Бить рекорды в закрытом парке заключительного этапа чемпионата страны в классе формулы «ЧеЗет» выпало на долю москвичей — Яна Шеленговского и его отца. Тот в семейном дуэте за механика. Но даже при такой спорой и быстрой работе успеть к началу контрольных заездов в латвийском городке Кандава Яну не удалось.
Еще во время тренировки у мотора Шеленговского «сгорел», как говорят гонщики, коленчатый вал. Потом заклинило коробку у запасного двигателя. Словом, при шла беда — отворяй ворота. А ведь в Кандаву он приехал лидером чемпионата, на шесть очков опережая главного конкурента — хозяина трассы Арниса Юршевского.
Так еще до старта стало ясно, что острой дуэли, на которую можно было рассчитывать, не получится. Шеленговский, уйдя на трассу из последнего ряда, так и не смог пробиться сквозь плотную группу конкурентов к лидировавшему в гордом одиночестве Юршевскому. Видно, действительно, разбитому кораблю нет попутного ветра.
Похожая картина повторилась и в двух других заездах. С той лишь разницей, что в третьем Арнис уже в ранге чемпиона позволил себе царскую роскошь и сделал земляку Янису Хорелик-су «серебряный подарок». Незадолго до финиша он пропустил его вперед, что позволило тому занять по итогам чемпионата второе место, оттеснив на третье Шеленговского.
Представляю, как приятна была для Арниса эта первая победа в чемпионате страны, добытая к тому же в родном городе на глазах близких, друзей и подруг. Но праздничный банкет тем не менее пришлось перенести. На следующий день на той же трассе Юршевскому надо было выходить на старт четвертого, предпоследнего этапа Кубка СССР в формуле С, где он также сохранял шансы на общую победу. Однако соперники здесь у него были посерьезней — практически все лучшие картингисты страны. Да и дистанция финального заезда не чета формуле «ЧеЗет» — целых 22 километра. Забегая вперед, замечу, что именно это обстоятельство сыграло на руку Арнису.
Между тем старт он проиграл начисто. Вперед успели умчаться все его главные конкуренты.
— Ну что ты будешь делать, — всплеснул руками Хуго Юршевский — отец и одновременно тренер Арниса. — Никак парень не приспособиться к двигателю «Ро-такс». При медленном старте с хода, когда обороты двигателя невысоки, Арнис сразу резко нажимает на газ, и карбюратор захлебывается. Теперь придется выбираться...
Гонку же возглавил Петр Бушланов, истосковавшийся в нынешнем сезоне по победам. Представляю, как нелегко давалось ему лидерство и упорное соперничество с другим неудачником этого года земляком Юршевского Раймондом Гудрикисом.
Ведь выступал Петр, не до конца оправившись от болезни: еще накануне у него была высокая температура.
И все же смею предположить, что именно эти два признанных аса и разыграли бы между собой первенство, если бы финальный заезд был чуть-чуть покороче и если бы не честолюбивый, воодушевленный победой, одержанной накануне, Юршевский.
Глядя, как он расправляется один за другим с соперниками и как неумолимо сокращается разрыв между ним и лидерами, становилось ясно: если Арнису хватит времени, Петру и Раймонду не устоять.
— Я готов был бороться с Юршевским до конца, — досадовал потом Гудрикис. — Однако при входе в один из поворотов задел за обочину, карт тряхануло и сразу же «забарахлил» карбюратор. Тут-то Арнис и обошел меня.
Лишившись последнего своеобразного прикрытия в лице Гудрикиса, Бушланов остался один на один с Юршевским. Петр не из тех, кто заранее складывает оружие. Да вот беда, оружие его — мотор «Павези» — на этот раз оказалось негожим для поединка за первое место. В чем, к слову, все воочию убедились. Уже когда Арнис объехал Бушланова, голос двигателя Петра оборвался на высокой ноте: развалился подшипник коленвала.
Никогда прежде не приходилось мне видеть Юршевского-старшего столь счастливым, раздаривающим улыбки направо и налево, хотя знаю его больше десяти лет. Глаза этого стройного седовласого человека светились отцовской гордостью за сына. Говорят, маленькие дети — маленькие хлопоты, большие дети — большие хлопоты. И еще все-таки большие радости, смею добавить я, побывав на состязаниях в Кандаве.
Чемпионат СССР по картингу
Формула «ЧеЗет», IV этап. Кандава, 10 августа: 1. А. Юршевский (Латвия) — 42 очка; 2. М. Федоров (Ленинград) — 29; 3. Я. Хореликс (Латвия) — 27; 4. Т. Калласмаа (Эстония) — 26; 5. А. Колодяжный (Украина) — 26; 6. Г. Комаров (Россия) — 19.
Итоговый результат: 1. Юршевский — 120; 2. Хореликс — 102; 3. Я. Шеленговский (Москва) — 98; 4. Н. Грасберг (Латвия) — 84; 5. Колодяжный — 82; 6. Комаров — 77; 7. Федоров — 68; 8. Калласмаа — 47; 9. М. Стернейртс. (Латвия) — 41; 10. Ю. Мосьпан (Украина) — 37.
Кубок СССР
Формула С, IV этап. Кандава, 11 августа: 1. А. Юршевский (Латвия, «Ротакс» — «Бриджстоун»); 2. Р. Гудрикис (Латвия, «Павези» — «Вега»); 3. А. Берзиньш (Латвия, «Павези» — «Вега»); 4. Ю. Еблаков (Эстония, «Ротакс» — «Бриджстоун»); 5. Я. Хореликс (Латвия, «ЧеЗет» — «Вега»); 6. М. Федоров (Ленинград, «ЧеЗет» — «Вега»).
С. Нечаюк. Фото В. Крючкова
Источник: Журнал «АМС», №5, 1991