Впрочем, для тех, кто собрался на «Чайке», все шло своим чередом. Настраивали технику, по расписанию выруливали на тренировки. И надо же было такому случиться, что как назло именно во время последней из них, буквально за пару часов до начала субботних контрольных заездов, на самом ходовом левом вираже трассы «формула» гонщика из МАДИ Александра Потехина сорвалась с заданной траектории. Удар об ограждение — и заднее колесо, обогнав машину, скрылось из виду за пределами трассы. Каким-то чудом пилоту уда-л ось-так и удержать на дороге свою взбунтовавшуюся «двадцать первую» «Эстонию». Проскрежетав днищем, она замерла внутри круга.
Александр выбрался наружу, снял шлем и стал молча разглядывать остатки колесного диска на ступице исковерканной задней подвески.
«Ну что же, будем грузиться», — хладнокровно сказал он прибежавшему из закрытого парка механику. Эта невозмутимость далась ему, видимо, не без усилий — выручила привычка владеть собой в критических ситуациях. Ведь подосадовать как никогда было о чем. В отсутствие признанного лидера формулы 1600 москвича Виктора Козанкова Александр Потехин и его тезка тольяттинец Пономарев считались главными претендентами на победу. Правда, днем раньше их обоих немало озадачил прошлогодний чемпион Тойво Асмер, выступающий теперь на «Рейнарде-903». Завсегдатаи закрытого парка увидеть его на первом этапе явно не ожидали, полагая, что он дома не успеет отладить свою недавно приобретенную на Британских островах иномарку. Однако утром в техническом парке появился автобус с надписями «Таллепт Тойво Асмер Рей-синг», откуда извлекли белоснежную заморскую красавицу. Механики поколдовали над оснащенным системой впрыска мотором «Фольксваген», а уже через час на тренировке Тойво опередил всех соперников. К сожалению, триумф единственной пока зарубежной машины продолжался недолго. Из-за поломки коробки передач в гот же день автобус с эстонскими номерами взял обратный курс в Таллинн.
Перед гонкой Александр Пономарев, фактически уже обреченный на роль лидера, даже посетовал, что ни Асме-ру, ни Потехину стартовать в первом этапе не суждено. В его словах я не заметил и доли лукавства. Тольяттинец прекрасно подготовился к нынешнему сезону, и шанс переиграть своих давних соперников был для него дороже «заочного» первого места. Впрочем, забегая вперед, скажу, что это первое место ускользнуло от него, словно сама изменчивая фортуна услышала неосторожно произнесенные накануне слова. В середине заезда у лидировавшего с огромным отрывом Пономарева отказал двигатель. В итоге дуэль за первое место разгорелась между хозяином трассы Александром Медведченко и гонщиком из МАДИ Александром Нестеровым, который в конце концов уступил опытному киевлянину. Стартовавший же с последнего ряда москвич Андрей Кретов пробрался на третью позицию.
В формуле «Восток» товарищ Нестерова по «мадийской» команде Эдгард Линд-грен еще накануне показал лучшее время круга. Лишь Сергей Одинцов, проигравший ему четыре десятых секунды, мог, пожалуй, поспорить с ним за победу. Сергея я повстречал вечером перед гонкой на старте-финише у судейской и удивился, с каким мрачным видом разглядывал он протоколы контрольных заездов.
— Коробка развалилась. Да и вообще я здесь, считай, случайно — решил «завязать», — огорошил меня неожиданным признанием неоднократный призер чемпионатов страны.
Почти целый год Сергей искал спонсоров, способных оказать финансовую поддержку, но безрезультатно. На шестой таксопарк столицы, за который выступает вот уже не один год, он не в обиде. Там и так помогают чем могут — купили «Эстонии», выделили «волгу-техничку... Но сегодня этим уже не прожить. Не секрет, что большинство наших гонщиков прирабатывали на стороне как могли, а потом тратили эти деньги на покупку разных «железок» для спорта.
— Чем только не приходилось заниматься. Одних частных машин сколько пришлось перелопатить — не счесть, — с досадой махнул рукой Одинцов, — откуда взялись бы иначе и комбинезон, и шлем. А импортные амортизаторы, свечи, масло, «боевой» распредвал — всего этого в магазине нет. Годом-другим раньше можно было еще прокрутиться. Но теперь цены на все, что связано с автомобилем и автоспортом, просто сумасшедшие. И главное, официально за деньги парка ничего не купить. Хочешь, к примеру, «шестой» мотор — пожалуйста, только выложи десять тысяч наличными, новый коленвал — выкладывай две... А у меня, между прочим, оклад — сто шестьдесят. Вот я и задумался, к чему пришел в свои тридцать четыре года — разбита семья, живу теперь с родителями, машины собственной нет... В общем, я бы и на первый этап не приехал, если бы не Российская страховая компания, выделившая буквально за неделю до гонок пять тысяч рублей на эту поездку. Только весь вопрос в том, будет ли она меня и дальше поддерживать.
