— Смотри же, — улыбаясь показывал он мне строчку в протоколе. — Вот написано: Егоров, «Лада-Самара», первое место в классе А4, до двух литров.
Все точно. Черным по белому: Егоров на «Самаре» впереди выступавших на «Альфа-Ромео», «ФИАТ-уно», «Фольксваген-гольф», «ФИАТ-ритмо». Причем впереди даже многих из тех, кто был заявлен в более мощном классе АЗ и стартовал в одном с Владимиром заезде.
Вообще-то зарубежные гонщики довольно редкие гости на итальянском чемпионате. Если же они и появляются здесь, то их как «иностранных легионеров» зачисляют в состав местных гоночных команд. Так что уже сам факт участия в первенстве Италии заводской команды ВАЗа — своего рода маленькая сенсация.
Отчего же тольяттинцы отправились, как говорится, за тысячи верст киселя хлебать? Можно же было поездить в Польше, например, куда давно проторили тропинку другие русские кольцевики, оставшиеся без родной трассы. Так-то оно так. Да ведь на то команда и заводская, чтобы выступать не ради одних только призов и наград. В итальянском же чемпионате технические правила либеральней, чем, скажем, в той же Польше, что позволяет в ходе состязаний проверить кое-какие технические новинки. Этой-то возможностью и соблазнились вазовцы, решив испытать 16-клапанную головку блока цилиндров да впрыск топлива, которыми на заводе собираются оснащать перспективную модель ВАЗ-2110.
Например, после первых этапов первенства, о которых, кстати, наш журнал рассказывал в пятом номере прошлого года, стало ясно, что не выдерживают нагрузок шестерни масляного насоса и седла клапанов. К заключительным состязаниям на заводе внесли в конструкцию необходимые изменения, и гонщики были избавлены от забот с ними.
Правда, видно, очень уж хотелось тольяттинцам, чтобы Егоров занял место повыше в итоговом протоколе. Ведь после первой половины чемпионата у него были для этого наилучшие шансы. И в команде решили: восьмиклапанная головка надежней, стало быть, Владимиру лучше завершать первенство с ней.
Итальянский город Вара-но, где должен был состояться предпоследний этап, встретил спортсменов дождем. Он шел почти до самого начала официальной тренировки, и участники выкатились на трассу на «мокрой» резине.
— Как назло дорога стала быстро подсыхать, — рассказывал Юрий Кацай. — Не успели мы подумать, что неплохо было бы заменить покрышки, как те участники, чьи технички стояли рядом с выездом на трассу, заехали «переобуваться». Создалась такая толчея, что ни пройти ни проехать. Мы же, из скромности, стояли, в самом дальнем углу парка. Да к тому же по неопытности забыли про специальные тележки, на которых можно было бы подкатить все колеса разом. На руках же их пока дотащишь, получасовая тренировка закончится. Век живи — век учись. Словом, у Егорова, Гурьянова и Маслова вышли 8-е, 12-е и 13-е контрольные времена.
Будто по заказу похожая ситуация с дождем приключилась и на следующий день. Выезжать на заезд, а душ с небес взял и прекратился, словно кто-то наверху кран перекрыл. Какую резину ставить? Лидеры как один — все на «сликах», рассчитывая, видно, что трасса быстро высохнет. Наши же поставили «полудождевые» покрышки. В этом был свой резон — успеть, пока дорога не просохла, выбраться со своих далеких стартовых мест, а там уж зубами держать добытые позиции.
Как рассчитывали, так и вышло. На первых кругах Егоров перебрался на второе место, Гурьянов — на четвертое, Маслов — на шестое. И хотя ближе к финишу те, кто ехал впереди наших гонщиков, стали отрываться, зато никого из преследователей тольяттинцы не пропустили.
Полторы недели до гонки в Монце команда ВАЗа провела в Варано, готовясь к решающей битве в мастерских фирмы «Марторелли», которая продает наши автомобили в Италии. Расстроенным уезжал оттуда на последний этап Гурьянов. Разобрав боевой мотор после гонки, он вместе с инженером команды никак не мог потом его отладить. Как ни бились, не едет машина и все тут. Думаю, не обошлось и без взаимных претензий. Как потом оказалось, безосновательных. В Монце мотор таки развалился. Стало быть, был в нем некий скрытый дефект, невидимый даже опытному глазу.
По счастью, технические неполадки миновали лидера «конюшни» — Егорова. Второе контрольное время и первый ряд на старте обещали Владимиру успех. К тому же тылы прикрывал Маслов, показавший на тренировке четвертый результат. А вперед вышел на «Альфа-Ромео» пилот, выступающий под псевдонимом «Паук». И вот когда позади была почти половина дистанции, «скромнягу» итальянца неожиданно развернуло поперек трассы. Его «Альфа» ударилась в отбойник и вылетела на середину дороги, загородив проезд остальным участникам.
Гонку тут же остановили, назначив новый старт. Причем участников расставили в соответствии с теми местами, на которых они находились к моменту аварии. Казалось бы, справедливость соблюдена. Но при этом, понятно, растаяли разрывы между спортсменами. Например, лидер в общем зачете чемпионата Барончини, первый раз стартовавший из последнего ряда из-за неполадок в своем «Фольксвагене-Гольф», солидно проигрывал нашему Маслову. А тут они оказались почти рядом. Это соседство оказалось роковым для Бориса.
После повторного старта итальянец, у которого на кону стояло «золото» чемпионата, залез внутрь поворота, ударив при этом «Самару» Маслова в левый борт. Сам Барончини улетел на бордюр и разбил подвеску, а у «Лады» оказался пробитым бензобак.
Слава Богу, эти драматические события происходили за спиной лидера — Егорова, который умело довел гонку до победы.
Итак, подведем некоторые итоги. На тех этапах, где участвовал и доезжал до финиша Егоров, он один раз был третьим, трижды — вторым и, наконец, в Монце одержал победу.
Между прочим, не будем забывать, что бил соперников «по-суворовски» Владимир на их территории, в точном соответствии с отечественной военной доктриной.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1993