Пятый этап чемпионата мира стал первым в нынешнем сезоне, в котором Михаэль Шумахер не сумел одержать победу. Однако, как ни странно, именно эти состязания со всей очевидностью подтвердили безоговорочное преимущество немецкого гонщика и его "Бенеттона". Как бы ни храбрился на пресс-конференции победитель, Деймон Хилл, заявляя, что ему "удалось остановить Шумахера", подавляющему большинству и зрителей, и, тем более пилотов, журналистов, прочей околого-ночной публики причина была ясна. Два круга "Бенеттон" под номером 5 ехал на одной пятой передаче, затем низшие, к счастью, включились, но шестая упрямилась почти всю гонку. Так что, если бы не неисправность трансмиссии, 25-летний немец легко выиграл бы пять этапов из пяти. В любом виде спорта такая ситуация называется просто — нет соперников.
Разумеется, болельщики Шумахера были счастливы — за какие-то два месяца он стал лучшим в истории немецким гонщиком формулы 1. Поклонники "Бенеттона" тоже радовались — английская команда с итальянским именем наконец-то вышла из тени "великих" — "Мак-Ларена", "Феррари", "Вильямса". Однако тех, кого прельщает в автогонках прежде всего острое соперничество нескольких равных пилотов, безоговорочное преимущество одного не могло обрадовать.
А главное — на горизонте не видно было никого, кто смог бы справиться с недавним новичком. В формуле 1 не осталось ни одного чемпиона мира — Прост оставил гонки, Сенна погиб, Мэнселл перебрался за океан. Осиротевший "Вильямс" с недавним тест-пилотом Хиллом и поставивший на "темную лошадку" "Пежо" "Мак-Ларен", как выяснилось в майских гонках, не могут составить конкуренции лидеру.
Вот почему уже в пятницу, 10 июня, столько людей, и не только поклонников итальянской "конюшни", с надеждой прислушивались к радиоприемникам — начались тренировки Гран-при Канады.
Первое сообщение было курьезным — или грустным, это уж каждый понимает в меру собственной любви к природе. "Эрроуз" Кристиана Фиттипальди сбил бобра, неуклюже топавшего через трассу по своим бобриным делам (напомним, автодром имени Жиля Виль-нева, где проходит этап чемпионата мира, находится на острове Нотр-Дам, посреди реки Святого Лаврентия). А через несколько минут стало известно, что в утренней тренировке оба "Феррари" обошли Шумахера.
Результаты же официальной квалификации в пятницу вызвали в Италии, да и в Канаде — ведь Монреаль является столицей франкоязычного Квебека — целую бурю восторга. Француз Алези, показав лучшее время, может впервые в своей жизни занять первое место на старте. Тиффози на другом берегу Атлантики неистовствали — в последний раз "Феррари" стоял на "поул-позишн" почти четыре года назад, 23 сентября 1990 года.
На следующий день Жану исполнялось 30 лет. Вся команда уже приготовилась поздравить его с тройным праздником — днем рождения, первым в жизни и 11 1-м в истории "Феррари" "поулом". Сам Алези был спокоен и решителен: "Мы — на верной дороге. К тому же Монреаль — трасса достаточно простая, без быстрых поворотов, которые могли бы нарушить настройку машины. Здесь нужно лишь что есть мочи тормозить да порезвее разгоняться. А наша машина справляется с этим прекрасно".
Но, как стало ясно через сутки, для "Бенеттона" канадский автодром проблем тоже не представляет. Не прошло и половины из положенного на квалификационные заезды часа, а Шумахер уже опередил Алези.
"Какой же ты после этого друг? У меня ведь день рождения..." — за улыбкой стараясь скрыть досаду, говорил Жан немецкому гонщику в боксах. 30-градусная жара заставила француза ошибиться с шинами, поэтому в числе всего пятерых пилотов он не сумел улучшить в субботу свое время. Отвечая же утешавшим его французским и итальянским журналистам — ведь уступил он лидеру всего-то навсего 0,099 секунды, — Алези как-то обреченно заметил: "Так-то оно так, но только помните — гонка длится не один круг..."