— Старик, ты же знаешь, что наше занятие не для слабонервных,— вступил в разговор оказавшийся рядом Александр Потехин. — Ты год ищешь спонсоров, а я целых три работал с фирмой «Мотюль», пока мы не нашли общие интересы. Мне, между прочим, как и тебе, «гоняться» куда больше нравится, нежели быть бизнесменом. Но что поделать, если другого выхода нет.
Невесело было слушать их разговор. И ладно бы новички, не имеющие на «кольце» репутации, едва сводили концы с концами, а тут сидели на опустевшей к вечеру судейской трибуне два уже признанных мастера.
— И все-таки главное не опускать руки, — считает Потехин, — нынешний год для нас самый тяжелый. Сейчас важно продержаться, выжить. Да и ты, — повернулся он к Одинцову, — никуда не денешься. Сколько лет тебя знаю — не первый раз бросать собираешься.
Они разошлись в разные стороны. Оптимист Потехин уехал, хлопнув дверью новенькой «восьмерки» с наклейкой «Мотюль», а пессимист Одинцов, которому надо было перебирать сломанную коробку, направился к боксам. Наутро, взяв старт, он лишь в самом начале заезда повисел на хвосте у Линдгрена и вдруг сбавил темп.
На финише, где награждали победное трио, Одинцов показал своему механику на отвалившийся в гонке передний амортизатор.
— Будешь за это до утра возить меня на техничке по лучшим киевским ресторанам. Видишь — призовые получил, — и, невесело улыбнувшись, он извлек из конверта... сорок рублей — столько, по расценкам ДОСААФ, полагается гонщику за второе место на этапе чемпионата.
Не меньше финансовых проблем и у спортсменов, выступающих на легковых автомобилях группы А или «кабинках», как окрестили их гонщики. Пожалуй, лишь пилоты Волжского автозавода не унывают. Здесь они хозяева положения. В классе 1600 см3 три тольяттинские «восьмерки» — Бориса Маслова, Юрия Боровикова и Владимира Егорова, рванувшись со старта, не оставили никаких шансов соперникам. Только поломка мотора на машине Егорова вывела на третью позицию москвича Александра Орловского. А неудержимый дуэт Маслов — Боровиков победил просто-таки с подавляющим преимуществом. В гордом одиночестве, словно во время показательных выступлений, их «восьмерки» на полном ходу шли бампер в бампер, а гонщики успевали и посигналить, и даже показывали друг другу на остановившегося в боксах Егорова. Уровень подготовки кольцевиков из Тольятти продемонстрировал и их молодой одноклубник Сергей Гурьянов. Целый круг после старта простоял он, налаживая отказавшие тормоза, а закончил 24-круговую гонку уже на седьмой позиции.
В нынешнем сезоне на ВАЗе создана сильнейшая команда, объединившая ведущих заводских гонщиков. Никто не спорит, что для выступлений на зарубежных трассах это прекрасно. Но вот с кем ей бороться у себя дома? С такими, как Одинцов? Конечно, завод подавит своей мощью соперников-одиночек. Только не рискуют ли пилоты «Лады», приехав однажды на очередное союзное первенство, оказаться в этом классе единственными участниками. Много ли их соперников при нынешней-то дороговизне согласятся разыгрывать за спиной у тольяттинцев лишь с пятого по последнее место? Как это ни парадоксально, но Волжский автозавод сегодня, пожалуй, единственная реальная сила, способная оказать поддержку своим же соперникам, а значит и всему нашему кольцевому спорту. Хотя бы в тех двух классах легковых автомобилей, где стартуют на заводской продукции.
— Эх, если бы, как это делают на многих автозаводах мира, и у нас наладили мелкосерийный выпуск спортивных распредвалов, блокировок, стоек подвески, задних дисковых тормозов, других комплектующих, чтобы могли их приобрести и остальные, — сокрушались многие из тех, кто стартовал на чемпионате. А ведь таких, между прочим, становится все меньше и меньше. В формулах «Восток» и «1600» было всего 17 и 10 (!) участников. На легковых автомобилях класса 1600 см3 — пятнадцать, а в классе 1300 см3, где выиграл ленинградец Андрей Поздняков, — там, к слову, были проблемы с машиной у единственного тольяттинца Александра Белова — опять-таки набралось всего десять гонщиков. И это при возможностях киевской «Чайки» разместить на старте более двадцати пилотов!
А какой пустынной казалась трасса — зрителей практически не было. Когда на финише вручали цветы победителям, им аплодировали, кажется, лишь судьи, организаторы да механики. Видимо, и вправду нынешний сезон для наших кольцевиков самый непростой за последние годы. Только вот будет ли лучше следующий?
С. Осокин, Фото В. КРЮЧКОВ
Источник: Журнал «АМС», №3, 1991