Да простит меня великий Станиславский, я берусь утверждать, что гонщики — непревзойденные актеры. Тем более звезды. Согласитесь, надо обладать незаурядным актерским талантом, чтобы твоей игре поверили не менее хитрые соперники. Пустить «утку» можно по-разному. Например, после тренировки громко (чтобы могли слышать все) отправить механиков менять коробку передач. Мнительные соперники сразу озадачиваются: с какими передаточными отношениями в трансмиссии ехал возмутитель спокойствия, какие показал времена прохождения круга, потом сравнивают полученные результаты со своими, а в итоге подвешенное состояние — менять ли тоже коробку или нет, хотя раньше вопрос этот не стоял вовсе.
Особого внимания заслуживает игра непосредственно на треке. В поисках самой быстрой траектории гонщики внимательно следят друг за другом, так что есть еще один повод «запудрить мозги» конкурентам — где-то нарочно побуксовать, где-то подольше не выходить из заноса. В общем, существует множество приемов, истинный смысл которых раскусить очень непросто.
Девятиградусный морозец и слабый снежок. Казалось бы, чего лучшего можно ждать от капризницы-погоды для репетиции. Но после первой же полировки ипподрома шинами дорожка превратилась в гладкое, почти зеркальное ледяное кольцо, вполне подходящее для конькобежцев. Судья на выпуске с каждым взмахом своего флажка растягивался на льду, после чего предсказал превращение будущей гонки в автомобильную корриду. И действительно, почти все участники сошлись на том, что ехать более или менее уверенно можно только по внешнему радиусу, цепляясь задними колесами за бруствер. Любая другая траектория была явно проигрышной и, больше того, чреватой многочисленными столкновениями. Но так или иначе каждый гонщик сыграл свою роль... И напрасно.
Поменялся сценарий. Никто не предполагал, что нагрянет очередная оттепель, превратившая дорожку ипподрома в мокрую снежную жижу. Машины теперь цепко держались на трассе, резко возросли скорости, естественно, другой стала и самая выгодная траектория прохождения поворотов. По большому счету к гонке надо было готовиться заново: подбирать другие варианты покрышек, трансмиссию и вообще настриваться на иную тактику ведения борьбы. Будь это рядовое соревнование, победу заранее приписали бы самому опытному трековику. Но «Гонка звезд» есть «Гонка звезд». Здесь над вопросом, на кого делать ставки (кстати, впервые на Раменском ипподроме был организован тотализатор), стоило хорошенько поломать голову.
Впрочем, появился в закрытом парке человек, уже после третьего заезда безошибочно назвавший имя победителя. К интервью с «ясновидцем» мы еще вернемся. А пока все по порядку.
Вспыхнул зеленый свет стартового светофора для первой шестерки участников. Колеса — в букс, и через какие-то секунды гонщики уже «заправляли» машины в поворот. Из клубов водяных брызг, будто из парной, первым вылетел тольяттинец Ренас Мухаметзянов, за ним москвич Владислав Штыков и Виктор Школьный из Тольятти... А где же Борис Маслов? — недоумевали зрители, собравшиеся на вираже. Увы, двукратный победитель «Гонки звезд» застрял на старте. Да так прочно, что о погоне за лидерами можно было и не мечтать.
Штыков по обыкновению взялся действовать на нервы возглавляющему заезд: старался подолгу «висеть на хвосте», накатывало поближе в виражах, вынуждая уступить самую быструю дорожку. Тщетно — чемпион России 1992 года ехал безупречно.
Добрым словом в эти минуты помянули давние любители трековых гонок некогда блиставшую своими талантами и, конечно же, «актерами» ижевскую школу. Первая тройка в заезде — земляки-ижевчане, правда, бывшие: Штыков — ныне москвич, Мухаметзянов и Школьный — тольяттинцы.
Тем временем за кулисами, то бишь в закрытом парке, разыгрывались все новые и новые мизансцены. Кто-то демонстративно «разогревал» один вариант покрышек и одновременно втихую готовил к заезду совершенно другой. Говорить о подобранных передаточных отношениях в трансмиссии уже никто и не помышлял. Полная путаница. Разве что пока никто не собирался ехать задним ходом. Внешне же все проходило, как обычно, с приветливыми улыбками и даже шутками.
