

    Само по себе появление дизеля не было для «Инди» новостью. Еще в 1931 — 1932 годах фирма «Камминз» впервые попробовала установить этот силовой агрегат на гоночный автомобиль. Результаты (13-е и 12-е места) не то чтобы разочаровали, но и не вдохновили. О гонках на время забыли. Спустя два десятка лет попытку повторили. И на этот раз неудачно — в 1950 году машина не дошла до финиша. «Камминз» — компания солидная, крупнейший в США производитель дизельных двигателей, ей нельзя ошибаться. Поэтому на создание нового автомобиля и подготовку гоночной команды было затрачено два года и колоссальная сумма — более полумиллиона долларов, в несколько раз превышавшая обычные для «Инди» расходы.

    Машина была построена на удлиненном шасси «Кэртис-крафт» и привлекала стремительными формами. Но главная изюминка скрывалась, конечно, под капотом. Шестицилиндровый (OHV) дизель объемом 6570 см3 был положен на бок для снижения высоты и, соответственно, центра тяжести машины и снабжен турбокомпрессором. Мощность его достигала 353 л. с. при 2800 об/мин. Поражал фантастический крутящий момент — 1150 Н-м всего при 1500 об/мин. Привод — на задние колеса, причем для более удобного расположения агрегатов трансмиссии и — опять же — снижения центра тяжести кабину пилота сместили вправо от продольной оси — решение, впоследствии ставшее обычным для автомобилей «Инди». Машина получилась удивительно резвой. Она заняла сенсационное первое место на старте, показав скорость 222 км/ч.


    30 мая 1952 года, когда прозвучала традиционная команда «Джентльмены, заводите моторы!», «Камминз» сразу же включился в борьбу за лидерство. Американец Фред Агабашьян ни в чем не уступал признанным асам на автомобилях с традиционными двигателями. Сотни тысяч зрителей и миллионы радиослушателей (в тот год впервые была организована прямая трансляция) напряженно следили за поединком «самого быстрого в мире грузовика и его «легковых» собратьев. До 71-го круга все шло хорошо, «Камминз», будто могучая птица летел по треку, время от времени обдавая отставших облачками едкого черного дыма. В поворотах он шел медленнее соперников, зато на прямых великолепная максимальная скорость — 290 км/ч — позволяла ему легко наверстывать упущенное. Но внезапно красно-желтый автомобиль снизил скорость и заехал в боксы. Десятки тысяч зрителей вскочили со своих мест — что произошло? Оказывается, пыль, поднятая гоночными болидами, попала в турбокомпрессор, и мощность двигателя мгновенно упала. Удар был вдвойне неожиданным — турбонаддувные дизели «Камминз» работали в самых тяжелых условиях, в пыли и грязи строек и карьеров. Инженеры фирмы просто не могли себе представить, что на треке «Инди» проблемой может стать именно пыль, и ради снижения массы сняли воздушный фильтр турбокомпрессора...

    На этом и закончилась история «гоночных дизелей». Никогда больше эти моторы не появлялись на треке «Инди». Но оказалось, что вместе с водою выплеснули и младенца — конструкторы обычных двигателей так и не поняли тогда, каким козырем может стать турбонаддув. А в 70-е годы, когда наддувные моторы получили в «старой кирпишнице» широкое распространение, проблему пыли решили очень просто — завели пылесос. Если бы это пришло в голову инженерам «Камминза»! Может быть тогда «турбоэра» началась на четверть века раньше.

    А. МЕЛЬНИК, Рис. С. Гребенщикова

    Источник: Журнал «АМС», №3, 1991


    ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
    Восток не хочет отставать
    ЯВА для трека спидвея
    Эсттек на пути к признанию
    Модель мотоцикла Минского завода MMB3-3.227
    Кроссовый автомобиль Лада-Самара-4х4
    Гоночный автомобиль формулы «Мондиаль»
    Два колеса для альпинистов
    КамАЗы для «Дакара» на базе серийного автомобиля модели «4310»
    «Туарег», «Тенере» и другие участники «Париж — Дакар»
    «Джи Эм Си» идет на рекорд

    ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
    Первый спортивный дизельный двигатель

    СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
    Кроссовый мотоцикл «Ямаха-YZ125»
    КТМ и великолепная четверка
    «Самара» для кольцевых гонок
    Хускварна-610-ТЕ
    Современный облик «кольцевых» мотоциклов
    «Ягуар» — охотник на «львов»
    Тягач МАЗ-5432 для кольцевых гонок
    Дукати-851-SP3
    «Пежо-905-EV11»
    Гоночные автомобили «Чапарраль»



    Комментарии к этой статье


    Еще нет комментариев



    Сколько будет 39 + 15 =

           


    Список подкатегорий

    Кэмел-трофи Автосалон Мотосалон Спортивные модели Модельки автомобилей Вокруг колес Панорама Знаменитости Наш собеседник Звездный сбор Личный архив Информация Статистика


    Похожие статьи


    Георгий Сурков — спортивный комментатор телевидения
    Хенни ван ден Боомен — спортивный комиссар ФИМ,
    Спортивный мотоцикл «Бимота-DВ2»
    Спортивный мотоцикл «Дукати-350-Спорт»
    Спортивный мотоцикл Дукати 911 (Ducati 911)
    Двигатель «Вираж» для бескоробочных картов
    Первый этап чемпионата СССР по кольцевым автогонкам
    Первый трансафриканский марафон Париж — Кейптаун
    Первый этап чемпионата СНГ среди клубов высшей лиги в Балаково
    Первый этап чемпионата мира по ралли в «Монте-Карло» 1993 года
    © CarRacer.ru 2013 × Контакты × Карта сайта × Мобильная версия
    Ралли × Автогонки × Автокросс × Ле-Ман × Формула 1 × Индикар × Картинг × Мото GP × Мотогонки × Мотокросс × Кэмел-трофи × Автосалон × Мотосалон × Спортивные модели × Модельки автомобилей × Вокруг колес × Панорама × Знаменитости × Наш собеседник × Звездный сбор × Личный архив × Информация × Статистика
    CarRacer.ru