Но сначала короткая предыстория. Своим появлением профессиональный мотокросс в бывшем СССР обязан ДОСААФ. Думается, именно здесь кроется первопричина некоторой ущербности этого вида спорта в настоящее время. Оборонное Общество четыре года назад уже настолько одряхлело, что, еще не родив мотокроссовое «дитя», уготовило ему участь подкидыша. Средств растить и воспитывать его у ДОСААФ не было, так что все заботы о дальнейшей судьбе новоявленных профессионалов оно возложило на плечи предприятий, учреждений, где имелись возможности содержать команды, обеспечивать их современной техникой. Таким образом, благополучие большинства кроссовых коллективов оказалось в полной зависимости от экономического процветания шефов. Не будем плакаться о трудностях нашей жизни, остается только удивляться тому факту, что количество команд не уменьшается (их сейчас в высшей и первой лигах около тридцати), что своим обеспечением — современной японской и австрийской техникой, экипировкой по последней зарубежной моде — они сохраняют внешний блеск, какой мы видим на этапах чемпионатов мира.
Но этот блеск обманчив. За ним нередко кроется откровенная нищета. О прямом смысле этого слова чуть позже. Налицо нищета мастерства наших профессионалов. И в этом нет их вины, поскольку сам документ о создании таких команд предусматривал обособленность соревнований рамками Союза. Ни Центральный автомотоклуб, ни ДОСААФ валюты на участие лучших наших гонщиков в чемпионатах мира и Европы не дали, у предприятий-шефов таких средств, разумеется, тоже не оказалось. В нынешнем году эти рамки еще более сузились: в обеих лигах представлены в основном спортсмены России.
Вот и соревнуются они между собой, а истинных мерил мастерства даже признанных лидеров чемпионата среди профессионалов не существует. Спасибо мисс из Австралии — веские критерии она предъявила. Но наших кроссменов это почему-46 то не обидело. Сколько ни призывал в Реже, Копейске и Челябинске исполнительный директор Ассоциации профессиональных команд Виктор Шаронов выехать хотя бы нескольким юниорам в украинский город Черновцы на этап чемпионата Европы— все тщетно, проверка собственных сил в ближнем зарубежье никого не интересует. Иное дело дальнее. Безусловно, сильнейшие в нынешнем сезоне юниоры Максим Лебедев и Александр Наумов из челябинского «Мотора» все же появятся в европейском первенстве, но... в составе команды Казахстана. Федерация мотоспорта этого государства нашла средства и легионеров, чтобы быть представленной в этих престижных соревнованиях. Но, согласитесь, обидно за Россию...
Думается, глубоко прав ветеран кросса и многодневок тренер ковровской команды Виталий Тюрин, высказавший в Реже свою версию причин застоя мастерства наших спортсменов: «Раньше мы, молодежь, тянулись за Игорем Григорьевым, затем за Виктором Арбековым, более позднее поколение старалось у себя дома обыграть Геннадия Моисеева и Владимира Кавинова. Все они принадлежали к элите мирового мотокросса, и борьба с ними давала прогресс. А сейчас с кого брать пример?»
Идеальная модель возрождения, оказывается, существует, но применительно к экономической разрухе России, ликвидации старых структур, занимавшихся развитием спорта, в ближайшей перспективе вряд ли у нас реальна. Речь идет о Латвии. Там предсезонный тренировочный сбор провела команда «Кировец» из Санкт-Петербурга. По словам ее тренера Владимира Яковлева, мотокросс в Латвии прогрессирует такими темпами, что складывается впечатление — уже сейчас мы опаздываем на пять лет. С ликвидацией ДОСААФ в этом Прибалтийском государстве нашлись люди, убедившие правительство приравнять мотоспорт к олимпийским дисциплинам и, главное, ввести льготные налоги на коммерческую деятельность клубов, взносы спонсоров и на землю, занимаемую трассами. Сейчас в Латвии масса соревнований с гостями из Литвы, Эстонии, Финляндии, Швеции, других государств. Только для подростков, стартующих на 60-и 80-кубовых японских мотоциклах, предусмотрено около 30 состязаний за сезон.
Нам приходится только об этом мечтать. Клубы, пытающиеся наладить коммерческую деятельность, обкладываются государством непомерными налогами, от прибыли остаются рожки да ножки. Тем не менее живучесть профессиональных команд в этих суровых условиях поразительна. На первые три этапа чемпионата прибыло двенадцать из Шестнадцати заявленных коллективов высшей лиги. Больше всего огорчило отсутствие московского ЦСКА, с чьим именем связана практически вся история отечественного мотоспорта. Есть опасения, что из-за финансовых трудностей армейская команда вообще прекратит существование.
Внешне все выглядело как и в прошлом году. Яркие краски японских «сузуки», «хонд», «кавасаки», нарядные костюмы гонщиков. Но не трудно было догадаться, что подскочившие цены уже на старте сезона опустошили карманы команд. Приезд клубов из Центральной России на Урал обошелся каждому в миллион рублей. Столько же при всей мыслимой экономии стоит теперь организация одного этапа. Так что впору шапку снимать перед энтузиазмом, изворотливостью и предприимчивостью устроителей соревнований, руководителями и тренерами команд, нашедших с помощью своих организаций и шефов, а также спонсоров средства для начала чемпионата.
Если бы автор этих строк возглавлял жюри, определяющее лучшего уральского устроителя трех этапов, то безоговорочно отдал бы свой голос городу Режу. Местный глава администрации А. Штейнмиллер, директор механического завода В. Копалов, спонсоры «Средуралбанк», СП «Интер-урал», торговый дом «Савва» и, конечно же, главная действующая сила директор и тренер спортклуба «Сатурн» В. Ольков все сделали по высшему разряду. В Реже действительно был праздник мотокросса с огромным количеством зрителей. В Копейске и Челябинске организаторы отнеслись к спортсменам куда прохладнее К примеру, на третьем этапе все участники день провели на строгой диете: сознательно или по забывчивости устроители не пригласили, ни одного буфета.
Судя по всему, в нынешнем году произойдет смена чемпиона. «Кировцу» из Санкт-Петербурга трудновато будет отстоять свой титул. Команде пришлось пропустить первый этап: из-за поломки в пути опоздал автобус с мотоциклами. К тому же в этой команде проблемы с юниорами, прошлогодний победитель эстонец Микхель Вакс выступает по контракту в Финляндии и может помочь петербуржцам только на последних — пятом и шестом этапах. А пока в лидеры вышел челябинский «Мотор» опять же за счет своих юниоров Максима Лебедева и Александра Наумова, которым нет сейчас равных. Если Максиму отлучки на европейское первенство не помешают выступить во всех восьми этапах, то его победа предрешена. Не выглядит пресной, как прежде, борьба у мужчин в классе 250 см3 за счет того, что у Андрея Ледовского («Кировец») наконец-то появился достойный соперник — москвич Вячеслав Дементьев, выступающий за очень интересный и перспективный клуб «Авто-теза» (Шуя). Он вчистую выиграл у Андрея все три заезда в Реже, но стабильности этому 21-летнему гонщику пока не хватает.
Впрочем; в отличие от прошлых лет ныне в прогнозах особенно легко ошибиться. Большинство мотоциклов уже трехлетней давности, они изношены, отсюда многочисленные сходы. О финансовых трудностях клубов мы уже говорили и нет никакой уверенности в том, что всем им хватит средств пройти восьмиэтапный с переездами и огромными затратами путь чемпионата.
Источник: Журнал «АМС», №9, 1993