Именно этой обреченностью прямо-таки веяло от красных красавцев из Маранелло на следующий день. Ни разу на протяжении всей гонки ни Алези, ни Бергер даже отдаленно не претендовали на лидерство. Больше того, после остановки в боксах для смены шин и дозаправки стала "барахлить" коробка передач в машине француза. Хилл, воспользовавшись этим, лишил его второго места. А под занавес гонки только неисправности "Мак-Ларена" Мики Хаккинена, "Джордана" Рубенса Барри-келло и даже "Эрроуза" (!) Джанни Морбидел-ли позволили французу зацепиться за третью ступеньку пьедестала.
Так Шумахер выиграл пятый Гран-при из шести, и стало ясно, что на роль его противников "жеребцы из Маранелло" не годятся. Во всяком случае пока. Но что же делать? Как вернуть формуле 1 напрочь исчезнувшую интригу?
Вся Бразилия еще оплакивала своего погибшего кумира, когда президент FOCA, не полагаясь на самого Фрэнка Вильямса, уже встретился с Нельсоном Пике. Не хочет ли еще один трехкратный чемпион мира занять так некстати освободившееся место Айртона Сенны? Бразилец, всегда отличавшийся не только обескураживающей прямотой, но и ясностью ума, вместо ответа покрутил пальцем у виска. Нимало не смутившись, Экклстоун зашел с другого конца — не поспособствует ли Пике переходу в "Вильямс" своего молодого соотечественника Баррикелло? Талантливый парень будет хорошим противовесом Шумахеру ... Но и эта задумка Берни не удалась. И тогда кклстоун из Америки Южной отправился в Северную.
Первой все узнала итальянская "Гадззетта делло Спорт": в Гран-при Франции за руль "Вильямса" сядет чемпион мира 1992 года Найджел Мэнселл. Еще почти три недели сам гонщик, словно красна девица, все отрицал, особенно возмущаясь слухами о финансовой стороне соглашения. Сообщалось, что за неделю работы — тесты, тренировки, квалификация и гонка — он получит миллион долларов. Стало также известно, что за расторжение контракта Полу Ньюмену и Карлу Хаасу, владельцам "индикаровской" команды Мэнселла, Экклстоун предлагал 20 миллионов долларов. А самому Найджелу за десять оставшихся Гран-при сезона — еще 13,5 миллионов. Правда, ни Хаас, ни Ньюмен на уговоры не поддались и согласились отпустить свою "звезд/' только на те гонки, которые не совпадают по срокам с американскими. И все же, как тут не вспомнить: "деньги, поверьте, не играют здесь никакой роли".
Эх, если бы только Найджел знал, насколько он был... прав!
В пятницу в квалификационных заездах англичанин сумел показать только седьмое место, отстав от Шумахера на секунду : четвертью. Этому, правда, никто особенно не удивился — впервые за полтора года Мэнселл сел за руль "формулы 1", лишенной к тому же всех электронных изысков, помогавших ему в свое время стать чемпионом мира. "Нынешние машины — словно необъезженные жеребцы, — жаловался экс-чемпион после первых тренировок. — Так они скачут! Ими, несомненно, стало гораздо труднее управлять и очень сложно настраивать на гонку. По сути дела, я так и не почувствовал свою машину. Поэтому придется "играть на слух"
Однако в субботу "вильямсы", оснащенные новыми двигателями "Рено-RS6B", неожиданно для многих показали лучшее время. Правда, злые языки утверждали, что причина здесь не в водителях, а в повышенном до 15500 об/мин числе оборотов коленчатого вала. Как бы то ни было, на пресс-конференции Мэнселл, у которого Хилл "украл" "поул-позишн" за пять минут до конца квалификации, сиял: "Я счастлив и горд быть рядом с Деймоном в первом ряду! Завтра ему нечего будет опасаться. Я помогу ему победить, ведь это не мой чемпионат, а его. Я здесь всего лишь гость!"
Сам же Хилл, сверкая по сторонам пронзительным взглядом карих глаз, рубил короткими фразами: "Мэнселл для меня — фантастическая поддержка. Как хорошо, когда в команде двое. Двое сильных. Мы сделаем все, чтобы победить завтра. И победить как можно с большим отрывом". Как ему хотелось заставить всех забыть, что за одну гонку 40-летний Мэнселл получил больше, чем сам он за весь сезон!
