Бравые слова. Но вспомним, как много в последнее десятилетие было таких героев! «Риаль», «Евро-Брун», AGS, «Цакспид», «Фондметал», «Оникс», «Колони», «Спирит», ATS, RAM, «Даллара», «Хаас». Не устали? А ведь список далеко не полон. Зачастую не имея за душой ничего, кроме энтузиазма и довольно скромных денег, они по большей части «сбивались с ноги» уже к середине первого своего сезона в Ф1 и вскоре бесследно исчезали. Удержаться на плаву и добиться сколько-нибудь значительных успехов удалось, пожалуй, четверым: «Тоулмену» (его вытащила из финансовой пропасти торговая марка «Бенеттон»), «Джордану» с «Заубером» и «Минарди». Вот такой сказ. И сразу возникает вполне уместное сомнение, не станет ли команда Уиггинза очередным мотыльком-однодневкой?
Нужно признать, что перспективы «Пасифика» и в самом деле может назвать радужными только уж очень большой оптимист. Начать хоть с того, что финансы команды, как говорится, поют романсы: бюджет довольно скуден и на редкость не стабилен, Например, сумма, которой Уиггинз располагал в чемпионате формулы 3000 прошлого сезона, была вполовину меньше, чем два года назад. Потеряв в 1992 году контракт с «Филип Моррис», «Пасифик» никак не может заручиться поддержкой другого спонсора. Вот так и получилось, что «конюшня» — чемпион сезона-91 в прошлом году вынуждена была стыдливо прикрывать девственную белизну своих болидов цветными полосами собственного изобретения.
Именно это самое больное место «конюшни» из Тет-форда. «О-о-о, эти спонсоры, они как дети,— всякий раз грустно вздыхает Кейт, когда тема разговора переходит на взаимоотношения с рекламодателями.— Похоже, вовсе не понимают, насколько серьезная и дорогая штука гонки!»
Финансовыми трудностями далеко не исчерпываются минусы новичка Ф1. Поставщиком моторов «Пасифик Гран-при» стала фирма «Илмор». Однако она связана эксклюзивным контрактом с «Заубером», стало быть, в Тетфорд пойдут двигатели старой модели, которые и в прошлом году в Ф1 не блистали. К тому же «Пасифик» не имеет никакого опыта в создании болидов Ф1. Да и вообще любых других гоночных машин — ведь пилоты команды всегда выступали на серийных автомобилях различных английских фирм. Но этот номер, как мы могли убедиться на примере «конюшен», использовавших «лолы» и «марчи», в Ф1 не проходит.
Как видим, новичок — без гроша за душой и в отсутствие всякого инженерного опыта к тому же — несколько напоминает гадкого утенка, попавшего на богатый птичий двор. На чем же основан оптимизм Кейта Уиггинза? Нужно сказать, что некоторые козыри у него все же имеются. Во-первых, «Пасифик» — в своем роде уникальный гоночный коллектив. Он снискал себе чемпионские регалии во всех соревнованиях, в которых только принимал участие. Что говорит о многом. Команда, равно как и хороший пилот, тем и отличается от никудышных, что, переходя в более сложную гоночную категорию, непременно оказывается первой или одной из первых. Начав свой путь с незатейливой формулы «Форд-1600», «Пасифик» всего через семь лет выиграл Международный чемпионат Ф3000.
Интересно, что в молодости, еще до создания в 1984 году своей «конюшни», Уиггинз работал в фирме «Проект-4» под руководством Рона Денниса. Возможно, это до некоторой степени объясняет победное постоянство «Пасифика». Рон, железной рукой сумевший вывести из смертельного штопора «Мак-Ларен» и сделавший его лучшей командой мира, несомненно, привил Уиггинзу понимание азов гоночного бизнеса. Пока Кейт еще ни разу не посрамил имя своего учителя — дела «Пасифика» в младших гоночных классах шли прекрасно. Уиггинз, кстати, даже внешне напоминает Денниса и начинает свое дело в Ф1 примерно в том же возрасте, в каком его бывший босс подписал контракт между «Проект-4» и «Мак-Лареном».
Большим подспорьем для «Пасифик Гран-при» стал запрет на использование активной подвески, противобуксовочных систем и другой электроники. Безусловно, это сэкономит команде порядочные деньги. А финансы, как вы знаете,— незаживающая рана «конюшни» из Тетфорда.
А потому пока зимой новый, с иголочки «Пасифик-PR01» с Бертраном Гашо за рулем накручивал тестовые круги, Уиггинз охотился за спонсорами.
Что ж, если его поиски увенчаются успехом и бюджет команды будет хотя бы стабильным, у «Пасифик Гран-при» появится шанс стать, если и не прекрасным лебедем, то вполне крепким и нарядным селезнем. А это, согласитесь, тоже не так уж плохо.
Источник: Журнал «АМС», №4, 1994