Что и говорить, было от чего расстроиться. Ведь Михаэль, безоговорочный лидер чемпионата, первым пересек линию финиша в восьми из одиннадцати этапов и дважды был вторым. По логике вещей в оставшихся до конца сезона пяти гонках немцу достаточно было набрать десять очков, и он становился чемпионом мира — самым, кстати, молодым в истории. Но вместо легкой прогулки конец лета — начало осени обернулись для 25-летнего пилота мучительным кошмаром. Словно в карточной игре, когда крупное и необъяснимое везенье одного из игроков внезапно превращается в столь же крупное и необъяснимое невезенье. Козыри, тузы и короли сменяются семерками да восьмерками, а партнеры, еще недавно казавшиеся растерянными, опустившими руки, вдруг начинают уверенно и беспощадно наказывать тебя то там, то здесь. Ничего удивительного, друг ведь сел ты играть с профессионалами.
Для начала, воспользовавшись прямо-таки удивительной нерасторопностью судей, двадцать кругов "забывавших" вывесить черный флаг, Шумахера лишили шести (а на самом деле — десяти) очков в британском Гран-при. Потом, в Бельгии, целых четыре часа потратив на осмотр автомобиля, нашли-таки, к чему придраться — обычная доска из клееной фанеры, приделанная к днищу машины для снижения граунд-эффекта, оказалась видите ли на 1,6 миллиметра тоньше. Что с того, что не по всей длине, а только где-то "в районе передних колес". Что с того, что на размеры доски вообще существует миллиметровый допуск (сам по себе говорящий о "важности" этих размеров). Что с того, что вылетев с трассы, "Бенеттон" Шумахера на скорости свыше 250 км/ч "брюхом" пропахал по бетону, а значит мог повредить (и повредил — как показали телеэкраны!) злополучную доску. Что с того, что в этом случае правила предусматривают для поврежденной детали не измерение размеров а взвешивание...
Вот так, легко. 41 очко преимущества было сведено к 21. Но этого оказалось мало — ведь на роль "альтернативного чемпиона" был выбран Деймон Хилл, гонщик, который в этом сезоне сумел обойти Шумахера на трассе... один раз, когда в Гран-при Испании у "Бенеттона" немца сломалась коробка передач. И тогда Михаэля дисквалифицировали на две гонки (то самое 21 очко), наказав вторично за одно нарушение — неостановку под черным флагом в Сильверстоуне.
Но как же стало возможным такое? Кому и, главное, зачем нужны все эти интриги? За что так взъелись на симпатичного улыбчивого парня, неужели кто-то не хочет, чтобы чемпионом мира впервые стал немец?
Ответов, как и вопросов, несколько. Во-первых, "благие побуждения" — поддержание зрительского интереса к первенству. Ведь если Шумахер станет чемпионом в Италии, желающих смотреть оставшиеся этапы будет, безусловно, меньше. Во-вторых, почти всеобщая убежденность, что с "Бенеттоном" действительно что-то не так. Уж слишком много уступает вторая машина команды. Каким бы великим ни был Шумахер, не может он выигрывать у Юрки-Ярви Лехто и Йоса Ферстаппена по нескольку секунд на круге. Ведь не безрукие же они оба! А потому кажется вероятным, что "Бенеттон" под номером пять оснащен какой-то хитрой придумкой, позволяющей ему развивать более высокую скорость. Но почему не обе машины? И зачем, как говорил сам менеджер команды Флавио Бриаторе, идти на такой риск, подвергая две сотни человек персонала опасности остаться без работы — ведь за нарушение правил ФИА пригрозила исключить виновных из чемпионата
Очевидно, и толкование "Бенеттона" не впрямую нарушает букву электронных запретов. А потому не лишено вероятности, что инженеры команды вторую машину сделали "правильной", чтобы заранее заготовить себе путь к отступлению, если их придумку обнаружат и запретят.
Но в любом случае необъяснимое преимущество англо-итальянской "конюшни" в этом сезоне настолько всех поразило, что даже хладнокровный и рассудительный Ники Лауда позволил себе не совсем взвешенные речи. "И поделом, — заявил он после "скандала с доской" в Бельгии. — Эта штука могла дать преимущество Шумахеру. А "Бенеттон" с самого начала сезона строил машину на грани правил. Вот их и схватили за руку. Поделом..." Так-то оно так, да вот как же с презумпцией невиновности? Нужно же сначала доказать что именно и каким образом "Бенеттон" нарушил. И только потом наказывать.
