Что могли им противопоставить соперники? Итальянцы, которые, кстати, впервые пробились в финал после отборочных соревнований в родных стенах? Из них нам хорошо известен лишь Лука Раваньяни, не показавший на льду в Саранске ничего, кроме южного темперамента. Голландцы? И здесь единственный знакомый гонщик Анне ван дер Хельм. Он хотя и чемпион Европы в соревнованиях на травяных треках и будет выступать у себя дома, но ведь нужна помощь еще двоих, а они, что называется, «темные лошадки». Оставались немцы и шведы, у которых на счету по одной победе в проведенных ранее четырнадцати мировых чемпионатах по зимнему спидвею. Но у первых тоже проблемы. Нет слов, Михаэль Ланг очень силен, как, впрочем, и непредсказуем. А вот помогут ли ему ветеран Хельмут Вебер, о котором давно не было слышно, и гонщик средней руки Харальд Бауман? Оставались шведы: Стефан Свенссон, почти 45-летний Пер-Олоф Сирениус и Ола Вестлунд — знакомые все лица. Но если взглянуть на итоговую таблицу личного чемпионата мира, то не нужно быть специалистом, чтобы убедиться: рейтинг шведского трио значительно ниже российского. Так что мои мысли о предстоящем командном финале крутились вокруг рабочего заголовка «Легкая прогулка в Ассен».
Уютный, словно нарисованный кистью художника для рекламного проспекта, город встретил спортсменов весенним теплом, зелеными газонами и густым туманом с постоянно моросящей из низких серых облаков водяной пылью. Ее не могли заморозить даже круглосуточно работающие установки искусственной ледовой дорожки трека. В такую погоду нужно иметь неистребимую любовь к спидвею, чтобы провести два с лишним часа на трибунах. Голландцы, многочисленные туристы из Италии, Германии, Швеции, других стран это с лихвой продемонстрировали, занимая очередь за несколько часов до открытия касс. Наибольшее скопление публики наблюдалось у главной трибуны, имеющей козырек. Здесь есть еще одно немаловажное преимущество: над верхним ярусом расположен ресторан, откуда, заранее заняв столик, можно в полном комфорте наблюдать за гонками. Ожидание скрашивает грандиозный базар, развернутый перед стадионом. Желающие могут купить сувениры на любой вкус, относящиеся к спидвею. Никогда не думал, что в мире издается так много журналов, книг, брошюр по этому виду спорта. И совсем меня сразила очередь за вымпелами, выпущенными в Саранске.
В закрытом парке самая колоритная фигура Рольф Кольб. Владелец немецкой фирмы, поставляющей запасные части к автомобилям во многие страны мира, одет в старый кургузый пиджак, сплошь увешанный советскими значками и медалями, среди которых преобладают бывшие досаафовские награды. Такого количества «Почетных знаков ДОСААФ» и знаков «За активную работу» не имеет и десяток самых заслуженных функционеров оборонного Общества. Но к такому маскараду в закрытых парках давно привыкли. Другое дело, что Кольб намеревался предоставить подготовленные его механиками новые двигатели не только Балашову, но и Фадееву с Ивановым. Шведы, немцы настороженно глядели, какой выбор сделают наши ребята. Ведь выбор двигателя в Ассене весьма важен: дорожка имеет очень длинные прямые и короткие виражи, так что мощность — не последний козырь тех, кто выступает здесь. Александр, конечно, остался верен своему спонсору (в его распоряжении два мотоцикла), Валерий тоже предпочел кольбовский мотор, а вот Фадеев, следуя, видимо, поговорке от добра добра не ищут, решил закончить сезон на своей родной дальнегорской машине.
В тусклых от густого тумана лучах прожекторов участники XV финала командного чемпионата мира вступили в борьбу за звание сильнейшей ледовой дружины. И сразу все смешалось — не поймешь, кто аутсайдер, а кто фаворит. Под оглушительную какофонию труб и рожков Анне Хельм опередил Иванова, Свенссон одолел Фадеева, Ланг легко расправился с Вестлундом. В моем блокноте почти каждый заезд помечен восклицательными знаками — значит, случилось нечто неординарное.
