В прошлом году "Байрише Моторен Верке" отмечал знаменательную дату — семьдесят лет с начала конверсии. В 1923 году из ворот бывшего "предприятия оборонного комплекса" — БМВ выпускал моторы для боевых аэропланов первой мировой войны — выехал первый образец гражданской продукции. Это был мотоцикл с двухцилиндровым оппозитным мотором, на долгие десятилетия определивший конструкторское кредо фирмы. Но уже в семидесятые годы пошли разговоры о том, что немецкий оппозитник, или "боксер", как зовут эти двигатели во всем мире за расположение цилиндров друг против друга — словно боксеры на ринге, и привод на заднее колесо карданным валом порядком устарели. Так что инженерам фирмы, чтобы не отстать от японцев и итальянцев, придется, мол, "сменить пластинку". Скептики явно недоучли творческий потенциал конструкторов "Баварского моторного завода". К семидесятилетию первого "боксера" БМВ подготовил своим почитателям прекрасный подарок, а конкурентам нанес чувствительный удар, выпустив мотоцикл, настолько же традиционный, насколько и современный.
Команда разработчиков под руководством доктора Бурхарда Гошеля с блеском выполнила трудную задачу переработки традиционной схемы, адаптировав ее к современным условиям без потери индивидуальности. Я убедился в этом во время первой же поездки по дорогам Канарских островов, где новый "Боксер" представляли прессе. Электронная система впрыска топлива. Масляное охлаждение четырехклапанных головок цилиндров с высокорасположенными распредвалами. Каталитический нейтрализатор в выпускной системе. Сверхрациональное шасси, снабженное авангардной передней подвеской и (по заказу) антиблокировочной тормозной системой нового поколения. Гошель и его команда не просто вдохнули в "боксер" новую жизнь. Они создали дорожный мотоцикл XXI века, который заставил другие фирмы, особенно в Италии и Америке, а также в Японии, призадуматься.
БМВ R1100RS буквально напичкан новинками. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто сесть в седло. Посадка слишком низка9 Слишком высока? Нет проблем — БМВ предлагает по заказу простой и недорогой (370 немецких марок) набор, который позволяет идеально подогнать посадку к водителю практически любого телосложения. Разделив сиденье на две части, переднюю подушку сделали регулируемой на три положения, так что высота седла "гуляет" в пределах 40 мм. Угол наклона ветрового стекла изменяется на 20° с помощью ручки на щитке приборов. То же самое можно сделать с откованными из легкого сплава подножками (18°), регулируемыми к тому же по высот.1 на семь положений. Так что БМВ устанавливает новые стандарты — мотоцикл, который приспосабливается к водителю, а не вгоняет его в собственные размеры. На этой машине просто невозможно не чувствовать себя комфортабельно, и другие фирмы будут вынуждены пойти за БМВ в этом же направлении или остаться далеко позади.
Мотоцикл, который скроен точно по вашей мерке, — превосходный компаньон на прогулке по загородным дорогам в солнечный день. 1100-кубовый короткоходный двигатель развивает 90 л.с. при 7250 об/мин. А на 8000 об/мин, когда срабатывает электронный ограничитель оборотов, скорость на спидометре — 218 км/ч. Это означает, что БМВ не окажется в последних рядах на автостраде. На этой скорости он превосходно стоит на дороге, без увода в сторону, характерного для прежних "боксеров". Таким улучшением он обязан, видимо, задней подвеске "Паралевер", в которой впервые амортизатор установлен по центру перец задним колесом. Особенно приятно водить новый "Боксер" по извилистым дорогам. Вас непременно покорит его сверхточная управляемость и великолепная отзывчивость на ручку газа, достигнутая благодаря системе впрыска топлива "Бош-Мотроник".
Двигатель большого рабочего объема не настолько тяговит, как можно было бы ожидать, но все же это восьмиклапанный спортивный вариант, так что используйте пятиступенчатую коробку передач, если хотите быть первым на виражах. Единственная по-настоящему неприятная особенность — переключение передач. Переход с первой на вторую и, в меньшей степени, со второй на третью вызывает в коробке, позаимствованной от серии К, традиционный "бээмвэвский" треск, от которого команда Гошеля могла бы нас избавить. Треск при переключении низших передач — единственная устаревшая черта в поведении мотоцикла, так сказать, наследство семидесятилетнего стари ка-’’боксера" В сочетании с довольно большим передаточным отношением первой передачи она делает вождение в городе несколько неудобным: когда вы переключаетесь перед светофором со второй на первую, все прохожие настороженно оглядываются.
