А вот Герхард Бергер накануне первых тренировок Большого приза Японии хмурился: «Быть может, «Хонда» сейчас и помощнее, но это не значит, что она лучше «Рено», что удалось добиться идеального сочетания веса, мощности и расхода. Пока же я совершенно не представляю, как мы сможем объехать «вильямсы».
В жизни каждой, пусть самой великой команды подъемы неизбежно сменяются спадами, успехи — неудачами, всемирная слава — всеобщим пренебрежением. История «Мак-Ларена» изобилует такими взлетами и падениями. В последний раз пресса перемывала косточки «конюшне» из Уокинга в 1987 году. Тогда Алена Проста буквально загоняли оснащенные сверхмощной «Хондой» «вильямсы» Пике и Мэнселла, а также «Лотос» Сенны. В конце концов, выдохшийся «мак-лареновский» «Порше» привез француза лишь на четвертое место, и публика, подуставшая от бесконечных побед «краснобелых» в середине 80-х годов, злорадно посмеивалась над поникшим фаворитом.
Но Рону Деннису удался великолепный реванш. Оставив с носом Фрэнка Вильямса, он получил непобедимый тогда японский мотор. Так в 1988 году открылась новая глава истории этой команды, глава, полная невиданных доселе успехов. Называлась она «Мак-Ларен-Хонда».
И вот японцы уходят. Новость не была неожиданной — о возможности такого решения говорили и два, и три года назад, — но все же демарш «Хонды» произвел в мире формулы 1 эффект разорвавшейся бомбы. Ведь если моторы этой фирмы действительно покинут сцену Больших призов, великолепному дуэту «Вильямс» — «Рено», похоже, не будет соперников.
Уход «Хонды» вызван причинами, скорее всего, чисто коммерческими. За десять сезонов ее двигатели выиграли 69 Гран-при из 152, в которых участвовали. Это почти половина! Благодаря широчайшей рекламной кампании в сознании сотен миллионов людей эти успехи оказались прочно связаны с серийными «аккордами», «сивиками», «легендами». А строить лучший мотор в мире обходится с каждым годом все дороже.
Как видим, экономически решение «Хонды» вполне объяснимо. Гораздо труднее понять его с психологической точки зрения. Хотя, на мой взгляд, вовсе не «Хонда» уступила «Рено», скорее «Мак-Ларен» — «Вильямсу», для миллионов зрителей уход «Хонды» — поражение. Поражение японской техники, технологии, промышленности, которыми в последнее десятилетие весь мир привык восхищаться. К тому же автоспорт в Японии пользуется сейчас феноменальной популярностью. Национальный чемпионат формулы 3000 привлекает высокими гонорарами сильных европейских и даже американских пилотов. Публика валит на гонки валом. Скажем, этап чемпионата мира спорт-прототипов, не вызывающий в Европе почти никакого интереса, собрал в Сузуке 35 тысяч зрителей. А уж что касается формулы 1...
Трибуны автодрома в Сузуке, построенного 32 года назад по проекту голландского инженера Джона Хугенхольтца, вмещают 130 тысяч зрителей. Заявок же на билеты было подано... полтора миллиона! Многие наслышаны о бразильской торсиде и итальянских тиффози. Но то, как японцы болеют за английских, немецких, итальянских автогонщиков, вообще не поддается описанию. Они готовы носить их на руках 24 часа в сутки. Отношение японцев к автоспортсменам варьируется от немого обожания до почти религиозного поклонения. Причем это относится не только к лидерам, но и к аутсайдерам. Звезды же формулы 1 по популярности вот-вот затмят борцов сумо — для Японии это высочайшая степень признания, выше только Фудзияма и император.
Понятно, что в такой обстановке инженеры и техники «Хонды» для победы готовы были сделать невозможное. Но хлопнуть на прощание дверью у них все же не получилось.
Утром в пятницу обнаружились неожиданные проблемы с системой смазки. На машине Бергера забарахлила коробка передач. А Сенне, чтобы показать третье время, пришлось по его собственным словам «на голову превзойти самого себя». «Я ожидал большего, — проронил бразилец, вылезая из кокпита после первого дня квалификационных заездов. — Хотя прогресс очевиден, наш автомобиль — пока не то оружие, которым можно сражаться с Мэнселлом и Патрезе. Но у нас есть еще один день».
Однако дня этого не оказалось. Ночью пошел дождь, превратившийся к утру в настоящий ливень. О том, чтобы улучшить время, показанное в пятницу, нечего было и мечтать. Поэтому на трассу вышли всего восемь отчаянных пилотов. О том, в каких условиях проходила эта тренировка, можно судить хотя бы по результату Шумахера — круг он прошел за 11 минут 12 секунд. Чуть больше 30 километров в час!
«Бр-р-р! Ну очень мокро! — говорил потом Михаэль. — Я, конечно, не раз ездил в дождь. Еще и за рулем карта. Но управлять «формулой» в такой ливень, это знаете ли чересчур!»
Только Мэнселл остался верен себе. Ему вовсе ни к чему было выезжать из боксов — англичанин был первым накануне. Тем не менее в фонтанах воды он показал лучшее время. В Этом — весь Найджел, ему просто необходимо ежедневно доказывать окружающим и себе самому, что он самый лучший. Часто новый чемпион мира забывает при этом об осторожности. Но осудить его просто не поворачивается язык.
В конце концов тренировку остановили — пришло сообщение, что из-за низкой облачности не может взлететь вертолет скорой помощи. Пилоты же «Мак-Ларена» так и не вышли на трассу. Смысла «принимать ванну» действительно не было. Однако субботнего дня команде, похоже, все-таки не хватило. Гран-при Японии еще толком и не начался, а Сенна уже брел, повесив голову, в боксы — «Хонда» выдержала всего два круга.
