Не спешите, пожалуйста, выражать соболезнования по поводу моего внезапно помутившегося рассудка. С ним все в порядке. И не приснилось мне все это в сладком сне. Нет. Описанная сцена, действительно, имела место быть в сентябре прошлого года на заключительном этапе открытого чемпионате Германии формулы «Юниор». Где в самом деле выступают и Шумахер — правда, не Михаэль, а его младший брат Ральф,— и Мелькус — только, конечно, не Хайнц и, к великому сожалению, не Уве, погибший три года назад, а представитель третьего поколения знаменитой гоночной династии Ронни. А весной прошлого года веселая мальчишечья компания участников «юниорского» первенства пополнилась гонщиками из Белоруссии.
Чемпионат формулы «Юниор», проводимый с 1991 года,— своего рода трамплин, с которого 17— 19-летние перспективные ребята, пришедшие, как правило, из картинга, совершают прыжок в более мощные и престижные формулы — «Опель—Лотос», «Рено», «Форд». Ну а с тем, чтобы путь наверх продолжали самые талантливые и способные — автомобили «юниорской» формулы конструктивно почти ничем не отличаются друг от друга, их важнейшие узлы и механизмы унифицированы. Это ставит всех участников примерно в равные условия, в которых и познается мастерство каждого гонщика. А демонстрируют ребята свои возможности на десяти этапах первенства, проводимых на лучших трассах Германии, а также в Австрии, Бельгии и Венгрии. Для повышения престижа формулы «Юниор» некоторые ее старты предваряют этапы немецкого чемпионата по гонкам на легковых автомобилях (ДТМ).
Несмотря на то, что формула «Юниор» лишь одна из начальных ступеней в мировой гоночной лестнице, ее призовой фонд совсем нешуточный. Если в сезоне-92 он составлял 150 тысяч немецких марок, то в прошлом году «поправился» еще на 50 тысяч. При этом первая дюжина пилотов каждого этапа вместе с зачетными очками получает от 3000 до 300 ДМ. И по окончании первенства также 12 лучших гонщиков пополняют свой бюджет совсем не «школьными» суммами — от 10 тысяч до 500 ДМ. Словом, «Юниор» — вещь серьезная, полезная и популярная — ведь именно с подобных соревнований начинали свою карьеру почти все сильнейшие пилоты мира. Вот и приходят в немецкое первенство ребята, мечтающие о лаврах Сенны и Проста.
Предысторию же появления в «Юниоре» гонщиков из Белоруссии постоянные читатели АМС наверняка помнят. Совместное предприятие «JAK-Автомобильные технологии» в содружестве с научно-производственной фирмой «Тест» собрали в Минске по немецким лекалам гоночные автомобили формулы «Юниор». При поддержке таких известных фирм, как БМВ, «Фондметал», «Кастроль», «Пирелли», «Каттус» и немецкого автоклуба АДАК, была организована команда для участия в чемпионате этой формулы. Защищать же гоночную честь Белоруссии посчастливилось Дмитрию Белобородову, Алексею Кучуку и Анатолию Серветнику — именно их выбрали после многоступенчатого отбора из более чем десятка белорусских картингистов.
Конечно, наивно было бы ожидать от ребят чуда. Не могли они, едва попав в Европу, сразу задавать здесь тон, а тем более тут же протоптать себе дорожку в «высший свет». Процесс становления пилота мирового класса занимает несколько лет, и результаты даже к самым большим талантам приходят не вдруг. Пока же белорусским парням не по силам на равных бороться с асами— «юниорами» немецкого чемпионата. Анатолий Серветник после трех этапов был заменен Алексеем Кучуком, но ни тот, ни другой не сумели подняться выше 16-го места. И только Дмитрий Белобородов добился определенного успеха. В середине мая в Вуншторфе — это был третий этап чемпионата и первый для минчан — он финишировал 18-м. Затем, буквально по шажочку приближаясь к зачетной дюжине, был 17-м, 15-м, 14-м. В предпоследней гонке «Альпийском трофее» на австрийском «Зальцбургринге» — он показал 13-е время, и наконец на последнем этапе, в Хоккенхайме был десятым.
Но, как мы уже говорили, успехи — дело наживное. Главное, фирма JAK, похоже, понимает — то, что уже сделано — лишь первый шаг к Олимпу мирового автоспорта. Консорциум не собирается останавливаться на достигнутом. Уже в нынешнем году, помимо формулы «Юниор», где наряду с двумя белорусскими гонщиками, возможно, выступит и один пилот из России, в его планах значится атака на следующий эшелон европейских формул. Два автомобиля ФЗ, собранные, как и «юниоры», в Минске, поведут борьбу в немецком чемпионате формулы 3, одном из самых престижных и популярных в мире.
Ну и последнее. Дело минчане, бесспорно, затеяли хорошее. А приглашение в белорусский стан российского гонщика — весьма благородный жест. Но с другой стороны, обидно. До каких же пор наши российские гонщики будут жить такими, да простят меня минчане, подачками? Не совестно, господа российские предприниматели? Где же ваши национальная гордость и самолюбие? И неужели канули в Лету меценаты, способные раскошелиться на благо российского автоспорта? Вперед, господа, без страха и сомненья! Дело-то хорошее. И может стать выгодным.
Источник: Журнал «АМС», №1, 1994