А потому настоящее призвание БМБ-R1100RS — это загородные дороги. На скоростях вращения менее 2000 об/мин в трансмиссии наблюдаются некоторые рывки, так что лучше держать двигатель выше этих оборотов. Мотор резво подхватывает при 2500 об/мин с особенно заметным приростом мощности после 4000 об/мин. Может быть, по динамике разгона и максимальной скорости БМВ и несравним с "Дукати-888", зато он хорош во всем диапазоне. Довольно высокая максимальная скорость сочетается с дружелюбностью к водителю на средних и низких оборотах. Очень точная подача топлива электронной системой впрыска означает не только исключительную отзывчивость на движение ручки газа, но и довольно гибкую характеристику двигателя. Переключайте передачи и выжимайте полный газ, если хотите добиться максимальной динамики, но если предпочитаете просто сидеть и наслаждаться ландшафтом, то БМВ R1100RS обеспечит вам и прогулочную езду на высшей передаче. Так что реальными его соперниками на рынке будут не "Дукати" и даже не "Мото-Гуцци-Дайтона", а мотоциклы более универсальные, чем спортивные, — такие как "Триумф-Трайдент" (особенно вариант "Спринт" с по-луобтекателем), "Ямаха-TDM" и, даже вернее всего, мюнхенский БМВ-К75!
Но все же "Боксер" может предложить кое-что, чем не обладает ни один из соперников: радикально новую конструкцию передней подвески. Она обеспечивает такую безопасность, что это должно склонить к покупке "Боксера" даже самых консервативных мотоциклистов. Чтобы оценить это преимущество, вам не надо ездить так же рискованно, как чемпион в "супербайках" Даг Полен.
Я лично убедился в этом, выскочив из слепого поворота на узкой дороге среди холмов и увидев, что прямо в лоб по моей полосе летит старенький СЕАТ. Нажав что есть силы на ручной тормоз, я вильнул в сторону. Даже на той невысокой скорости, с которой ехал, я непременно нажил бы кучу неприятностей на мотоцикле с обычной телескопической вилкой. Тем более на такой неровной, посыпанной еще и лавовой крошкой, дороге. Но передняя подвеска БМВ сработала очень эффективно, и я увернулся от промелькнувшего автомобиля. Работает!
Как я понял, испытывая "Мотодд-Лаверду" с подобной подвеской (Гошель признает, что идею "Телелевера" они позаимствовали именно у автора этого мотоцикла, английского инженера Хью Никола), разделение функций управления и подрессоривания позволяет тормозить на виражах гораздо энергичнее и при большем наклоне мотоцикла, чем обычно. Вы можете входить в поворот на скоростях, которые прежде считали опасными. Все, что нужно — убедите себя, что это возможно!
В союзе с японской фирмой "Шова" БМВ удалось создать очень чувствительную подвеску. Даже несмотря на то, что амортизатор не регулируется, он обеспечивает превосходную отдачу на всех дорогах, кроме самых неровных, и, более того, вы очень точно ощущаете, как идет передняя шина. Кстати, японская марка покрышек "Бриджстоун" была для немецкой фирмы еще более смелым шагом, чем сотрудничество с "Шова". Однако именно "бриджи" дают "Боксеру" такие превосходные качества на виражах.
Поскольку амортизатор воспринимает неровности дороги через рычаги, то подвеска обладает в некоторой степени прогрессивной характеристикой — вы почувствуете это через руль, наехав на значительную неровность. Рулевое управление очень легкое и точное — на одном из трех мотоциклов, опробованных мной, оно было даже слишком легким — руль начинал вилять в моих руках после наезда на неровность при сжатой подвеске. При езде по тому же месту на других мотоциклах подобных ощущений не возникало, и это единственный минус, отмеченный мной в отношении управляемости.