Но доказать-то как раз и не получалось. И тогда ФИА решила использовать еще один профессиональный прием. Давайте-ка еще раз послушаем Гоголя: "А средств отвлечь внимание других есть тысяча. Придеритесь тут же к кому-нибудь из понтеров, скажите, что у него не так записано. Глаза всех обратятся на него — а в это время колода уже и подменена".
И Международная федерация, следуя совету смоленского шулера Ихарева, обвинила "Бенеттон" в пожаре Йоса Ферстаппена на "Хоккенхаймринге". Тут уж начался такой детектив, которому позавидовали бы и Стаут, и Гарднер. Бриаторе нанял одного их лучших английских адвокатов, Джорджа Кармана, славящегося непревзойденной тактикой ведения перекрестного допроса и баснословными — до 500 фунтов стерлингов в час —-гонорарами. Тот свои деньги отработал честно, сумев доказать, что пресловутый фильтр из топливозаправочного шланга вынул один из механиков самовольно, без согласования с руководством. Что операция эта ни в коем случае не имела целью добиться преимущества над соперниками. Что "Бенеттон" честно признался в этом, не чиня никаких препятствий техническим комиссарам. Но главный козырь Карман приберег напоследок (коллеги называют его тактику ведения перекрестного допроса "медленным изнурением и нападением из засады"). Оказывается, в мае французская фирма "Интер-текник", поставляющая ФИА заправочное оборудование, направила землякам из команды "Лярусс" письмо с советом... убрать фильтры.
Когда через четыре часа разбирательство было закончено и "Бенеттон" оправдан, удовлетворены оказались все. Бриаторе считал, что восстановлено доброе имя его команды. Карман одержал очередную победу. И руководители ФИА внакладе не остались: "операция прикрытия" удалась, никто так и не вспомнил, что боксы "Хоккенхаймринга" едва не превратились в крематорий именно о прихоти Федерации. А изнуренный "Бенеттон" предпочел не лезть в бутылку — команда сняла апелляцию на дисквалификацию Шумахера, заплатив полмиллиона штрафа (еще 25 тысяч выложил Михаэль).
Вот какой шумной, скандальной, напряженной выдалась прелюдия к Гран-при Италии, двенадцатому этапу чемпионата мира. Казалось, что уж в этом-то "благие намерения" ФИА достигнут цели: зрителей должно собраться в Монце видимо-невидимо.
Увы, сухая статистика говорит обратное. На один из старейших в мире Гран-при пришли взглянуть 85 тысяч человек, на пять- тысяч меньше, чем год назад, когда положение в чемпионате было практически ясно — Прост — чемпион. Это тем более странно, что первый ряд на старте впервые за четыре года заняли два "феррари". "У нас выдалось трудное начало сезона, но сейчас мы шаг за шагом двигаемся вперед, — сказал Герхард Бергер.
— К тому же две трассы чемпионата, "Хоккенхаймринг" и "Монца", словно созданы для наших машин. В Германии мы победили". А Жан Алези, в свои 30 лет впервые получивший право возглавить стартовое поле, просто сиял: "Мы основательно проверили наши машины и идеально настроили их на завтрашнюю гонку. Правда, я все же немного опасаюсь Хилла — уж больно здорово подготовлен "Вильямс", однако впервые в жизни стартуя с лучшей позиции, я постараюсь не упустить победу. Обещаю, что, если финиширую. то на хорошем месте".
Словом, накануне гонки казалось, что ставить нужно на "красное" настолько уверенно выглядели "Феррари". Однако сама судьба, похоже, в конце чемпионата решила потакать тому, кто предпочитает "зеро".
Сначала не повезло Бергеру. Утром, во время разминки, австриец, по словам пресс-атташе "Феррари" Джанкарло Баччини, "слишком быстро вошел в поворо' "Варианте делла Реджжиа", слишком поздно затормозил, и задние колеса заблокировались". Машина вылетела с трассы и задней частью ударилась в барьер из покрышек. К счастью, гонщик отделался не слишком серьезным ушибом шеи. После обследования у главврача Ф1 Сида Уоткинса его отправили в больницу Сан-Джерардо на рентген, а через четыре часа после аварии Герхард уже вышел на старт Гран-при Италии.
