Кросс, несомненно, удался во многом благодаря усилиям хозяев — спортивнотехническому центру «Балаковорезинотехника», принадлежавшему одноименному производственному объединению, крупнейшему поставщику комплектующих изделий этого профиля для наших автозаводов. На интересной обновленной трассе все было красиво — и борьба шестидесяти сильнейших спортсменов, и представленная здесь современная зарубежная техника. И все же меня не покидала мысль, что этот внешний блеск — не более чем эффектная вывеска, которая отнюдь не свидетельствует о процветании предприятия.
Напомню, что создание у нас профессиональных, или штатных, как тогда их называли, команд относится к концу 1989 — началу 1990 годов. Как правило, все они образовались при финансовой поддержке преуспевающих предприятий. Их руководители с согласия трудовых коллективов приобрели за валюту и немалые рублевые суммы новейшую зарубежную технику, обули и одели спортсменов, выделили им помещения, обеспечили высокой по тем временам зарплатой. Вчерашние «подснежники» превратились в законных профессионалов, имеющих возможность пополнять свой бюджет за счет призовых за высокие места на соревнованиях.
За короткий срок в России, Казахстане, Белоруссии, Латвии и на Украине такие команды стали расти как грибы после теплого осеннего дождя. Сейчас их около сорока, выступающих в трех лигах — высшей, первой и второй. Более того, когда уже во всех прошли начальные этапы, поступили заявки еще от нескольких коллективов с просьбой включить их в чемпионат. Казалось бы, все чудесно, жизнь профессионалов прекрасна и безоблачна. Но давайте попробуем не обращать внимания на вывеску.
Задолго до начала чемпионата стало известно, что состав высшей лиги, где значились десять команд, придется перекраивать. Двукратный чемпион, черновицкая «Буковина», еще недавно самый богатый клуб, из-за финансовых трудностей объединился с земляками из «Машиностроителя», также представлявшего высшую лигу. Но больше о судьбе этих команд ничего не известно. В Балаково они не приехали. Канула в неизвестность латвийская «Цирава». Под большим вопросом оказалось участие кроссменов города Туймазы, хотя на первом этапе они все же появились, но чисто символически — из десяти спортсменов в наличии было только двое. Чтобы спасти высшую лигу, в нее из первой перевели московский ЦСКА, усть-илимскую «Сибирь» и кемеровский «Кузбассразрезуголь» (Междуреченск). И тем не менее в стартовом соревновании в Балаково принимали участие лишь семь укомплектованных по самым скромным меркам клубов.
Конечно, основная причина исчезновения некоторых профессиональных коллективов — экономические трудности. О них чуть позже. А сначала об организационных, последствия которых еще не заметны, но могут оказаться существенными в ближайшем будущем. Весной нынешнего года на учредительном собрании руководителей профессиональных команд была создана самостоятельная ассоциация «Ассокросс». Шаг логичный, если учесть, что Центральный автомотоклуб уже потерял права на координацию развития мотоспорта в бывших республиках СССР и нужна новая организация, наделенная правами решать такие вопросы. Но на том же собрании была сделана первая ошибка — соревнования получили статус чемпионата СНГ. К примеру, если бы сохранилась «Цирава», представляющая Латвию, известно, не члена Содружества, как ей отстаивать право участвовать в таких состязаниях? Можно было придумать десятки других названий этому чемпионату.
Дальше хуже. На первом исполкоме недавно созданной Мотоциклетной федерации России «Ассокросс» вошла в состав МФР. На каком основании? Ведь, несмотря на запрет украинским мотоспортсменам участвовать в командных соревнованиях под флагом СНГ, остается в рядах первой профессиональной лиги «Вагоностроитель» из Кременчуга. А как посмотрят на этот шаг команды из Казахстана и Белоруссии? Чтс) и говорить, никак не можем мы отделаться от прежних стандартов.
Проявилось это и в составлении календаря этапов. Хотя он сокращен до предела (шесть в высшей и первой, пять — во второй), остались переезды, порой не в одну тысячу километров. Разориться можно только на одном дизельном топливе и бензине. К тому же не во всех регионах они есть на АЗС. Пришлось уже в Балаково на собрании представителей и тренеров вносить коррективы в календарь, чтобы облегчить участь малоимущих коллективов.
А число их множится. Такова объективная картина сегодняшней нашей жизни. Некоторые предприятия, содержащие профессиональные команды, находятся на картотеках в банке, зарплата не выдается месяцами. Началась практически неконтролируемая миграция кроссме-нов-профессионалов в поисках лучшей жизни. И очень немногие из них знают, что понятие «профессионал» у нас и на Западе, как говорят в Одессе, две большие разницы. Четыре-пять тысяч в месяц — сейчас не зарплата для настоящего специалиста, а всего на шести этапах в год много в кассе организатора не получишь. Нужно в свободное время (а его предостаточно) самим добывать средства, как это делают в «Кировце» (Санкт-Петербург), «Моторе» (Челябинск), «Сатурне» (Реж), в некоторых других командах. Руки у мо-токроссменов золотые, работа для них всегда найдется. Тем более, что просвета на ближайшее время не видно: сейчас с валютными операциями не так все просто, а стоимость одной «Хонды» с налоговыми накрутками составляет около 800 тысяч рублей.
Что касается дальнейшего сценария чемпионата в высшей лиге, то заглавную роль несомненно будет играть «Кировец». Он укомплектован сильнее других, а А. Ледовскому и юниору из Эстонии М. Ваксу, выступающему за эту команду, на сегодня нет равных. Впечатление такое, что петербуржцы обречены на победу, если в интересах международных выступлений не поменяют состав на оставшихся этапах.
Андрей Ледовской в отсутствие Александра Морозова из черновицкой «Буковины» даже позволял себе не спешить на старте. В третьем заезде он вообще ушел последним, а закончил дистанцию вторым по той простой причине, что решил не обгонять своего одноклубника Алексея Зорина.
Похожий сценарий был и у юниоров. Михкель Вакс ни в одном из трех заездов не испытывал проблем. Интересно, как он будет выглядеть в компании участников чемпионата Европы. Во всяком случае, техника езды у него не плохая, да и возраст позволяет шлифовать свое мастерство. Чего, увы, не скажешь о Ледовском, поезд которого, как говорится, уже ушел. И тот факт, что в свои тридцать с гаком он, занимая в мировой табели о рангах место где-то в третьей десятке, тем не менее не знает себе равных в России, серьезный упрек его молодым соперникам.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1992