Но, как уже говорилось, не все решают деньги. И доказал это Шумахер, едва лишь зажегся зеленый сигнал стартового светофора Гран-при Франции. "Бенеттон" с такой легкостью проскочил мимо занимавших первый ряд "вильямсов", что казалось, их водители просто уснули! "Да, может быть, Найджел чуть-чуть ошибся на старте, — улыбался после гонки немец. — Но мне удалось превосходное начало. Я даже испугался немного - могли подумать, что я тронулся на красный". А Хилл недоумевал: "Я отлично стартовал. Не понимаю, почему Шумахеру так легко удалось уехать. Так же как не могу взять в толк, что случилось с его машиной после "пит-стопа". Треть гонки мы с ним ехали "ноздря в ноздрю", и вдруг он легко ушел. Странно...".
А Найджел Мэнселл, которого за миллион долларов специально выписали из-за океана, оказался, между тем, в глупейшем положении. Только что он, словно старший брат, похлопывая своего коллегу по плечу, великодушно вещал: "Не бойся, я прикрою тебе спину". А теперь он только третий, с каждым кругом отстает от Хилла, Шумахер далеко впереди, а сзади к тому же настойчиво атакует Алези. Стоило для этого ехать из Америки.
Позволю высказать предложение, что именно это выбило англичанина из колеи. Найджел никогда не отличался ни психологической устойчивостью, ни физическими кондициями. В труднейших условиях — в Маньи-Кур было 30 градусов в тени, а тени, как известно, на трассе не бывает, — откатившись на шестое место, с работающей к тому же с перебоями коробкой передач, Мэнселл не выдержал и отказался от борьбы.
Характерно, что вначале сообщили о поломке трансмиссии. Потом оказалось, что виноват топливный насос. Потом — снова коробка.
Между тем, сам "американский гость" не стал дожидаться окончания гонки. Зайдя в боксы "Вильямса" и бросив короткое "Пошли!" жене Розанне, неизменно сопровождающей его на все соревнования, Мэнселл быстренько переоделся в "цивильное" и, юркнув в автомобиль самого Экклстоуна, был таков: неподалеку от автодрома его ждал самолет президента ФИА Макса Мосли.
Так бесславно закончилась еще одна попытка "остановить Шумахера". Сам же Михаэль, выиграв шестую из семи гонок, похоже, от души веселился: "Я немного беспокоился, когда узнал о новых моторах "Рено" — все же 400 лишних оборотов и 15 дополнительных "лошадок" это кое-что. Но когда стало ясно, что в гонке они поедут на старых, тревожиться перестал". А потом с глубокомысленным видом изрек: "Если "Бенеттон" бьет "Вильямс" в Маньи-Кур, то это, скажу я вам, исключительно благодаря верной стратегии".
Не знаю, как насчет стратегии — второй номер "Бенеттона" за семь этапов набрал всего одно очко, да и то после дисквалификации в Канаде Фиттипальди, — а вот инженеры команды признали, что автомобиль Шумахера был оснащен во Франции сцеплением новой конструкции, которое позволяет молниеносно стартовать...
Как бы то ни было, доведенный до белого каления намеками журналистов на то, что в случае прихода Мэнселла и даже Проста в будущем сезоне он может остаться без работы, всегда сдержанный и корректный Деймон Хилл рассвирепел: "Хватит! Я только что побил Мэнселла. Год назад я бил Проста. В этом сезоне я единственный, исключая Сенну, кто мог сражаться с Шумахером. И я еду в Сильвер-стоун, чтобы победить и попытаться повернуть ход чемпионата мира в свою пользу. Я еще не знаю, что именно мы сделаем, но будьте уверены — мы сделаем все, чтобы остановить этого человека!"
Эх, Деймон, лучше бы ты этого не говорил! Ибо все происшедшее на Гран-при Великобритании приобрело теперь несколько иной смысл.
Сильверстоун было не узнать. Владельцы старейшей трассы Ф1, где 44 года назад стартовал чемпионат мира, решили основательно ее переработать, сделав чуть короче и значительно безопасней. Перестройку планировали на будущую зиму, но "черный уик-энд" в Имоле заставил поторопиться. И в начале июня закипела работа. Всего за 18 дней было реконструировано 30 процентов трассы, четыре поворота и участок перед боксами. 220 грузовиков асфальта и 160 — гравия, полтора миллиона долларов — эти цифры впечатляют. Но главное, что трасса, в отличие от канадского и французского автодромов, подверглась не косметическому, а капитальному пересмотру именно с точки зрения безопасности.