Но боль в шее все-таки давала о себе знать, кроме того, менее чем за две недели до этого Бергер уже побывал в больнице Монцы и по тому же поводу. По дороге в отель в его автомобиль сзади въехала машина. А если мы вспомним, какие чудовищные перегрузки испытывает во время гонки шея пилота, то станет ясно: в полную силу бороться австриец не мог
Правда, оставался еще Алези. Действительно, первые 14 кругов Жан шел превосходно, выигрывая на каждом около секунды. "Вильямсы" отставали все дальше, и как тут было не вспомнить слова Хилла, сказанные им после дисквалификации Шумахера в Спа: "Так вот почему я не мог догнать Михаэля в такой важной для себя гонке! Он же имел незаконное преимущество!" Сейчас Деймон точно так же отставал от Алези. А впереди еще маячил — и тоже потихонечку отрывался — больной Бергер. Может быть, из-за того, что доска под днищем красного "Феррари" тоже была миллиметра на полтора тоньше?
Но до технической инспекции машины француза не дошло. На шестнадцатом круге он заехал в боксы для замены шин и дозаправки, а когда механики закончили работу, машина тихонько выкатилась из боксов и...остановилась. Сломался механизм переключения передач.
Еще через десять кругов лидеры поехали на дозаправку. Бергер управился за 10,2 секунды, но, трогаясь с места, едва не въехал в "Лижье" Оливье Пани, как раз в это мгновенье заезжавшего на пит-стоп. Хилл откатал рекордный круг и тут же заправился за 10,7. Култарду хватило 9,9, и он выехал из боксов лидером. Кстати, любопытная деталь — ра каждом буквально этапе Дейвида обслуживают быстрее, чем его товарища по команде. Может, механики тайно симпатизируют 23-летнему шотландцу, вынужденному пребывать в тени то залетного Мэнселла, то сына двукратного чемпиона?
Вот и на этот раз Култард вынужден был быстро ретироваться. Очевидно, по приказу из боксов он уступил лидерство Хиллу, хотя только что, кажется, начал даже отрываться. А за несколько сот метров до финиша в этой игре был сделан последний ход — в баке "Вильямса" под номером 2 кончилось горючее.
Просто удивительно, до чего итальянский этап походил на следующий, португальский. Через две недели в Эшториле "Феррари" вновь стоял на "поул-позишн". Однако теперь быстрейшим в квалификации был Бергер, а его товарища по команде обошли не только Хилл и Култард, но и Мика Хаккинен на "Мак-Ларене". И вновь поклонники "конюшни" из Маранелло радовались недолго — "красный жеребец" лидировал лишь до девятого круга, когда Герхард вдруг резко замедлил ход и поднял руку в знак остановки — сломался валик гидронасоса коробки передач. Правда, теперь Култард обошел Хилла еще на стартовой прямой и после схода Бергера сразу же рванул вперед, один за другим показывая "лучшие круги". Гонка в Португалии была для него последней в чемпионате — задолго до нее стало известно, что в Хересе, Японии и Австралии за "Вильямс" будет выступать Найджел Мэнселл. Вот шотландец и стремился показать, на что он способен. И ошибся. На 32 круге, при обгоне аутсайдеров, он слишком широко зашел в левый поворот, попал на пыль и гравий, вынесенные на асфальт вылетавшими с трассы машинами, а Хилл не замедлил воспользоваться заминкой лидера.
После победы в Италии Деймон от души радовался: "Это фантастика! Потому что Монца, потому что Гран-при Италии и потому что осталось только 11 очков". Теперь, после победы в Эшториле, он и вовсе ликовал: "Наконец-то я в равных условиях с Шумахером! Машина идет превосходно, и я думаю, на последних этапах мы покажем всем захватывающее зрелище. Это должна быть фантастическая битва".
Бедный. Похваляться фантастической битвой перед человеком, который один раз уже, по сути, выиграл чемпионат и у которого эту победу украли. Впрочем, послушаем еще раз великого Гоголя: "Хитри после этого! Употребляй, изыскивай средства! Черт побери, не стоит просто ни благородного рвения, ни трудов. Тут же под боком отыщется плут, который тебя переплутует! Мошенник, который за один раз подорвет строение, над которым работал несколько лет! Черт возьми! Такая уж надувательская земля!"
Источник: Журнал «АМС», №11, 1994