Один из тех, кто опоздал родиться, — автокросс. В семье европейского автоспорта он явно оказался бедным родственником. Этапы чемпионата Европы почти не транслируются телевидением, значит, не найдешь здесь звучных имен богатых меценатов, а это в свою очередь приводит к отсутствию автомобильных фирм, что понижает зрительский интерес. Круг замыкается.
Поэтому, стоя на самой верхотуре судейской башни спорткомплекса «Муса», расположенного в нескольких километрах от латвийского райцентра Бауска, я не верил своим глазам. Ничего себе, бедный родственник! Новенький, уютный, нарядный, с заполненными трибунами (где вы в последний раз видели полный зал, на встрече с Вероникой Кастро?) автокроссовый стадион. Море автомобилей вокруг — зрители приезжали семьями, многие еще в пятницу и субботу, чтобы провести здесь все выходные. Чего стоит одна только настоящая ярмарка, раскинувшаяся рядом с трассой. От обилия всякой всячины разбегались глаза — наклейки, журналы, плакаты, открытки, майки, бейсболки — всего не перечесть. Эх, скинуть бы годков, и тогда родительский кошелек точно дал бы трещину! И конечно, на каждом шагу всевозможные вкусности — и для детей, и для взрослых. Сказка. Особенно если учесть доносящиеся отовсюду стоны о трудностях жизни.
«Конечно, трудно, а кому сейчас легко? — говорил мне директор комплекса Мартиньш Калныньш. — Но мы и не думаем унывать. Наоборот. Строим коттеджи для тех, кто пожелает провести уик-энд с комфортом. А чтобы расширить возможности трассы (одним автокроссом при всем желании не проживешь), заложили трек для ипподромных гонок, планируем создание трассы для ралли-кросса с прицелом на чемпионат Европы! Одним словом — живем, работаем!»
О том, что организаторы этапа чемпионата Европы не сидели сложа руки, красноречиво говорил и призовой фонд. В группе Д-3 (багги) первые десять водителей получали от 500 до 120 немецких марок, в Д-2 (легковые машины) — первая шестерка от 400 до 100. Конечно, цифры эти могли бы вызвать лишь улыбку у итальянских, немецких, австрийских гонщиков — только на дорогу они потратили гораздо больше. Однако кроссмены — странный народ. Не избалованные гигантскими гонорарами кольцевиков и раллистов, они напоминают мальчишек-бессребреников. Вспомним, ведь два года назад, когда впервые в Бауске проходил этап европейского первенства, призовой фонд был и вовсе в рублях. И тем не менее приехали тогда многие. Многие, но не все.
«Я страшно пожалел, что в прошлом году гонка в Бауске сорвалась, — сказал мне накануне старта, во время квалификационных заездов мэтр автокросса чемпион Европы итальянец Джанкарло Стекка. — Ведь от своих товарищей, выступавших здесь два года назад, я слышал о латвийской трассе самые лестные отзывы. И еще тогда решил, что обязательно сюда приеду».
Примеру Стекки последовали практически все сильнейшие гонщики. И если два года назад этап европейского первенства несколько смахивал на открытый чемпионат Союза, то на этот раз при взгляде на список участников возникали сомнения, смогут ли латыши, литовцы, эстонцы и русские хотя бы пробиться в финал.
Особенно трудно было рассчитывать на успех в группе Д-3, где участников было столько, что пришлось проводить предварительные заезды. Ведь за предыдущие пять этапов ни одному из наших не удалось набрать даже очка. Что, впрочем, неудивительно — на чем? «Опора на собственные силы», похоже, окончательно провалилась. Сделать из отечественных моторов что-то приличное в классе до 3500 см3 так и не удалось. И теперь стало ясно: если хочешь добиться в чемпионате Европы серьезного результата, а не просто ездить зрителем на финальные заезды, придется покупать иностранный двигатель. Первой ласточкой стал Алексей Шаров. Промучившись несколько лет с роторно-поршневым мотором ВАЗ, он сумел убедить руководство КамАЗа. И совместное предприятие ALKAM, занимающееся выпуском в Набережных Челнах грузовиков с двигателем «Камминс» и кабиной СИСУ, за десять тысяч марок (помните призовые сотни?) купило для Алексея подержанный «Порше». Весна и почти все лето ушли у Шарова на подготовку новой машины, и, наконец, аккуратный (что нечасто может сказать о багги) темно-синий автомобиль появился на трассе в Бауске. Тренировочные круги Алексей прошел без блеска — только двенадцатое время из 23 участников. Зато в четвертьфинале на следующий день порадовал. После первого круга он шел вторым вслед за Ярославом Гоше-ком, но на втором круге ошибся, слишком широко войдя в один из поворотов, и пропустил голландца Хенка Оппелаара (победителя, кстати, португальского этапа). Но третьего места вполне хватило для выхода в полуфинал.
