Прошлый год не намного отличался — вновь "вильямсы" были на голову выше остальных. Это несколько пресноватое зрелище, прямо скажем, отпугнуло от автогонок не одного потенциального болельщика.
Еще более чутким оказался "зрительский барометр" на Западе. Избалованные бескомпромиссными схватками с непредсказуемым финалом 70-х — начала 80-х годов, тамошние поклонники Ф1 высказали свое отношение к "формуле Вильямс" ногами — посещаемость Гран-при стала снижаться. В 1992 году она впервые за несколько лет упала ниже полутора миллионов, год назад болельщиков стало еще меньше — 1375000. Причем самым тревожным симптомом были полупустые трибуны Имолы и Донингтон-Парка. А ведь Италия и Англия по праву считаются самыми "гоночными" державами. Жители Апеннин и Британских островов любят автоспорт и хорошо в нем разбираются.
Столь красноречивые факты не могли пройти мимо хозяев "большого цирка" формулы 1. Всеми правами на телетрансляции в этом виде спорта владеет Федерация конструкторов формулы 1 (FOCA). Ее президент Берни Экклстоун недаром слывет прекрасным бизнесменом. Он сразу понял — так дальше продолжаться не может, нужно немедленно подстегнуть остальные команды, обуздав в то же время лидеров Иначе бизнесу "хитрого Берни", который совсем недавно упустил такой желанный кусок пирога, как Гран-при США, угрожали убытки.
Выход нашелся при помощи Макса Мосли, нынешнего президента ФИА, а прежде делового партнера, если не сказать — близкого друга Экклстоуна. Летом прошлого года было объявлено, что формула 1 превращается в состязания по автомодельному спорту — машиной управляет не пилот, а компьютер из боксов. Достижения электроники — проливали на весь мир горючие слезы Экклстоун и Мосли — до безобразия облегчают управление машиной, нивелируя мастерство пилотов. Кроме того, не был забыт и "социальный" мотив — бедные команды никогда не догонят богатых, а те, финансируемые табачными и автомобильными гигантами, в свою очередь уходят все дальше в области разработок новых технологий
Что же делать? Да очень просто — электронику надо запретить! И тогда не будет богатых и бедных, и тогда мы увидим подлинное мастерство пилотов, и тогда будет напряженная бескомпромиссная борьба. И тогда потекут в формуле 1 молочные реки в кисельных берегах...
Демагогичность всех этих басен была очевидна Достаточно вспомнить, что в июне прошлого года когда ФИА впервые закатила истерику с запретом электроники, лишь одна команда не обладала ни активной подвеской, ни противобуксовочной системой, ни полуавтоматикой в трансмиссии. А помните, как мучился с "Мак-Лареном" Майкл Андретти? Гонщику, безусловно талантливому, понадобилась дюжина гонок, чтобы только-только приноровиться к автомобилю, который, по-Мосли, сам привозит седока к финишу. Что же до "принцев и нищих", то самый большой бюджет в Ф1 вовсе не у "Вильямса" или "Мак-Ларена", как можно судить по их победам на протяжении последних полутора десятков лет, а у "Феррари". А когда в Маранелло в последний раз праздновали победу в чемпионате мира? 15 лет назад.
Однако, немного повозмущавшись, большинство недовольных притихли — президент ФИА быстро объяснил "кто в доме хозяин". Несогласных из числа конструкторов и менеджеров пообещали отлучить от формулы 1 вместе с их командами. И на пишущую братию управа нашлась быстро — осенью прошлого года среди национальных федераций ФИА распространила циркуляр, в котором предлагалось сообщать в Париж фамилии всех журналистов, кто нелестно отзывается о действиях Международной федерации.
"Спектакль гарантирован", — так во французской газете "Аргюс" начиналась статья, посвященная открытию нового сезона. Активная подвеска запрещена. Антипробуксовочное устройство запрещено. Усилитель рулевого управления запрещен. Антиблокировочная система запрещена. Зато разрешена дозаправка во время гонки, десятью годами раньше поставленная вне закона из-за крайней опасности, которой грозит эта операция жизни пилотов и механиков. Но ведь она так зрелищна! И дает дополнительный шанс отстающим! Кому как не Берни Экклстоуну знать об этом, ведь именно он вместе со своим тогдашним главным конструктором Гордоном Марри и внедрил эту американскую придумку в Ф1. В 1983 году трюк с дозаправкой помог Нельсону Пике стать чемпионом мира.
Зрелищ, зрелищ! — словно требовали все. И предвкушали более равную борьбу. Напрочь забывая при этом недавнюю историю. Между тем, вспомнив начало восьмидесятых, когда был запрещен граунд-эффект, можно сделать вывод: запреты, тем более нечетко сформулированные, приносят не равные шансы для всех, а исключительные — самым хитрым и изобретательным. И опять — кому не знать об этом, как все тому же господину Экклстоуну. В 1981 году они с Марри и Пике обманули весь мир, придумав хитрую подвеску, не нарушавшую букву запрета, но издевавшуюся над его духом.
Что же мы получили в новом сезоне? Два этапа — две победы Шумахера и полное преимущество "Бенеттона". На телеэкране видно, что эта машина проходит повороты значительно быстрее всех остальных. В роковом "Тамбурелло" Шумахер шел на 313 км/ч. Это быстрее, чем "сумасшедший Найдж" Мэнселл на "Вильямсе" с активной подвеской два года назад! Сенна видел это. И попытался прибавить. Но машина, лишенная активной подвески, не сумела удержаться на трассе. И великий бразилец после смерти был во всеуслышание назван неумехой. Господами Мосли и Экклстоуном.
Российским телезрителям повезло. Во всяком случае тем, кому хотелось зрелищ — их есть у ФИА.
Источник: Журнал «АМС», №7, 1994