В формуле 1 такое уже случалось. Ушедшие было на покой чемпионы возвращались, чтобы, как Лауда, вновь стать первыми или, как Джонс, вызвать снисходительные улыбки. Но никогда еще возвращение чемпиона не вызывало столько противоречивых чувств. Найджел Мэнселл, только что ставший чемпионом мира и, казалось бы, обязанный счастливо улыбаться круглые сутки, не скрывал раздражения контрактом Проста и обвинял своего бывшего товарища по «Феррари» и самого Фрэнка Вильямса чуть ли не в преступном сговоре.
К негодованию чемпиона добавил свой голос экс-чемпион. Оказывается, Сенна уже давно хотел в «Вильямс», но нехороший Прост включил в контракт статью, исключающую возможность франко-бразильского альянса. Направо и налево обвинял Сенна Проста в нарушении спортивных принципов, совершенно забыв о том, как семь лет назад, будто кукушонок, вытолкнул из лотосовского «гнезда» Элио де Анжелиса, вынудив руководство команды принять «неопасного», с точки зрения бразильца, Джонни Дамфриса.
Прост же на все обвинения лишь улыбался, прищурившись и хитро поглядывая на журналистов снизу вверх: «Айртон словно ребенок, оплакивающий любимую игрушку. А ведь никто ее у него не отнимал».
В чем же дело, откуда все эти страсти? Ларчик открывается довольно просто. Во время Гран-при Италии руководство «Хонды» объявило о том, что фирма уходит из Ф1. Сенна, который именно в Монце преподнес японцам великолепную победу, ставшую для «Хонды» 70-й в ее истории, был обескуражен, как рыцарь, оставшийся в самый разгар турнира без коня и доспехов. Естественно, бразилец тут же принялся стучаться к Вильямсу, названивать Патрику Фору. В конце концов он даже заявил, что готов ездить за «сине-желтых» бесплатно... Но было поздно.
Гораздо больше выдержки проявил перед фактом ухода японцев Рон Деннис.
Во-первых, он попытался этого не допустить. В «Мак-Ларен» был приглашен один из лучших гонщиков Америки Майкл Андретти. Расчет был на то, что внимание к формуле 1 за океаном заметно повысится, а «Хонда» вряд ли захочет пренебречь американским рынком. Во-вторых, появились сообщения, похоже, спровоцированные Роном, о том, что свои моторы готовы предложить «Мак-Ларену» «Пежо» и БМВ. И наконец, Деннис предпринял попытку приобрести «Рено».
Правда, здесь Рона ожидал полный афронт. Французы отказались наотрез, мотивируя это тем, что обслуживать три команды им не под силу. К тому же моторы «Рено» работают на бензине ЭЛФ, «Мак-Ларен» же давно сотрудничает с «Шелл». Но Деннис и тогда не сдался. Он заявил, что если нет другого выхода, он готов просто купить «Лижье»...
«Это же будет смертью моей команды», — тихо жаловался Ги Лижье. «Гм, это любопытно!» — ответствовал Фор. А железный шеф «Мак-Ларена» невозмутимо проводил пресс-конференции: «Андретти, который с 1986 года выиграл 26 гонок чемпионата США, не составит труда адаптироваться в Ф1. Думаю, что Майкл уже сейчас способен выиграть Гран-при, а там — и стать чемпионом мира».
Деннисовскую бы несгибаемость — чемпиону мира! Мэнселл, прекрасно понимая, что рядом с Простом он вряд ли сможет рассчитывать на сохранение титула, да к тому же напуганный поведением Сенны, решил не дожидаться момента, когда ему укажут на дверь. Не прошло и недели с того дня.
как Андретти подписал контракт с «Мак-Лареном», стало известно, что в команде «Ньюман-Хаас» Майкла заменит Найджел. «Его агрессивный стиль понравится американским болельщикам», — потирал руки Карл Хаас. А Мэнселл скрепя сердце улыбался журналистам: «Я видел несколько гонок «индикаров» по телевизору. Очень интересные состязания».
За всеми этими событиями сам чемпионат мира как бы отошел на второй план. А между тем, несмотря на то, что стали известны его победители, интерес публики к оставшимся этапам не увял. Да и то сказать — на футбол ведь люди ходят не только для того, чтобы узнать счет. Вот и гонки в Италии и Португалии были очень любопытны. Как-то поведет себя Бергер, которого уже ждут в «Феррари»? Сумеет ли еще раз отличиться Шумахер, попробовавший «первой крови» в Бельгии? Насколько весома заявка «Лотоса», расцветающего буквально на глазах? И, наконец, главное, изменят ли свою убийственную тактику пилоты «Вильямса» — теперь, когда над Мэнселлом не висит груз ответственности, а Патрезе все равно на будущий сезон придется подыскивать себе место в другой команде.
К огорчению многих, англичанин и итальянец еще раз продемонстрировали, что не имеют склонности учиться даже на собственных ошибках.
И в Монце, и в Эшториле они, словно хитрый, но глуповатый братец Кролик, попадались на удочку братца Лиса со смоляным чучелком. Вновь — Мэнселл впереди на лихом коне, вновь Патрезе во что бы то ни стало пытается одержать победу, вновь сумасшедшие обгоны, неоправданный риск и никакого намека на взвешенную оценку ситуации и внутри-командное сотрудничество.