Зрители, несколько утомленные официальной церемонией представления давно всем известных звезд, наконец оживились и с нетерпением ждали следующего старта. Рядом со «вкатанными» на ледовых трассах Виктором Малюшитским (Тольятти), Владиславом Штыковым, Игорем Коноваловым (Ра-менское) на стартовую линию выехал тольяттинец Николай Мезенцев, несколько лет не появлявшийся в большом спорте. Откровенно говоря, многие и замечать-то его не хотели. А он, между тем, легко выиграл сначала у вышеупомянутой компании, а потом и у своих не менее именитых одноклубников — Мухамет?янова, Белова и Боровикова. Тут-то опрометчивые игроки в тотализатор и засуетились: мол, кто таков? Почему не предупредили, что может так быстро ехать?
Трековые гонки — одна из немногих, если не единственная дисциплина автоспорта, где на одной дорожке выступают и раллисты, и кольцевики, и кроссмены... На нынешней встрече появился в лице Мезенцева и картингист. Правда, в последнее время он больше выступал в роли механика-моториста и штурмана на марафонах. Да и по-пал-то Николай в компанию «звезд» только благодаря выигранному некогда чемпионату Союза по «ипподрому». Комбинезон с чужого плеча, машина — арендованная...
Тем не менее, повстречавшийся нам в закрытом парке известный вазовский раллист Сергей Алясов уверенно заявил: «Я убежден, что победит Николай Мезенцев. Вот посмотрите. Он к этой гонке готов лучше всех. И технически, и физически, и тактически».
Что это? Может, очередная «игра»? Однако все произошло именно так, как предсказывал Алясов. Даже не верится, потому что сценарий гонки на самом деле виделся просто непредсказуемым. Во всяком случае, все главные претенденты на первый приз (фирма «Нитрако», постоянный спонсор «Гонки звезд», на этот раз предложила победителю бесплатное путешествие в Германию), блеснув в каком-нибудь одном из своих заездов, вдруг попадали в тень или, больше того, выбывали из соревнований.
Так в седьмом заезде, правда, не без посторонней помощи, перевернулся Юрий Боровиков, несколько позже расстался с надеждами на победу и Ренас Мухаметзянов. У его машины застучал двигатель. Не скроем, очень многие были разочарованы скромными выступлениями Бориса Маслова и Виктора Малюшитского. Большего, конечно, ждали и от раллистов Виктора Школьного, москвичей Сергея Успенского, Вячеслава Прохорова.
Впрочем, когда соревнования проводятся по известной таблице «шестнадцати» и победителем выходит гонщик, заработавший 25 и меньше очков из 30 возможных, специалисты, даже не видя гонки, заключают, что борьба на трассе была не из легких. Победу Николая Мезенцева, действительно, иначе как трудовой не назовешь. Лишь очко уступил ему занявший второе место Виктор Козан-ков, в активе Александра Белова, третьего призера, оказалось на три очка меньше. Наверное, то, что ясно видел Сергей Алясов, доступно лишь утонченному взгляду профессионала; ведь, откровенно говоря, неискушенные болельщики лишь на финише гонки поняли, что Николай Мезенцев и вправду был готов чуть-чуть лучше и технически, и физически, и тактически. А как актер — искуснее.
Результаты
1. Николай Мезенцев (Тольятти) — 24; 2. Виктор Козанков (Москва) — 23; 3. Александр Белов — 21; 4. Борис Маслов — 20; 5. Виктор Малюшитский — 20; 6. Виктор Школьный (все — Тольятти) — 19; 7. Владислав Штыков (Москва)— 19; 8. Ренас Мухаметзянов (Тольятти) — 19; 9. Валентин Кузнецов — 18; 10. Александр Орловский — 12; 11. Сергей Успенский — 11; 12. Александр Потапов (все — Москва) — 9; 13. Юрий Боровиков (Тольятти) — 8; 14—15. Вячеслав Прохоров (Москва) — Игорь Коновалов (Раменское) — 6; 16. Николай Конин (Пенза) — 4; 17. Сергей Петрухин (Казань) — 1.
Все, кроме А. Потапова (АЗЛК-2141), выступали на ВАЗ-21083.
С. Никольский. Фото В. Князева, А. Гуревича, В. Крючкова
Источник: Журнал «АМС», №3, 1992