Первые соревнования здесь состоялись еще в 1902 году, но настоящая известность пришла в 60-е годы с вводом в действие «Дайтона Интернэшнл Спидвей».
Овальный четырехкилометровый трек с 30-градусными виражами построили в 1958 году. Обошелся он в три миллиона долларов. Там проходили этапы чемпионата NASCAR, потом трехчасовые гонки спортивных автомобилей. Но не хватало Дайтоне грандиозности — она была лишь равной среди многих. И вот в 1965 году состоялось событие, положившее начало новой истории города — первая 24-часовая гонка.
Многое с тех пор изменилось — и гонщики, и автомобили. Даже сам трек стал немного другим, ему добавили своеобразные «уши», чтобы машины не развивали совсем уж космических скоростей. Но одно осталось неизменным: как и четверть века назад, разноцветная автомобильная карусель, которая на невероятной скорости целые сутки крутится на этой трассе, привлекает сотни тысяч зрителей и лучших пилотов не только Америки, но и всего мира.
Выйти на старт «американского Ле-Мана» считают за честь звезды «Инди» и европейские асы, убеленные сединами чемпионы прошлого и их дети, победители едва ли не всех мыслимых гонок, формул и чемпионатов, голливудские звезды и коммерсанты.
Угадать, кто из знаменитостей накрутит больше всех кругов по «ушастому» треку Дайтоны — задача невыполнимая. 24-часовая гонка вообще почти лотерея, к «Дайтоне» же можно отнести эти слова с еще большим правом. Заводских команд здесь практически нет, зато сильных гонщиков очень много. Добавьте к этому множество разных классов. Наряду с «ле-мановскими» спорт-прототипами, их заокеанскими близнецами категории GTP, развивающими за 320 км/ч, здесь задействованы менее мощные прототипы «GT Лайте» и даже «силуэты» — гоночные автомобили, сконструированные на базе обычных серийных машин.
Но и это еще не все. Даже внутри одного класса палитра выходящих на старт автомобилей необычайно разнообразна. С новыми «иглами» и «ягуарами», напичканными последними достижениями конструкторской мысли, спорят здесь машины порой десятилетней давности. Например, «Порше-962С», чей серийный выпуск начался еще в 1984 году и благополучно завершился в 1991-м. А потому ход состязаний в Дайтоне — настоящие качели: вверх-вниз, вверх-вниз.
После старта в три часа пополудни в субботу караван из 60 автомобилей пяти разных классов возглавили наиболее мощные машины GTP. Впереди шли «иглы» Пи Джея Джонса и Хуана-Мануэля Фанхио-второго, постоянно сменяя друг друга на лидирующей позиции. Затем — два «Порше», преследуемые «Ниссаном» и стаей из трех «ягуаров». А по пятам за самыми сильными мчались «спайсы» и «кудзу» категории «Лайте» и «силуэты» GTS и GTU.
Такой порядок не просуществовал и трех часов. Первыми не выдержали старушки «Порше». Экипаж пятикратного победителя «Дайтоны» Херли Хейвуда отставал все дальше и дальше — из прохудившегося радиатора вытекала вода. У другого «Порше» француза Боба Воллека (на его счету четыре победы в Дайтоне) к концу шестого часа гонки «кончился» мотор.
Не повезло племяннику знаменитого Фанхио. В «Игле» забарахлила коробка передач, потом электроника, и он безнадежно отстал. Не смог бороться за победу «Ниссан-НРТ-90». Эта модель отнюдь не стайер, заводская команда обычно использовала в Дайтоне специальный автомобиль другой модели. Так что усилий интернационального экипажа во главе с восьмикратным победителем 24-часовых состязаний Дереком Беллом хватило только на 22 часа 20 минут — и «Ниссан» застыл на обочине с заглохшим мотором.
А за победу спорили главные соперники прошлого сезона «Игл» и «Ягуар». На протяжении почти целых суток именно их поединок держал в напряжении зрителей, заставляя приверженцев то одного, то другого экипажа кричать от восторга и размахивать кулаками с досады.
Шесть часов вечера — «Ягуар» Дейви Джонса, Скотта Гудьира и Скотта Пруэтта отстает на целый круг. Полночь — он уже лидирует! «Игл» Пи Джея сразу после полуночи резко ускоряется и выходит вперед. Но в два часа ночи остановка в боксах для дозаправки отнимает у него 20 минут! «Ягуар» выигрывает круг. Но вот и он заезжает в боксы — лидер «Игл»...
В 11 утра «Ягуар» на целых семь кругов опережал машину Пи Джея. Внезапно Пруэтт сбросил скорость и остановился. По правилам IMSA, если машина не может доехать до боксов, гонщик вправе сам попробовать устранить неисправность. Но пользоваться помощью механиков категорически запрещено. И Пруэтту пришлось, засучив рукава гоночного комбинезона, окунуться в механическое чрево автомобиля. А вся команда в беспомощном ожидании столпилась у телемонитора в боксах. Справится или нет?!
Справился! Скотт определил, что вышла из строя коробка, каким-то чудом «воткнул» передачу и буквально «ползком» добрался до боксов. К этому времени «Игл» почти уничтожил отрыв от «Ягуара», и тут у него... тоже сломалась коробка. Ремонт длился бесконечных 76 минут. Дейви Джонс и его «сменщики» успели проехать за это время 29 кругов. Казалось, все кончено, «Ягуар» повторит свой успех 1988 и 1990 годов. Но «качели» Дайтоны гновь качнулись, теперь уже в последний раз — мотор «Ягуара» заглох.
Когда сумасшедшая карусель, наконец, остановилась и смолк рев моторов, целые сутки терзавший слух многочисленных зрителей, можно было подвести итоги. Нескончаемые поломки у лидеров сделали нынешнюю «Дайтону» одной из самых медленных в истории. Они же впервые за последние десять лет привели на пьедестал «силуэты» GT5, причем сразу два «мустанга» и один «Нисcaн-300ZX» обошли и «лайтсы», и прототипы GTP.
Может быть, если бы это произошло в Ле-Мане, многие заговорили бы о кризисе. За океаном же наоборот. Сюрпризы, неожиданности, слабые впереди сильных? Отлично! Это и нужно, чтобы карусель в Дайтоне крутилась и в следующем году, привлекая во вторую столицу американского автоспорта лучших гонщиков мира и новые тысячи зрителей.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1993