Эти философские раздумья неизбежно приходят в голову, когда случается наблюдать энтузиазм болельщиков. Причем, если любители футбола или хоккея обеспечены хотя бы элементарными удобствами в виде трибун и маршрутов общественного транспорта, то приверженцы авто- и мотосостязаний не имеют и этого. Взять тот же автокросс. Чаще всего трассы располагаются в десятке (и не в одном!) километров от города, в «уютном» овраге или выработанном карьере. Добраться сюда можно только на машине. Что уж говорить о трибунах, буфетах, туалетах...
В общем, понятно, что уважения заслуживает хотя бы та страсть, которая собрала 1 декабря под Ульяновском несколько тысяч человек — «поболеть» на традиционных соревнованиях по автокроссу. А ведь это был не какой-то официальный старт, вроде чемпионата страны, когда на трассе гарантированно собираются лучшие гонщики, а обычные «традиционные» соревнования. Правда, посвященные пятидесятилетию Ульяновского автозавода. Но это могло повлиять только на присутствие на мероприятии «генералитета» ПО «АвтоУАЗ» да на качество призов — при нынешнем всеобщем дефиците выдавать их пришлось из «директорского фонда».
Итак, после затяжной слякоти наконец выпал снег. Градусов пять мороза и пронизывающий ветер. Помимо холмистого ландшафта панорама включала деревеньку и погост. Более двух тысяч болельщиков и около трех десятков гонщиков. В основном — свои, заводские, но были и представители Вооруженных Сил и испытательного (тоже армейского) полигона в Бронницах.
Соревнования были построены по традиционной схеме: два отборочных заезда, финальный и утешительный. Сценарий для всех заездов, практически, один — бешено ревя моторами, уазики бросались по стартовому створу — единственному широкому месту — к самой трассе, на которой мест, где можно обогнать соперника, раз-два и обчелся. И закручивается долгая карусель. Машины месили жидкую черную грязь с белым снегом, обдавая брызгами теле- и фоторепортеров, норовивших ради эффектного ракурса подобраться поближе к трассе. Как и во всяком деле, здесь были свои мастера, чей класс вызывал бурное одобрение болельщиков. Опытный Владимир Дунаев и горячий Беньямин Джепаев — приверженцы совершенно разных стилей, но именно они победили в своих заездах и доставили массу удовольствия зрителям бескомпромиссной борьбой в финале.
Но довольны остались не только болельщики. Победа в этой гонке принесла В. Дунаеву, помимо главного приза, еще и возможность съездить на пару недель в Италию. Это — тоже приз, но его обладатель определялся уже по результатам трех соревнований. Учредила этот приз и взяла на себя все финансовые и организационные хлопоты фирма «Марторелли», продающая в Италии наши УАЗы.
А. Солопов Фото О. Косова
Источник: Журнал «АМС», №2, 1992