Кто-то может сказать, что езда на пределе возможностей, бескомпромиссная борьба за победу в любой ситуации — качества настоящего автогонщика. Безусловно. Только при этом главное условие — голова на плечах.
Замечательный пример показал в Монце Айртон Сенна. После того, как оба водителя «Вильямса», угробив машины в бессмысленной и самозабвенной битве, уступили дорогу бразильцу, он... Помчался? Полетел вперед будто на крыльях? Ни в коем случае! Сенна ехал так медленно, как это только было возможно. И сохранил машину. И получил Гран-при.
И все же, какой бы напряженной ни была борьба за последние большие призы сезона, с каким бы восторгом ни встречала публика очередные подвиги восходящей звезды — Мики Хаккинена и звезды уже взошедшей — Михаэля Шумахера, мысли большинства болельщиков, специалистов и самих гонщиков — о будущем. А оно, похоже, сулит нам немало интересного. «Вильямс», «Рено» и Прост — с одной стороны и интереснейший дуэт Сенна — Андретти под руководством несгибаемого Денниса — с другой. Причем эти трое способны творить чудеса даже без помощи «Хонды». К тому же нельзя сбрасывать со счета еще одно трио, даже квартет, — Бергер, Алези, Барнард и Лауда — в «Феррари». И конечно же, Шумахер, Уокиншоу и «Форд» — в «Бенеттоне». И возрожденный на деньги «Кастроля» «Лотос» с двумя несомненными талантами — Хаккиненом и Хербертом. А еще — последняя новость — после почти сорокалетнего перерыва выходит на сцену больших призов «Мерседес-Бенц». Швейцарская «конюшня» Петера Заубера с немецким двигателем и австрийцем Карлом Вендлингером и финном Юрки-Ярви Лехто за рулем не скрывает честолюбивых планов. А ведь есть еще «Пежо»...
Словом, в несколько застоявшийся в последние пару-тройку сезонов организм формулы 1 вливается свежая кровь.
Победа Сенны в Монце позволила его команде обойти "Феррари" по числу очков за всю историю чемпионатов мира.
На автодроме, расположенном в шести километрах от города Эшторил, гонки формулы 1 проводятся с 1984 года. Первый же Гран-при Португалии состоялся 24 августа 1958 года в Опорто.
Японцы все глубже проникают в формулу 1. Так среди десяти спонсоров "Лотоса" шесть фирм из этой страны — "Хитачи", "Комацу", "Сионоги", "Ничибуцу", "Тамийя" и "Йеллоу Хат". Правда, из двух десятков поставщиков всего один представляет Японию. "Набиси" снабжает команду телекоммуникационными системами.
В футбольном матче, который состоялся в Монце, команда "Все Звезды Кэмела", куда входили Мэнселл, Патрезе и Шумахер, со счетом 6:4 обыграла сборную фоторепортеров.
Второе место Мартина Брандла в Италии стало лучшим результатом англичанина за всю его карьеру в формуле 1.
В дела формулы 1 вмешались даже политики. Депутат французского парламента от неоголлистской партии РПР Жак Тубон поведал журналистам о том, что Мансур Ойех, фактический владелец "Мак-Ларена", и Луи Швейцер, президент "Рено", заключили негласное соглашение. "Это неправда", — был ответ Патрика Фора.
В 1981 году Найджел Мэнселл сменил в "Лотосе" Марио Андретти. Спустя 12 лет преподавать англичанину азы трековых гонок "индикаров" будет его товарищ по команде 53-леший Марио Ацдрегги.
15 американских водителей одержали в общей сложности 33 победы в Гран-при — седьмой результат в Ф1. Дважды — Хилл и Андретти — они были чемпионами. А последнюю победу одержали 15 лет назад — в Гран-при Нидерландов отличился опять же отец Майкла Андретти.
На Гран-при Италии в Монце появилась новая модель "Феррари" — "F92TA". Ее отличительная особенность — поперечное расположение коробки передач.
Мэнселл о трассах Гран-при Италии и Португалии: "Монца трудна прежде всего для моторов. В отличие от нее Эшторил — это "водительский" автодром с "трудным характером", коварными подъемами и спусками."
Виновницей схода Мэнселла в Италии была повышенная вибрация на высоких оборотах мотора "Рено-RS4". От тряски вышел из строя насос гидросистемы подвески. Такая же неприятность произошла с Патрезе — телезрители могли наблюдать, как его "Вильямс" буквально "полз на брюхе", поднимая тучи искр.
В очередной раз пилот вынужден расплачиваться за неудачи "Феррари". Ивана Капелли на последних двух гонках сезона заменил соотечественник, Никола Ларини.
В Португалии автомобиль Мэнселла был заправлен "зеленым" топливом, как сразу же окрестили его журналисты. Вместо свинца этот бензин содержит 10% так называемого продукта ЕТВЕ, смеси 50/50 изобутилена и обычного этилового спирта, изготовленного, как отмечают, из сахарной свеклы.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1993