Так засчитывать очки, набранные в Туймнзы юниорами, в общий итог года или аннулировать результаты этапа! Об этом и спорили представители команд. Разумеется, мнения были диаметрально противоположными, в зависимости от турнирного положения клубов. А вот руководитель «Буковины» Михаил Ротарь за вроде бы частным эпизодом чемпионата увидел серьезную проблему.
— Понятно стремление тренере. отспорить очко-другое. На финише чемпионата они могут оказаться совсем не лишними, — говорил Михаил. — Но все же не это, наверное, главное. Речь должна в первую очередь идти о правах и обязанностях спортсменов-профессионалов. Между тем например, ситуация, подобная той, что возникла в Туймазы, в договоре между гонщиком и клубом вовсе не предусмотрена. Скажем, за рубе жом каждую трассу nepef соревнованиями тщательнс проверяют и аттестуют комиссары ФИМ. Тем не менее и там нередки случаи, когда в ответ на какой-либо просчет организаторов спортсмены прибегают к Забастовке. Что касается меня лично, то, честно говоря, просто не повернется язык приказать гонщику выйти на старт, если он считает трассу опасной.
Не берусь судить наверняка, но, может быть, именно эти рассуждения авторитетного тренера повлияли на решение не применять никаких карательных санкции к «забастовщикам». Вместе с тем добытые юношами очки признали законным и добавили к активу клубов в командном зачете.
Так «сюрпризы» пятого этапа повлияги, в конечном счете, на итоги выступления лидеров. Этот инцидент наверняка запомнит Аво Леон из «Буковины». До столь желанной победы в чемпионате ему не хватило всего нескольких очков. Виной тому — единственный заезд, пропущенный в Туймазы. Первое место среди юниоров занял представитель ПСК «КамАЗ» Вячеслав Дементьев, а Леоку досталось лишь второе. Кроме того, «забастовка» косвенно отразилась на дуэпи двух старых соперников — Александра Морозова и Андрея Ледовского. В городе Реж Свердловской области на «родной» трассе в Черновцах всех опередил спортсмен «Буковины». Следующую гонку выиграл Ледовский.
Злополучиый пятый этап, по мнению специалистов, должен был стать бенефисом Морозова. Как бы подтверждая прогнозы, на тренировках он ездил быстрее своего главного конкурента и показал лучшее контрольное время. Но коварная пыль помешала претендентам на золотую медаль выявить сильнейшего в Туимазы. Шанс закрепить лидерство Александр не использовал. А потом капризная госпожа удача вовсе отвернулась от киевского гонщика. Финал первенства проходил под диктовку Андрея Ледовского, выступающего в нынешнем сезоне за ленинградский «Кировец». Он уверенно победил в двух оставшихся встречах и обеспечил себе звание чемпиона страны в классе 250 см3.
«Буковина», «Кировец» и латвийская «Цирава» заняли призовые места в командном зачете многоэтапного марафона. Но все же наиболее любопытная ситуация сложилась в нижней части турнирной таблицы. Вместе с «УралАЗом» и ЦСКА высшую лигу покидает и ПСК «КамАЗ». Однако кпуб-аутсайдер располагает «золотом» Вячеслава Дементьева (125 см3) и «бронзой» Сергея Евдокимова (250 см3). Парадокс заключается в том, что при нынешней системе подведения итогов гонщики высокого класса волей-неволей должны разделить судьбу команды и уйти во второй эшелон. Если, конечно, не покинут свой клуб и не попытают счастья в другом. Впрочем, такое решение, согласитесь, вряд ли можно назвать справедливым. Да и кто из спортсменов захочет вот так сразу сняться с привычного места, разорвать сложившиеся отношения с тренерами и товарищами по команде. Вот уж, действительно, лучшего стимула плодить середняков не придумаешь. Ведь пестовать талантливых одиночек становится просто невыгодно. Словом, организаторам чемпионата есть над чем подумать в межсезонье. Отечественному мотокроссу так нужны новые имена!
В. Крючков
Источник: Журнал «АМС», №5, 1991