Сражение за победу, которое он вел с Хоторном и Фанхио, вошло в легенду, но первым на финише все-таки был Майкл. Секунду проиграл ему будущий пятикратный чемпион мира. И лишь четыре десятых отделяли Гонзалеса от его великого соотечественника.
Пожалуй, то был первый случай в формуле 1, когда один из соперников попытался добиться решающего перевеса при помощи хитрости с дозаправкой. Увы, такая тактика не принесла успеха аргентинцу. Более того, многие считают, что, если бы не остановка в боксах, быть бы Гонзалесу победителем.
Соблазн сыграть в ту же игру зародился в сердцах гонщиков, когда на свет появились мягкие, но одновременно и менее износостойкие шины. В1957 году "Мазерати" Фанхио был обут в покрышки "Пирелли", которые имели отменные сцепные качества, но явно проигрывали в надежности шинам "Энгельберт", установленным на "Феррари" Питера Коллинза и Майкла Хоторна. И вот на Большом призе Германии Хуан-Мануэль решил наполовину облегчить на старте машину, чтобы дозаправиться в середине гонки и одновременно сменить резину. Казалось, что так он сможет, как говорится, убить сразу двух зайцев.
Шеф-механик команды уверил Фанхио в том, что если тому удастся на первой части дистанции оторваться от соперников на 30 секунд, то он не лишится первого места. Аргентинец остановился в боксах, когда от преследователей его отделяло 28 секунд, но механики не сдержали слова — Хуан-Мануэль вновь стартовал, проигрывая лидеру целых 48 секунд. И все же он выиграл ту гонку, совершив, несомненно, свой самый великий спортивный подвиг. Однако в основе его лежала не тактика дозаправки, а феноменальное мастерство пилота.
Между тем, снижение расхода топлива, вызванное запретом применения спиртового горючего в 1958 году, вместе с сокращением дистанции состязаний заставили забыть об этом виде тактики ведения гонки.
Вспомнили о нем только в 1982 году, и вновь, как и четверть века назад, причиной возрождения дозаправки стало появление чрезвычайно мягких покрышек.
Пионером в этом деле оказался один из самых изобретательных людей в формуле 1 — Гордон Марри.
Дело в том, что невероятный "аппетит" турбомотора требовал солидного запаса топлива, и вес полностью заправленного автомобиля на первых кругах разрушал нежную резину. Дозаправка не только позволяла атаковать в начале гонки, но и сохранить покрышки.
— Мы готовили аппаратуру для дозаправки в жутком секрете, — вспоминает англичанин. — На предсезонных тестах "Брэбхэма-БМВ" в Оултон-Парке мы выставляли специальные посты, чтобы во время тренировок наших механиков не было посторонних.
Однако пожать плоды "военной хитрости" Марри было не суждено. В ходе Гран-при Великобритании 1982 года у Риккардо Патрезе заглох на старте мотор, а на машине Нельсона Пике, изрядно ушедшего вперед, оборвался ремень привода водяного насоса.
Урок "Брэбхэма" соперники усвоили очень быстро и дозаправка стала неотъемлемой частью гонок формулы 1 вплоть до запрета в 1984 году. Руководство ФИА тогда посчитало этот спектакль слишком опасным. Заметим, вполне резонно, в чем мы смогли убедиться во время пожара в боксах "Бенеттонг" в нынешнем году.
Наблюдая на экране телевизора, как пламя в мгновение ока охватывает автомобиль, сжимая в своих жарких объятиях Йоса Ферстаппена, невольно подумалось: ради чего? Только лишь из-за желания добавить перца в становившееся пресным блюдо чемпионата мира Ф1! Ведь на сей раз возрождению дозаправки не было никаких технических предпосылок. Даже использование сверхмягких покрышек ныне запрещено.
Отчасти поэтому, а также держа в уме опыт прошлых неудачных попыток обойти конкурентов за счет "бензиновых хитростей", думаю, сейчас вряд ли какая-либо из команд пытается строить тактику дозаправок, имея в виду объегорить соперников. Тем более, что рассчитывается она с помощью специальных компьютерных программ, позаимствованных, кстати, из гонок формулы CART. Задача, замечу, не самая сложная для современных электронных мозгов. Определяющий фактор здесь — расход топлива, который зависит в основном от мощности и аэродинамики автомобиля. Он тем больше, чем сильнее мотор. При равных же мощностных показателях проигрывают по экономичности двигатели с большим числом цилиндров (меньше движущихся деталей — меньше трение).
В расчет принимается и конфигурация трассы. Медленные, такие, как в Монако, например, где пилот только примерно половину дистанции проходит на полном газу, способствуют экономии горючего. Многое значит также длина подъезда и выезда из боксов. Основное время при "пит-стопе" теряется именно на этом. Впрочем, хочешь не хочешь, а для замены резины заехать в "пит-лейн" все равно придется. Тут, учитывая монопольное положение "Гудьира" в формуле 1, трудно рассчитывать что-нибудь "скроить".
Словом, сейчас дозаправку, с какой стороны ни посмотри, вряд ли можно назвать тактическим элементом, который всерьез влияет на исход гонки. Другое дело, могут подвести замешкавшиеся механики. Однако это, согласитесь, уже больше похоже на бег в мешках. Помните, был прежде такой аттракцион в арсенале массовиков-затейников наших парков культуры и отдыха. Но там все же побеждает не тот, кто бегает быстрее, а тот, кто бегает быстрее в мешке. Хотя зрелище, доложу я вам, обхохочешься. Кто видел, могут подтвердить.
Источник: Журнал «АМС», №10, 1994