Перед двумя последними сериями заездов наметилось превосходство наших и шведов. У последних явно выпадал из ансамбля Ола Вестлунд. Он был слабым помощником мощно выступавшим Свенссону и Сирениусу. Сборную России каждый раз выручал Балашов — он не знал поражений в этот день, причем «разбирался» с соперниками в первом же повороте. Фадеев, обремененный чемпионским титулом, как-то скованно вел борьбу: одержал только одну победу, четырежды стал вторым и в одном заезде был дисквалифицирован. Не лучшим образом выглядел Иванов. Он никак не мог привыкнуть к новому мотору, вернее, к его мгновенному торможению, когда при входе в поворот приходится убирать газ. Словом, первый день команды России и Швеции закончили почти ноздря в ноздрю — 37:36
В воскресенье вдруг преобразился Ола Вестлунд и стал привозить на финиш победные очки. Тем же ответил наш запасной Иванов. Россияне и шведы по очереди выходили вперед. И вот ключевой 28-й заезд. Владимир Фадеев выиграл старт у Вестлунда, но сзади по собственной вине упал итальянец Фабриццо Весприни. Пере-заезд. На этот раз швед впереди, а Фадеев, которому залило водой очки, улетел в соломенные тюки. Да так неудачно, что пришлось отправить его в госпиталь Туман в прямом и переносном смысле еще более сгустился над стадионом, сквозь него едва пробивался блеск золотых медалей для нашей сборной. Мало того, что мы остались в меньшинстве, но и вынуждены были пропустить один заезд, поскольку Иванов мог заменить травмированного Фадеева не трижды, а только два раза. Таким образом, шведам представлялась уникальная возможность во второй раз стать чемпионами мира. Счет-то был только 53:50 в пользу команды России.
И тут начались события невероятные. Не закончил дистанцию Свенссон — отказал мотор. Следующая его встреча с Ивановым. Валерий потом рассказывал: «Стефан лишил меня в Саранске бронзовой медали, виновником завала был тогда он. Здесь я решил отыграться. Знаю, швед неуютно чувствует себя на внешней дорожке поворота. На последнем вираже я занял внутреннюю бровку и немного сместился вправо к мчащемуся сзади Стефану. Услышал, как стадион ахнул — Свенссон угодил в тюки».
Так шведы потеряли шесть очков. Нервы у них окончательно сдали. Иначе чем объяснить грубый наезд всегда уравновешенного Си-рениуса на Балашова? Пер-Олоф буквально стащил Александра с мотоцикла, заставив нашего гонщика ехать на «пятой точке» по ребристому льду всю прямую. Дисквалификация шведа была безоговорочной.
Победную концовку Балашов с Ивановым провели безупречно. Самый большой вклад в общую командную копилку внес Александр — 35 очков из 36-ти возможных. Его первого поблагодарил Фадеев вечером в госпитале после операции. А вообще-то Володя ушам своим не поверил, когда узнал от руководителя делегации Юрия Кузьмина, что наша команда стала чемпионом. Впервые в истории мировых первенств голландцы завоевали бронзовые медали.
На заключительной пресс-конференции руководитель журналистского корпуса долго пытался усадить рядом в центре стола лидеров двух сборных Александра Балашова и Пер-Олофа Сирениуса. Оба противились, поскольку не остыли еще от рассказанного мною инцидента. Наконец, когда это удалось, последовал вопрос Александру, как он оценивает силы шведской сборной. Балашов оказался дипломатом: «Соперники наши, - сказал он,— как никогда сильны, но ездить им нужно корректнее». Сирениус парировал: «Настоящий бой дадим в будущем году».
Мы уезжали домой рано утром. Серебристой сединой инея сверкали в лучах восходящего солнца газоны возле нарядных особняков. Туман над Ассеном рассеялся.
Источник: Журнал «АМС», №6, 1993