Говорю об этом не случайно. Во-первых, надо восстановить справедливость: Юлий Ионович вновь в строю, и его работа у микрофона может украсить соревнования самого высокого ранга. Во-вторых, мой прогноз, высказанный в репортаже о первом этапе, состоявшемся в Балаково, полностью подтвердился. Помнится, я сделал предположение, что чемпионат профессиональных команд высшей лиги не пройдет безоблачно. Задуманный по старинке, с огромными по расстоянию переездами с этапа на этап, не учитывающий галопирующих цен на бензин, дизельное топливо и авиабилеты, он уже тогда, весной, представлялся явно неполноценным. Положение усугубляло и то обстоятельство, что финансовые возможности всех девяти команд были различны.
Так и случилось: «Весна» (Владимир) участвовала в одном этапе, и то у себя дома, ЦСКА (Москва), «Балаково-резинотехника» (Балаково) и «Сибирь» (Усть-Илимск) — в двух. Лишь четыре клуба осилили чемпионат по полной программе — « Кировец-МКС» из Санкт-Петербурга, «Облкемеровоуголь» (Кемерово), «Сатурн» (Реж) и «Мотор» (Челябинск).
К ним условно можно отнести «Кузбассразрезуголь» (Меж-дуреченск), который на четырех этапах неизменно занимал последние места, а в Санкт-Петербург пожаловал чисто символически, выставив только троих из пяти необходимых для зачета участников в классе мотоциклов 250 см3.
И еще об одном прогнозе. Он сводился к тому, что, укомплектованный сильнее других, «Кировец» обречен на победу, как и его лидеры в личном зачете — юниор из Эстонии Микхель Вакс (125 см3) и имеющий владимирскую прописку Андрей Ледовской. Забегая вперед, скажу, он полностью подтвердился, хотя не обошлось без сюрпризов. Имея столь сильный состав, «Кировец» тем не менее на третьем этапе в Челябинске и четвертом в городе Реж вчистую уступил «Сатурну», заняв соответственно третье и второе места. Так что заключительные соревнования в Санкт-Петербурге не оказались формальностью для определения призеров чемпионата.
Первые неожиданности начались еще до официального старта. На тренировке сошел с трассы Дедовской. А ведь его отрыв от одноклубника Сергея Колодкина составлял всего 60 очков. Потом Андрей рассказывал: «В Питер приехал заранее, чтобы потренироваться на предложенной мне новенькой «Сузуки». Оказалась машина не для меня, не для моего стиля езды: мощный двигатель так чутко реагировал на ручку газа, что все время разворачивался на сто восемьдесят градусов. Срочно потребовал из Владимира свою «Хонду», но по ошибке привезли другую — Валерия Кагарлицкого. Вроде бы все учел при подготовке мотоцикла, но забыл о защите фильтра, а в «Юкках» это чуть ли не самое важное: песок на трассе, как сахарная пудра, засоряет «дыхалку» двигателя уже через два-три круга».
Вторая неожиданность — сход в первом заезде пятого этапа лидера чемпионата среди юниоров М. Вакса. Но его выручили товарищи по команде Сергей Сайко, занявший первое место, и самый юный участник Дмитрий Моисеев, племянник знаменитого Геннадия Моисеева (седьмой результат). Сергей затем сделал благородный жест — отдал свой мотоцикл эстонскому другу, и Микхель уверенно победил во втором заезде. В дальнейшем у Вакса не было проблем, и еще до окончания шестого этапа он стал чемпионом страны. Заканчивая рассказ о юниорах, следует отметить красивую дуэль Александра Наумова, занимавшего вторую строчку в таблице, и Максима Лебедева (оба — «Мотор»). Она закончилась в пользу последнего.
Среди мужчин в классе мотоциклов 250 см3 С. Колодкин тоже дал настоящий бой Ледовскому, выиграв у него пятый этап. Но на следующий день все стало на свои места: Андрей не оставил сомнений в своем превосходстве. Третьим призером стал представитель «Сатурна» Петр Лоскутов.
Выиграть у «Кировца» в командном зачете можно было только теоретически. Практика показала, что в нынешнем сезоне это невозможно. Однако та же практика засвидетельствовала, как важен финишный рывок. Усилиями М. Лебедева, А. Наумова и их старшего товарища А. Синицина «Мотору» удалось вырвать второе место у «Сатурна».
Чемпионат окончен, но точку ставить рано. Предстоит ответить на вопрос: есть ли будущее у нашего профессионального мотокросса? Чтобы ответ был утвердительный, в первую очередь надо все профессиональное хозяйство перевести на профессиональный уровень управления. «Ассокросс» и его руководящий орган, которые координировали чемпионат в высшей, первой и второй лигах, были сформированы в прошлом году, но и в сентябре нынешнего еще не зарегистрировались в Минюсте России. Одна из причин название — первенство СНГ, связанное с прежним желанием получить медали теперь уже Содружества, которых в природе не существует. Выходит, что нынешний чемпионат прошел вообще незаконно, а изготовленные в Коврове кругленькие жетоны для призеров имеют ценность разве что для мальчишек — любителей сувениров.
Профессионалам, в какой бы стране они ни выступали, географическое название их турниров вовсе не обязательно. Примеров множество. Даже наши хоккеисты разыгрывают ныне не первенство России, а Кубок межнациональной лиги. Профессионалам прежде всего нужны престижные соревнования, большие кассовые сборы и связанные с ними приличные по нынешним меркам гонорары и призовые. Только на них они могут прокормить свои семьи, приобрести современную технику и запасные детали к ней. С этой точки зрения закончившийся чемпионат профессионалам практически ничего не дал.
Между тем в нынешнем году состоялось и, уверен, в будущем пройдет много коммерческих кроссов с призовыми фондами, исчисляемыми десятками тысяч рублей» Вот и пришлось нашим профи разрываться, что предпочесть: стадион-кросс в Москве, зарегистрированный в календаре, или проходящие в тот же день соревнования в Коврове на призы 75-летия завода имени Дегтярева, где разыгрываются четырехколесные мотоциклы, которым цены ныне нет. Отправиться на официальный стадион-кросс в Копейск или предпочесть традиционные соревнования в Серпухове с дорогими призами? Словом, календарь был явно не сбалансирован, в нем не учли интересы профессионалов.
Если оставить еле продержавшуюся ныне формулу проведения чемпионата в трех лигах, то он будет загублен уже в будущем году. Тут не нужно претендовать на роль провидца, достаточен не скрываемый никем прогноз роста цен буквально на все. Выход, на мой взгляд, один: все команды, независимо от их принадлежности к лигам, разделить по зонам и провести предварительные турниры между ними с минимальными переездами. Сильнейшие клубы затем выступят в финале, желательно в одном-двух городах. И еще: попытаться составить календарь так, чтобы коммерческие кроссы, а также традиционные в Коврове, Серпухове, Кондрово стали этапами чемпионата профессионалов.
Эти заметки хотелось бы закончить на оптимистической ноте. Существует еще одна проблема. Японские мотоциклы, которые преобладают в клубах, явно поизносились. Чтобы продлить их жизнь, срочно нужны запасные части. Как сообщил мне президент «Ассокросса» Станислав Кудинов достигнута предварительная договоренность с московским представительством фирмы «Хонда» о выездном сервисе на отдельные этапы чемпионата. Если эта идея булет реализована, наши профессионалы получат и профессиональное обслуживание.
Б. Логинов. Фото В. Крючкова
Источник: Журнал «АМС», №6, 1992