Стартовым испытанием для гонщиков на сложной, почти тысячекилометровой трассе, включавшей 334 км скоростных участков (из которых 277 километров по асфальту), был один круг по известной кольцевой трассе «Албена». Уже здесь «Тойота» Снайерса на две секунды опередила соперников, а из последующих десяти «допов» первого дня состязаний неугомонному бельгийцу удалось выиграть еще семь.
В тройку лидеров вошли не сумевший на этот раз пока выиграть ни одного скоростного участка, но не упускавший из виду соперников Дрогманс, а также Табатон. Почему-то последнего судьба выбрала для своих неблагосклонных шуток. Перед окончанием первого этапа, после остановки на пункте контроля времени «Лянча» итальянского аптекаря неожиданно закапризничала, и он долго не мог ее запустить. Как потом ни старался Табатон, рискуя на трассе, наверстать упущенное на ремонт время, неумолимый хронометр на последнем КВ зафиксировал целых 11 минут опоздания. Это была настоящая катастрофа. И только благодаря принятому накануне гонки решению судей штрафовать каждую минуту задержки на КВ лишь десятью секундами, итальянцу удалось уйти на отдых после первого дня состязании по крайней мере внешне спокойным.
Неизвестно, как спалось в эту ночь Табатону, но наутро с первых километров трассы стало ясно, что он пошел ва-банк. На коварных горных дорогах, где часто вместо обочин видишь скалы или пропасть, он мчался на грани разумного риска и сумел выиграть 13 из 16 «допов».
Кто знает, может быть, почувствовав за спиной дыхание соперника, на одном из таких поворотов Дрогманс занервничал, допустил ошибку, и его машину развернуло поперек дороги. На старт последнего скоростного участка ралли он и Табатон вышли с равным количеством очков, уступая Снайерсу лишь две секунды.
Этот «доп» и стал решающим. Всего несколько минут шла упорная и напряженная борьба на труднейшем горном спуске с романтичным названием Скалистый Монастырь. Трое претендентов — оба итальянца и бельгиец устроили зрителям настоящий спектакль, и в конце концов Фабрицио Табатону удалось склонить госпожу удачу на свою сторону — он стал победителем ралли.
В итоге первая тройка экипажей Ф. Табатон — М. Имерито, Р. Дрогманс — Р. Йостен и П. Снайерс — Д. Колебундерс, оставив позади более трехсот километров скоростных участков, умудрилась «втиснуться» в окно из трех секунд, выиграв при этом более одиннадцати минут у четвертого места.
Местных болельщиков порадовали Г. Петров — И. Тонев, показавшие пятый результат на «Фольксвагене-гольф-ГТИ», а советский экипаж С. Алясов — А. Левитан занял седьмое место — у него лучшее время не только среди советских участников, но и среди всех, кто выступал на «ладах». К сожалению, машины их земляков-толь-яттинцев А. Рувинского — С. Елизарова и А. Арте-менко — В. Тимковского не выдержали напряжения гонок и сошли в первый же день, а москвичи С. Успенский— А. Зяблов финишировали лишь семнадцатыми.
Кстати, впервые советские гонщики выступали здесь не единой командой, а как представители заводов, поскольку болгарское ралли теперь уже не входит в зачет Кубка дружбы. Похоже, без командной борьбы соревнования утрачивают частицу своей зрелищности.
Не первый год ФИСА присваивает этапу европейского первенства в Болгарии максимальный коэффициент 20. Проведение соревнований такого уровня делает честь нашему небольшому государству. Теперь многие болельщики мечтают увидеть на этой трассе и участников мирового чемпионата.
Маленькая Болгария мечтает о первенстве мира. Почему бы и Советскому Союзу не взяться за крупные международные ралли? Ведь, кажется, все условия для этого в СССР есть.
Источник: Журнал «АМС», №3, 1990