"Изменения произвели на меня сильное впечатление, — делился с журналистами Хилл за неделю до гонки. — Это именно то, чего ждали водители". "Самое любопытное, — добавил его товарищ по команде Дейвид Култард, — что она станет и более интересной для зрителей".
Болельщики оценили правоту шотландца уже на тренировках. Большинству пилотов предстояло заново знакомиться с Сильверсто-уном, с новой конфигурацией его поворотов. К тому же свежее покрытие было чрезвычайно скользким. Но борьба на трассе оказалась настолько интересной, что уже в субботу трибуны автодрома заполнили 30 тысяч зрителей — больше, чем на иных гонках.
А что Шумахер? Он вовсе не выглядел расстроенным, и прежде всего потому, что уступил ничтожные три тысячных секунды: "Конечный результат, понятно, не слишком меня обрадовал. Но в целом я вполне доволен"
Невозмутимого немца не смогла вывести из себя ни довольно нервная обстановка перед стартом — заглох мотор "Вильямса" Култарда, из боксов же пришлось стартовать Алессандро Дзанарди, уже на круге прогрева "кончился" мотор "Джордана" Эдди Эрвина, впечатляющий пожар устроил на стартовой прямой Мартин Брандл — ни даже то обстоятельство, что лидерство сразу захватил его соперник. Михаэль держался чуть сзади, не предпринимая попыток атаковать. Он вышел вперед только когда "Вильямс" отправился в боксы, а через два круга сам поехал на смену шин и дозаправку. А когда выехал из "пит-лейна", болельщикам Хилла не оставалось ничего другого, как горько вздохнуть: Деймон уже проигрывал немцу более двух секунд.
Впереди, правда, был еще "Феррари" Бергера, который сопротивлялся натиску Михаэля целях три круга, позволив Хиллу догнать обоих. Но едва лишь австриец нырнул в боксы, освободив дорогу, "Бенеттон" стал все дальше уходить от "Вильямса". Впереди замаячила седьмая победа Шумахера из восьми. И здесь произошло непонятное.
Едва лишь пилоты в 21-й раз пересекли финишную черту, на экранах мониторов появилась надпись — "Михаэль Шумахер. Черный флаг". Не веря своим глазам, Флавио Бриаторе бросился к главному судье.
Комиссар ФИА бельгиец Роланд Брюнседр обьяснил шефу "Бенеттона", что его "первый номер" наказан на пять секунд штрафом "стоп-энд-гоу" за ... обгон на круге прогрева.
Бриаторе долго еще с досадой размахивал руками, несмотря на увещевания своего помощника Тома Уокиншо, шириною плеч больше похожего на "карачаровского сидня" Илью Муромца. Только после гонки он немного успокоился: "Я был в полной уверенности, что штраф прибавят к результату. Мы так и сказали Михаэлю, когда он заехал в боксы. И вдруг появился черный флаг. Выиграть в такой ситуации, конечно, уже не представлялось возможным. Жаль! Но я все же рад за Хилла — он победил дома ..."
Деймон и вправду, получая британский Гран-при из рук принцессы Уэльсской Дианы, был на верху блаженства — ему удалось то, о чем лишь мечтал его отец, двукратный чемпион мира Грэм Хилл. И все же, несмотря на энтузиазм десятков тысяч английских болельщиков и радость в стане "Вильямса", восьмой этап чемпионата мира только еще раз подтвердил слова Найджела Мэнселла: "В спорте не бывает непобедимых. Однако в нынешнем сезоне Михаэль Шумахер и его "Бенеттон" составляют, похоже, именно такую непобедимую пар/'. Потеряв на штрафе около 25 секунд, лидер чемпионата проиграл в итоге 18, испытывая к тому же трудное™ с трансмиссией.
Выходит, соперников как не было, так и нет. Но что стоит их придумать? Тем более облеченным властью чиновникам ФИА. И вот через несколько дней после английского этапа стало известно, что Шумахер за неподчинение черному флагу оштрафован на 25 тысяч долларов, лишен шести очков за второе место и дисквалифицирован еще на две гонки. Как говорил год назад Ален Прост: "Вы думаете, меня наказывают за нарушения? Нет! Только за то, что я побеждаю."
Источник: Журнал «АМС», №9, 1994