Я ездил на БМВ R1100RS достаточно лихо, чтобы выявить пределы наклона мотоцикла на виражах, и ухитрился-таки цапнуть по земле правой стороной сложенной центральной подставки. Извините, но левой стороной мотоцикла мне задеть за землю не удалось, хотя боковая подставка находится именно слева! "Боксер" имеет вполне достаточный клиренс (несмотря даже на здоровенный корпус каталитического нейтрализатора, расположенного под коробкой передач) — довольно важная особенность для мотоцикла с оппозитным двигателем, снабженного современными "влипающими" шинами. Впрочем, именно для этого цилиндры двигателя расположены выше, чем у старого "оппозитника".
Несмотря на то, что в новом моторе сохранен стальной маховик (видимо, чтобы улучшить кривую крутящего момента), а не применен облегченный алюминиевый, снижающий гироскопический эффект и поэтому столь популярный у форсировщиков двигателей БМВ, никаких отрицательных влияний на управляемость не ощущается. Лишь под вечер я осознал, что все-таки управляю мотоциклом с карданным приводом и продольным расположением коленвала! Ничто в поведении "Боксера" не напоминает вам об этом, и единственное, что я желал бы улучшить, это реакцию заднего амортизатора в некоторых ситуациях.
Задняя подвеска, хотя и имеет ход 135 мм, все же кажется немного жестковатой, и на очень неровной дороге заднее колесо иногда подпрыгивает, отрываясь от поверхности.
Передняя подвеска превосходно сочетается с тормозами "Брембо", оборудованными антиблокировочной системой. Попробуйте заблокировать переднее колесо в повороте — вам это не удастся! АБС второго поколения значительно улучшена по сравнению с первой, которая также была совсем неплоха. Теперь вы можете реально чувствовать работу тормоза переднего колеса. Нажмите посильнее на задний тормоз, и вы ощутите работу АБС еще более явно. А теперь проделайте все это на вираже — что довольно неосторожно даже для меня — и вы убедитесь, насколько уверенно управляете БМВ. Это, несомненно, самый безопасный мотоцикл из всех, на которых я ездил. Если уж вы ухитрились кувырнуться вместе с ним, обвиняйте только себя! Рулевая геометрия просто исключительна: вылет — не меньше 111 мм, а угол наклона рулевой колонки — 29 градусов. Это обеспечивает исключительную стабильность при скоростном прохождении плавных виражей, но из-за этого же "Боксеру" не хватает проворности. Мотоцикл не так-то легко переложить со стороны на сторону: виноват в этом и излишний вес — 216 кг сухой массы — столько же, сколько у четырехцилиндрового 1200-кубового "Триумф-Дайтона".
Другие недостатки? Только очень небольшие — например, подвешенный на резиновых сайлент-блоках руль заметно подается в ваших руках, если вы полностью используете замечательные тормозные возможности мотоцикла и ваш вес перемешается на руки. Тот факт, что руль установлен на сайлент-блоках, а не жестко, как на прежних оппозитных моделях, выдает наличие некоторой вибрации. Это само по себе довольно странно, поскольку оппозитные двухцилиндровые двигатели теоретически хорошо сбалансированы. Впрочем, это ни в коем случае не раздражает — скорее сообщает ему некоторую индивидуальность.
Указатель уровня топлива мог бы быть посимпатичнее, маленькие "бардачки" на обтекателе язык не поворачивается назвать перчаточными ящиками — они подходят лишь для того, чтобы бросить туда несколько монет. А установленные на руле зеркала, хотя и достаточно эффективны, все же весьма неуклюжи. Облицовка, конечно, обтекаемая, а вместе с передним крылом создает прижимающую силу — эффект, достигнутый с помощью продувок в аэродинамической трубе. Но сомневаюсь, что она сможет защитить плечи водителя в непогоду.
Машина, уверен, не разочарует никого — кроме разве что наиболее консервативных поклонников марки. Новый БМВ обешает богатые и незабываемые впечатления водителю. Как "Дукати", "Харлей" или трехцилиндровый "Триумф", БМВ R1100RS предлагает уникальную перспективу мотоциклетного наслаждения. Но только он может подарить вам уверенность в том, что мотоцикл спроектирован из расчета на будущие ограничения уровня шума и выброса вредных веществ, сознание того, что вы управляете мотоциклом, выпускать который будут в следующем столетии. БМВ миновал важную веху, обозначив "Боксером" новый путь в мотоциклетной технике, продемонстрировав уникальную смесь традиций и авангарда.
Источник: Журнал «АМС», №7, 1994