После заезда Алексей немного жаловался на коробку — плохо включались передачи, но в целом был явно доволен.
Однако первый блин «КамАЗ-Порше» на европейском первенстве все же вышел комом. Перемудрив с шинами, в полуфинале Шаров так и не смог попасть в пятерку и остался за чертой финала. И все же выступление Алексея вселяет оптимизм и определенную надежду, что русский гонщик вскоре может оказаться среди лидеров и в этом классе.
А вот кто бесспорно смог бы задать жару французам, голландцам и чехословацким баггистам, играющим сейчас первые роли в автокроссе, так это Яанус Лигур. Мотор его машины (он ведет свое происхождение от 1600-кубового двигателя, с которым эстонец стал двукратным победителем Кубка ФИА) вдвое слабее «Порше», «Татры», «Рено», которыми пользуются конкуренты. Однако недостаток лошадиных сил Яанус компенсирует великолепной техникой езды. В своем полуфинале он занял третье место, уступив только Гошеку и Гавелу — старожилам европейского чемпионата, и получил на старте финального заезда очень хорошую шестую стартовую позицию.
К сожалению, видимо, именно это шестое место на старте и оказалось для Яануса роковым. Он очень неплохо вошел в первый поворот, но тут судьи выбросили красный флаг — фальстарт. Кто-то увидел этот сигнал остановки и притормозил, кто-то попытался объехать неожиданно останавливающихся соперников. В этой неразберихе машину Карела Гавела занесло, и Лигур, шедший уже четвертым, налетел на него правым передним колесом своего багги. Когда рассеялась пыль, поднятая десятком «кроссовых формул», на поле боя остались неподвижно стоять машины под номером 31 и 19 Яануса Лигура и литовца Левонаса Ведейкиса. Оба прибалтийских гонщика, пробившись в финал, так в нем и не стартовали и не получили очков.
Сам же заезд, как будто весь положенный драматизм был израсходован на старте (был и еще один красный флаг), прошел не то чтобы спокойно, но достаточно бесконфликтно. За все девять кругов зрители увидели только один обгон — незадолго до финиша последний гонщик, Владимир Кубичек из Чехословакии, обошел предпоследнего — француза Робера Залера
Зато уж в группе Д-2 конфликтов было хоть отбавляй. Нужно сказать, что европейское первенство, несмотря на свою, так сказать, официальность, покорило меня какой-то очень домашней, семейной почти атмосферой. Большинство гонщиков знают друг друга давно и хорошо, приветствуют друзей-сопер-ников в удаче, сочувствуют в беде. Однако, как и во всякой семье, тем более такой большой, разноязыкой, случаются и размолвки, и ссоры, а иногда бывает, что и вражда не на жизнь, а на смерть завяжется. Чемпион Европы Стекка и экс-чемпион немец Рольф Фолланд, как говорится, «след на след не наступают». Итальянец до сих пор считает, что два года назад победу в чемпионате у него отняли обманом, лишив очка за 10-е место в одной из гонок. Поэтому эти двое не общаются вовсе, как бы не замечая друг друга. Зато на трассе, уж будьте уверены, для Фолланда существует только черная «Лянча» Стекки, а того в свою очередь интересует лишь сиреневый «Ауди» немца.
Два последних года борьба за чемпионскую корону шла лишь между этими Крезами автокросса (говорят, что Фолланд располагает 12 миллионами марок в сезон). Каково же было удивление обоих, когда уже на первом этапе нынешнего сезона в Бремене в их борьбу вмешались французы Фабрис и Марк Морис. Братья выступают на «Пежо» двести пятой модели. Но если Марк располагает обычной спортивной модификацией, то у Фабри-са — тот самый прототип группы В, победитель двух чемпионатов мира по ралли, двух «Дакаров», «Пайкс-Пика». Морисы никогда не участвовали в чемпионате Европы, стартуя лишь в национальном первенстве, и вот с места в карьер такой успех. После пяти этапов Фабрис уверенно занимал первую строчку таблицы, опережая Фолланда на 20 очков. А Марк шел третьим, насобирав втрое больше очков, чем Стекка.