«Я был просто потрясен, как меня, неудачника, восторженно приветствовали зрители, — признался он журналистам уже в гостинице. — А после гонки меня принял господин Хонда Он называл меня сыном и утешал».
А вот кто утешал самого Хонду? Ведь поражение в родных стенах напоминало пинок поверженному сопернику. «Победа в Японии для нас дороже двух, даже трех Гран-при», — улыбался после финиша директор «Рено Спорт» Патрик Фор.
А ведь дела «Вильямса» в Сузуке были далеко не так хороши, как обычно. Вновь его пилоты затеяли на трассе междуусобную войну. «Найджел обещал помочь мне выигоать эту гонку, а вместо этого летел вперед как угорелый!» — рассказывал Патрезе. Англичанин пропустил все же Риккардо, но не по своей воле. Эту пикантную деталь поведал журналистам Бернар Дюдо, главный инженер «Рено»: «Произошла странная вещь — внезапно пропала телеметрическая связь с машиной Мэнселла. Ровно два круга мы не знали. как работает наш мотор, а потом все вдруг наладилось». Именно в это время Мэнселл, резко сбросив скорость, дал себя обойти, а затем в мгновение ока вновь нагнал товарища по команде и стал его настойчиво атаковать. Финал оказался печальным — после нескольких рекордов круга подряд мотор не выдержал, и чемпион закончил гонку на обочине. «Я страшно разочарован, — делая большие глаза, говорил он обступившим его журналистам. — Я так хотел быть сегодня вторым!»
Свежо предание, да верится с трудом. Так же, как нелегко было поверить в искренность Патрезе на пресс-конференции: «Спасибо «Вильямсу», спасибо «Рено», спасибо Мэнселлу...»
Но как бы то ни было, победа французского мотора «на поле соперника» была безоговорочной. После нее даже успех Бергера в Австралии не выглядел реваншем. Правда, пожалуй, впервые в сезоне «Мак-Ларен» смотрелся чуточку лучше «Вильямса». Однако на нем уже будто лежала печать обреченности. Сначала Сенна, совершенно забыв об осторожности, пытался обойти лидера и в конце концов поплатился за этот рецидив собственной молодости. Он не успел среагировать на внезапно сбросившего скорость Мэнселла. Потом Бергер неправдоподобно медленно накатывался на финиш, а толпа болельщиков ревела, подбадривая мчавшегося сзади Шумахера. Оказывается, еще за круг до конца компьютер уведомил австрийца, что бензин на исходе...
Вот так же, до последней капли Деннис «выжал» «Хонду», умудрившись заполучить для музея команды в Уокинге еще один Гран-при. И в то же время победа эта подтвердила, что не японские инженеры проиграли чемпионат, а «мак-лареновские». Техники «Хонды» даже после оплеухи в Сузуке добросовестнейшим образом отработали до самой последней минуты, хотя обычно в подобных случаях такое отношение — редкость. А вот английские конструкторы явно сплоховали: только к концу сезона ездовые качества «Мак-Ларена» приблизились к «Вильямсу».
Вину за поражение без сомнения несет и сам Деннис — вспомните, как, не сработавшись с хозяином, покинули Уокинг Джон Барнард и Стив Николз, конструкторы самых знаменитых «мак-ларенов» — МР4/2 и МР4/4. Может как раз их-то и не хватало?
Но Рон никак не показывает, что признает ошибку, и не думает приглашать инженеров с громкими именами. Главное, как он считает, мотор. Поэтому-то и проявлял он чудеса изобретательности, чтобы заполучить «Рено». Да и с «Хондой» Денниса связывают какие-то надежды — похоже, именно поэтому пригласил он Майкла Андретти: японцы крайне чувствительны к американскому рынку, считая его важнее даже своего собственного.
Самомнение менеджера «красно-белых» не знает границ: «У нас нет непреодолимых проблем. Наша команда располагает наилучшими условиями для победы, лучшей технологией и лучшими пилотами». Но как бы то ни было, стартующий 14 марта Гран-при Южной Африки откроет новую главу в истории «Мак-Ларена», главу, в которой команде Денниса предстоит нелегкая борьба за возвращение себе звания сильнейшей.
Победив в Сузуке. Патрезе продолжил традицию: как пра вило, первым на финише Гран-при Японии бывает кто угод но. только не чемпион мира. Единственным исключением в 1988 году стал Сенна.
Ги Лижье. о плачевном фи нансовом состоянии которого слухи ходят уже несколько лет, в конце концов продал свою "конюшню". Но не Деннису, как предполагали, а небезызвестному Сирилу де Рувру. бывшему хозяину команды AGS.
Новый шеф "Лижье" начал свою деятельность с того, что дал от ворот поворот сооте чественникам — Бернару и Кома, заключив на сезон-93 контракты с англичанами — Брандлом и Бланделлом.
Первый Гран-при Австралии был организован в "городе церквей", как называют Аделаиду, в 1985 году стараниями местного бизнесмена Билла О'Тормана.
Трасса последнего этапа чем пионата мира, спроектированная инженером Бобом Барнардом. комбинированная. Старт дается на автодроме в Виктория-парке. а основная часть кольца проходит по улицам столицы Зеленого континента.
Бергер, выиграв в Аделаиде, сравнялся с Простом — у француза и австрийца по две победы в Гран-при Австралии. Среди марок вне конкуренции "Мак-Ларен" — четыре победы.
Источник: Журнал «АМС», №2, 1993