За основу был взят дизельный V-образный 8-ци-линдровый мотор ЯМЗ-8424 мощностью 420 л. с. Ныне существует уже семь его спортивных модификаций. И если первый вариант двигателя удалось довести до 650 л. с., то последний, образца 1991 года, развивает мощность 1100 л. с. и крутящий момент 400 кгс·м. Максимальные обороты мотора — они ограничены правилами — 2600 об/мин.
Для улучшения наполнения цилиндров — основного источника повышения мощности — разработан новый турбокомпрессор В результате давление наддува на «боевом» моторе возросло до 2,5 кгс/см2 (у серийного — 1,1 кгс/см2). Турбокомпрессор развивает 100000 об/мин, и конструкторам пришлось поломать голову над обеспечением прочности рабочего колеса турбины, приводимого в действие выхлопными газами с температурой около 1000 °С. Выход был найден в применении материала, заимствованного из авиационной промышленности.
Не менее оригинальны опоры, в которых вращается вал турбокомпрессора. Он всплывает в слое масла, поступающего под давлением из системы смазки.
Перед подачей в цилиндры нагнетаемый воздух проходит через трубки специального радиатора — охладителя. Благодаря его применению улучшается наполнение (повышается плотность воздушного заряда). К тому же охладитель позволяет «остудить пыл» форсированного мотора. На поверхность охладителя распыляется вода из специальных форсунок. Испаряясь, она забирает тепло. Вдобавок впрыск воды осуществляется и в нагнетатель.
Высокопроизводительный турбокомпрессор повысил «аппетит» двигателя. Поэтому понадобился новый насос высокого давления (ТНВД). Он оснащен мембранными демпферами, снижающими пульсацию топлива, и обеспечивает почти пятикратное, в сравнении с серийным насосом, увеличение максимальной цикловой подачи. Работа ТНВД на переменных режимах двигателя поддается регулировке. Это важно, так как судьи в ходе соревнований контролируют автомобили на дымность.
Чтобы обеспечить надежность форсированного мотора модернизировано немало серийных деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма, системы смазки; разработаны новые поршни, головки цилиндров, уплотнения газовых стыков, клапаны из специальной жаропрочной стали.
Несмотря на «резвость» спортивного двигателя, вполне надежно зарекомендовали себя усовершенствованные узлы трансмиссии серийного МАЗа. Крутящий момент через двухдисковое сцепление передается к коробке передач модели ЯМЗ-202. Ее механизм переключения оборудован пневматическим усилителем. А так как используется лишь пять передач верхнего ряда, удален демультипликатор. Это позволило укоротить картер коробки и сдвинуть почти полуторатонный силовой агрегат назад на 760 мм, чтобы улучшить развесовку автомобиля. Для эффективной реализации мощности может быть полностью заблокирован дифференциал главной передачи, а быстро сбавить ход «кольцевого» тягача массой 6,5 тонны помогают пневматические дисковые тормоза фирмы «Лукас» и электронная антиблокировочная система «Вабко».
В конструкции гоночного МАЗа появилось немало новинок, таких, как регулируемые передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости, более жесткие малолистовые рессоры, регулируемые гидропневматические амортизаторы «Кони», усовершенствованное рулевое управление, передний мост с увеличенным углом продольного наклона шкворня, литые колеса фирмы АТС из легкого сплава...
И все же МАЗ на европейских трассах уступает пока лидерам. Ведь стартует он в одном классе с «мерседесами» и МАНами. А немецкие концерны не жалеют средств на разработку гоночной техники.
Ныне небольшой творческий коллектив минчан, возглавляемый инженером-испытателем Александром Синкевичем, стал самостоятельным объединением «МАЗ-ТРТ» (Трак Рэйсинг Тим — грузовая гоночная команда) и сотрудничает с такими солидными фирмами, как «Бош», уже упомянутые «Лукас», «Вабко», АТС, спонсорами в Беларуси. И все же без более основательной поддержки объединения «БелавтоМАЗ» опередить грозных конкурентов невозможно. Думается, сегодня за ним и решающее слово.
Основные технические характеристики тягача МАЗ-5432, подготовленного для кольцевых гонок
Двигатель: базовая модель — ЯМЗ-8424, V-образный, 8-цилиндровый с турбонаддувом, рабочий объем — 17260 см3; максимальная мощность — 1100 л. с. при 2600 об/мин; максимальный крутящий момент — 400 кгс - м; коробка передач — ЯМЗ-202 с усилителем механизма переключения (используется пять передач верхнего ряда); передаточное отношение редуктора заднего моста — 3,97; тормоза — дисковые с пневматическим приводом (стальные вентилируемые диски на всех колесах); диаметр колес — 221/2"; масса снаряженного автомобиля — 6500 кг.
С. Осокин. Фото А. Гуревича
Источник: Журнал «АМС», №1, 1992