Джанкарло этим обстоятельством был столь удручен, что решил оставить автоспорт. В его 53 года трудно назвать это поспешным решением, однако настоящая причина кроется скорее всего в том, что в 1992 году истекает шестилетний срок, на который ФИСА допустила автомобили группы В к соревнованиям. Успехи же Стекки в последние годы связаны, конечно, в первую очередь с его «Лянчей-С4», самой мощной машиной чемпионата.
А вот сломить Фолланда братьям Морис не удалось. И если Фабрис справился с этим на трассе, довольно легко обойдя его уже на втором круге финального заезда, то после финала немец взял реванш. Как выяснилось, Рольф — большой мастер по части семейных сцен, и уже после награждения и круга почета он, мило улыбаясь французу, подал на него протест.
Толщина заднего стекла «Пежо-205-турбо 16» победителя не соответствовала правилам. Фабрис был просто потрясен «важностью» причины протеста, а один из немецких болельщиков громогласно, на весь закрытый парк выразил свое возмущение мелочностью земляка. Тем не менее после двухчасового заседания протест удовлетворили, Фолланд был объявлен победителем, а Морису оставили право подать апелляцию. Так что судьбу первого места будет решать специальная комиссия в Париже.
Больше всех таким решением, как мне показалось, был расстроен не сам француз, а... тольяттинец Владимир Бузланов. Он был на финише третьим, но решение судей сделало его серебряным призером — за два года выступлений это лучший результат 33-летнего гонщика. Смущенно принимая поздравления друзей и соперников, он хотел даже просить судей оставить его на третьем месте, не присуждая очки за второе: «Я хочу побеждать на трассе, а не после гонки!». Лишь тренеру Владимиру Тягунову удалось немного успокоить тезку: «К чему эти жесты, Володя? Решение — дело судей. А если ты хочешь показать Фолланду, что не одобряешь его поступок, тс вполне достаточно не пода вать ему руки...»
Как видим, наши гонщик, потихоньку обживаются в ев ропейской семье, учатся быть на короткой ноге с чемпионами, все чаще приезжают «в призах». Вот и в Бауске эстонец Эуген Куузик, вазовцы Валерий Джеджела, Анатолий Кривобокое и Александр Ерофеев на «самарах» оккупировали с 4-го по 7-е места. Однако подняться так высоко им удалось скорее благодаря сходам соперников: уже на втором круге «убрался» Франтишек Качирек из Чехословакии на «Форде-сьерра», а еще через круг прекратил борьбу, вылетев с трассы, Стекка. На финише же даже Бузланов уступил победителю почти полминуты, что уж говорить об остальных.
Совершенно очевидно, что «восьмерка» сможет соперничать с более чем трехсотсильными конкурентами только в результате серьезной работы завода. В то же время трудно ожидать от ВАЗа сегодня крупных капиталовложений в постройку именно кроссовой машины. Скорее уж там займутся «кузовным» кольцом, гораздо более выгодным с точки зрения рекламы. Так что кроссменам, вероятнее всего, придется правдами и неправдами искать спонсоров, которые бы помогли им купить импортный спортивный автомобиль. Если, конечно, они не хотят оставаться в автокроссовой семье бедными родственниками, которых все жалеют.
Десять напряженных заездов — четвертьфиналы, полуфиналы и финалы — подарил зрителям этап чемпионата Европы. Но и в перерывах между гонками публике не приходилось скучать. Организаторы специально пригласили группу "автоклоунов" из Швеции. Громадные, как корабли, "кадиллаки", "понтиаки", "шевроле" и "доджи" смотрелись на кроссовой трассе несколько неуклюже, однако с ролью "коверных" справились.
"Папа Стекка" уходит. Чемпион и двукратный экс-чемпион Европы перед финалом неожиданно заявил, что гонка в Бауске будет для него последней, чем, наверное, немало смутил организаторов. Будь у них побольше времени, они наверняка устроили бы торжественные проводы — все честь по чести. А так Джанкарло самому пришлось организовывать себе круг почета — на маленьком мокике.
Словно злой рок преследует в нынешнем сезоне Явнуса Лигура. Досадное недоразумение с выездными документами не позволило ему попасть на этап в Чехословакию. И в Бауске, прекрасно проведя отборочные заезды, эстонец в финале был лишь зрителем. Главное же, никак не удается найти средства на покупку конкурентоспособного мотора. Но Яанус не из тех, кто легко сдается. Если он пришел в "Высшую лигу" автокросса, то, уж будьте уверены, для того, чтобы побеждать. Вопрос лишь в том, кто захочет финансировать будущего чемпиона Европы. Есть предложения, бизнесмены?
А. Мельник. Фото В. Крючкова
Источник: Журнал «АМС», №6, 1992